исследовательская работа
презентация урока для интерактивной доски (1 класс)

Сотавова Хапсат Аскеровна

исследовательская работа первый класс . тема " быт и традиции ханты "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_k_proektu.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд – Здравствуйте, меня зовут Колозякова Майя, мне 8 лет. Я ученица 1-В класса, школы №4, мой научный руководитель Хапсат Аскеровна.

Представляю Вам проект «Быт и традиции народов ханты».

2 слайд – Таежные просторы Ханты-Мансийского округа давно населяют два родственных народа – ханты и манси.

Мы жители этого округа, и поэтому мы должны знать, то культурное наследие, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.

К сожалению, большая часть моих одноклассников не смогли ответить на поставленные вопросы.

Поэтому я решила провести исследовательскую работу на тему «Быт и традиции народов ханты» и рассказать им об этом.

4 слайд – Цель моего исследования:

  • Расширить представления моих одноклассников о жизни народов ханты, их быте, традициях и культуре, показать своеобразную мудрость традиций коренных народов Севера.

Перед собой я поставила задачи:

  1. Познакомится с образом жизни, традициями и культурой коренных народов Севера.
  2. Прикоснуться к культуре хантыйского народа (т.е. изготовить что-то своими руками)
  3. Познакомить сверстников с результатом своего исследования.

5 слайд – Методы моего исследования.

  1. Посещение экскурсий (краеведческий музей, библиотека, выставочный зал);
  2. Рассматривание книг и иллюстраций;
  3. Изучение интернет- источников.
  4. Посещение читального зала городской библиотеки знакомство с книжными источниками.

6 слайд – Мы посетили краеведческий музей. Там я узнала много интересного о родном крае и коренном народе Севера.

7 слайд – А так же в городе проходили выставки в выставочном зале, связанные с коренными народами Севера: «Забавы обских угров»...

8 слайд - «Мыс священной собаки», куда мы с удовольствием пошли.

9 слайд – Так же к нам в класс приходили представители музея и знакомили нас с культурой северного народа, показывали их одежду, орудия труда и быта. Дали все это потрогать, примерить. Было очень интересно.

10 слайд – И сейчас Я готова рассказать ВАМ, что это за народ, про его быт и культуру.

11 слайд – Одежда.

Как красочно выглядят ханты в своих национальных одеждах. Они выделяются на фоне белого снега и зимнего леса: красивые халаты, украшенные мехом и бисером, цветные яркие платки с кистями, унты, кисы.

Ханты для пошива одежды и обуви используют только природные материалы: шкуры животных, птиц, рыб и растения.

Глухая одежда из оленьих шкур с капюшоном называется мАлица, ее носят мехом внутрь.

Мехом наружу носят Гусь и ПАрку. Парка нарядная одежда, а Гусь надевают в дорогу поверх МАлицы.

Мужчины носят всю верхнюю одежду с поясами, на которые цепляют мешочки и сумочки, с мелочами для промысла.

Головным убором женщинам-ханты служит платок.

Одежда богато украшается бисером ярких тонов, цветными аппликациями.

12 слайд – Семья.

В семье ханты главным считается мужчина, а женщина подчиняется ему. Каждый в семье имеет свои обязанности.

Например, дом из бревен, строит мужчина, а чум из легких шестов воздвигает женщина; рыбу и мясо добывает мужчина, а женщина готовит их каждый день; нарты и лыжи изготавливает мужчина, а одежду - женщина. Посуду, орудия труда из дерева и корня кедра изготавливает мужчина. А изделия из бересты делает женщина.

Кстати, заготовление дров, хождение за водой - у ханты считается женской работой. Хотя, в современных семьях мужья часто помогают своим женам в этом.

13 слайд – Когда в хантыйской семье на свет появляется новый человек, его ждут сразу четыре мамы. Первая мама, которая родила, вторая – принявшая ребенка, третья, которая первой подняла его на руки, и четвертая – крестная мама.

14 слайд – У ребенка две колыбели – первая – дневная колыбель, она деревянная с берестяной спинкою и вторая ночная люлька – это берестяная коробочка.

Дневную колыбель называют верхней, ночную – нижней. В первой он видит свет, во второй темноту; в первой он больше играет, во второй, - спит. На колыбель вместе с остальными узорами обязательно наносят изображения глухаря - хранителя сна.

Когда маме нужно отлучиться, она подвешивает колыбель к шесту чума, или к потолку зимнего дома, а под колыбель всегда кладет нож, так она защищает ребенка от злых духов.

 В хантыйской семье, где есть дети, колыбель одно из главных предметов жилища. Большую часть времени ребенок проводит в колыбели, она служит ему маленьким домом до 2 – 3 лет.

15 слайд – Жилище.

Раньше ханты всегда вели оседлый образ жизни, поэтому строили деревянные постройки, полуземляные жилища без потолков и перегородок, с треугольной крышей. В настоящее время все изменилось,  ханты ведут полукочевой образ жизни и, как правило, живут в чумах. Стойбище располагают вдоль берега реки.

16 слайд – Средства передвижения.

Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их тяжело представить без лёгкой долблёной лодки, которую называют облАс. Обычно облАс изготовают из осины, но если его перетаскивают по суше, то используют кедр, потому что он легче и не намокает в воде. Это основной транспорт летом.

Основной транспорт зимой – сани, их называют нарты – ручные (собачьи), и оленьи. Ручные и оленьи нарты внешне похожи. Отличия оленьей нарты от ручной в ее бОльших размерах.

Современный транспорт, который используют ханты зимой – это снегоход, к ним и крепят нарты.

