РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Наш школьный двор» на 2019-2020 учебный год 1-2-классы
материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Наш школьный двор» на 2019-2020 учебный год 1-2-классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_nash_shkolnyy_dvor_1-2_klass.docx | 63.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
приказ от 28.08.2019 №389
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ВУД «Наш школьный двор»
на 2019-2020 учебный год
(учебный предмет, уровень изучения)
1-2-классы
(класс)
33-34ч
(количество часов)
Составитель: учителя начальных классов
Согласовано протокол заседания методического совета от 28.08.2019 г. № 1 | Согласовано заместитель директора по УВР ______________Н.В. Масимзаде |
2019-2020 учебный год
Урай
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ФИО физических лиц, реализующих программу | Учителя 1-2 классов |
Название программы | Программа внеурочной деятельности «Наш школьный двор» для развития исследовательских способностей обучающихся 1-2 классов в рамках ФГОС |
Количество академических часов, необходимых для реализации программы | 67 часов |
ФИО разработчиков программы | Учителя 1-2 классов |
Место реализации программы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 |
Проблема | Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний, является адаптированность детей к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Программа «Наш школьный двор» имеет адаптационную направленность, которая определена особой актуальностью адаптации и социализации младших школьников (1-2 класса) в школе и вне ее, а именно на территории школьного двора. Восполнение необходимого уровня адаптации обеспечивает данная программа. |
Цель программы | создание условий для успешной адаптации обучающихся 1-2 классов творческой активности через формирование первоначальных проектно-исследовательских умений, помочь обучающимся познакомиться с территорией школы, найти свое место и возможности для реализации творческих, умственных и физических потребностей и способностей. |
Задачи программы | Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе; создание единого комплекса, где можно было бы реализовать способности детей, их запросы, интересы, создание идеальной модели маленького мира школьного двора; формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; освоение практики презентации результатов собственных исследований обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |
Целевая группа, для которой предназначена программа | Обучающиеся 1-2 классов. Социально – возрастная характеристика Исследования ученых-психологов свидетельствуют о том, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. На основании возникновения личного сознания происходит кризис 7 лет. |
Основные образовательные технологии, используемые для реализации программы |
• проблемное обучение; • моделирующая деятельность; • поисковая деятельность; • информационно-коммуникационные технологии; • здоровьесберегающие технологии; |
Условия достижения цели и задач программы | Организация внеурочной деятельности первых – вторых классов, учитель начальных классов, педагог-психолог, логопед, методист, зам. директора по УВР |
Источники финансирования | |
Сроки реализации программы | С 2019 -2020 г |
Пользователи основных мероприятий программы | Обучающиеся 1-2 классов |
Ожидаемые конечные результаты программы | Обучающийся подготовлен к дальнейшему развитию: - социальному, - личностному, - познавательному (когнитивному), - речевому |
Система контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией МБОУ СОШ №4 |
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
- Учебно – тематическое планирование…………………………………………………….11
- Показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности………………………………………………………………………………….20
- Планируемые результаты деятельности……………………………………………………21
- Список литературы………………………………………………………………………….23
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по внеурочной деятельности «Наш школьный двор» для 1-2 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
- Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
- Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»; от 22 августа 2014 г. № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2015 учебном году»
- Методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
- Программе развития школы «Наша новая школа», образовательная программа (2014-2015 уч.год) МБОУ СОШ №4
Программа соответствует:
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программам формирования универсальных учебных действий
Планирование составлено на основе:
- авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь»- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Программа «Наш школьный двор» имеет адаптационную направленность, которая определена особой актуальностью адаптации младших школьников (1-2 классы) в школе и вне ее, а именно на территории школьного двора. Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Данная программа призвана помочь ребенку ответить ему на все вопросы, возникающие у него в данном социуме. Проектная деятельность поможет в развитии самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи, создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Формирование исследовательских навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению может стать исследовательская деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Исследовательские умения и навыки играют важную роль в адаптации личности к условиям постоянно меняющегося мира. Формирование исследовательских навыков идёт через следующие модели организации деятельности: «модель проектов» - мини - проекты, проект «Наш школьный двор».
Программа «Наш школьный двор» создана в рамках внедрения ФГОС для реализации внеурочной деятельности в 1,2 классе (1 час в неделю).
Цель программы: создание условий для успешной адаптации обучающихся 1-2 классов творческой активности через формирование первоначальных проектно-исследовательских умений, помочь обучающимся познакомиться с территорией школы, найти свое место и возможности для реализации творческих, умственных и физических потребностей и способностей.
Задачи программы:
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе;
- создание единого комплекса, для реализации способностей детей, их запросов, интересов, создание идеальной модели маленького мира школьного двора;
- формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
- освоение практики презентации результатов собственных исследований
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
«Наш школьный двор» – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Двор для детей – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Разнообразны формы работы по этому направлению:
- Исследование «Деревья нашего двора»
- Акция «Дерево желаний»
- «Тропинка здоровья»
- Экскурсия-исследование «Первые вестники весны в нашем школьном дворе»
- Конкурс «Кормушка для пернатых друзей»
- Наша спортивная площадка
- Игры на школьной спортивной площадке.
- Подвижные игры
- Моделирование «Школьный двор моей мечты»
- «Фантазируем вместе»
Программа