Зимой для передвижения используют и лыжи. Ходить на них учатся с 6-7 лет. Основу лыжи делают из сосны, кедра или ели.

17 слайд - Промысел хантыйского народа.

Охота для ханты – это жизненная необходимость. Охотничий промысел разделяется на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играет пушной промысел.

Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства. Для промысла рыбы используют различного рода плетеные ловушки и сети.

Оленеводство. Олени для хантыйских семей – и транспорт, и еда, и теплая одежда. Перегонять оленей и ухаживать за ними нужно круглый год. И это непростое искусство, которое нужно освоить еще в детстве. Поэтому детей оленеводов, живущих на крайнем Севере, обучают этому даже в школе.

18 слайд – Женщины-ханты плетут из бересты, вышивают бисером, выделывают из кожи различные украшения, оберЕги и игрушки.

19 слайд – Национальная кухня.

Основу питания составляют рыба, мясо оленей и диких зверей, их едят в сыром, варёном, жареном и копчёном виде, а так же дичь, ягоды и кедровые орехи.

Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Хлеб (по-хантыйски нянь). Он бывает множества видов. Тесто, для хлеба замешивают на рыбном бульоне.

20 слайд – Предметы быта.

Традиционно хлеб пекут в глинобитной печи - нянь кер. Её устанавливают на улице под навесом.

Разнообразна и многочисленна кухонная утварь из бересты, благодаря ее ценным качествам продукты долго не портятся и сохраняют свой вкус.

Так же делают деревянные долбленые чашки.

21 слайд – Праздники.

Народы Севера считают ворону священной птицей, покровительницей детей и женщин, и посвящают ей специальный праздник, который называют «Вороний день».

Медведь считается хозяином тайги. И каждая успешная охота на него отмечается праздником, который длится несколько дней. Его называют «Медвежьи игрища». Это самый любимый праздник ханты, на котором представлены все виды искусства: песни, танцы, музыка, театрализованные представления.

Традиционный праздник тундрового населения – «День оленевода». Он проводится весной. В этот день ханты продают продукцию своих промыслов: дичь, ягоды, рыбу, и многое другое. А так же проводят национальные игры – гонки на оленьих упряжках, прыжки через нарты, бег в национальных костюмах и т.д.

22 слайд – На праздниках звучит музыка, которую ханты играют на своих национальных музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты изготавливают вручную из природного материала. На них играют не только на праздниках, но и в обычной обстановке.

23 слайд – Игрушки хантыйских детей.

Детские игры и игрушки выполняют важные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности. Способствуют осознанию своего пола 

Игрушки мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребенку дают нож (по-хантыйски кёчих) и учат работать топором и другими простыми инструментами.

Так же среди игрушек мальчиков, всегда есть: маленькие лодки, нарты, модели капканов, части рыболовных сетей, снаряжение для оленьей и собачьей упряжек из кожи, сукна, тряпочек.

Первой игрушкой девочек была кукла – «акань», которую шили мама и бабушка. Уже с 5-7 лет девочка сама могла сделать себе куколку. Ее создание контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол и создавать персонажи, похожие на конкретных людей. По традиции у куклы нет рук и ног. Куклу изготавливают из кусочков тканей, дерева, беличьих хвостов. 

24 слайд – Мы с мамой попробовали изготовить куклу «акань», которую делали себе девочки-ханты самостоятельно. Вот как это было.

25 слайд – Игры и игрушки, так же как и их изготовление, являлись частью жизни. У северных народов имеется много своеобразных, развивающих, занимательных игр.

На выставке «Забавы обских угров», я узнала некоторые игры, в которые играют ханты дома с родными, а так же и со своими гостями. И хотела вам рассказать об этих играх и поиграть с вами.

Эта игра называется «Головоломка стоимостью пяти лошадей». Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей». В настоящее время, эта игра касается оленей, потому как ханты содержат именно их, но название так и осталось. (Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.)

Материал: дерево, кость, кожа (ровдуга).

Эта игра на внимание и память – она называется «Эхо», в этой игре, ведущий убирает по одной пластинке, а играющий должен запомнить, сколько пластинок было убрано. Если ошибся, то выбываешь.

Материал: дерево

Популярной была и игра в палочки «Щёл». Она рассчитана на людей разного возраста. В нее могли играть как дети, так и взрослые. В «Щел» играли на внимательность, на ловкость, на осторожность. Для маленьких детей игра заключалась в том, чтобы обнаружить, в какой части фигуры не хватает палочек. Так же из них маленькие дети могли построить какую-нибудь фигуру, домик, например. Дети постарше обучались счету при помощи этой игры. В «Щёл» на ловкость играло несколько детей по очереди. Палочки ложили на тыльную сторону руки, подбрасывали  вверх, руку переворачивали и ловили палочки ладонью. Если игрок ловил нечётное количество палочек, то одну забирал себе и ход оставался за ним. Если палочек оказывалось чётное количество – ход переходил к другому. Тот, кто набирал наибольшее количество палочек, становился победителем.

26 слайд – Еще я ознакомилась с орнаментом хантыйского народа. Рисовала и складывала его из геометрических фигур. Узнала такие орнаменты как «Лапа лисы», «Заячьи уши», «Оленьи рога», «Береза».

27 слайд – Вывод. Изучив быт и культуру народов ханты, я узнала, как они разнообразны и интересны. И каждый человек, живущий на Югорской земле, должен испытывать чувство гордости и уважения к родному краю, беречь и сохранять традиции коренных народов Севера.

28 слайд – Мне кажется, вам было интересно. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...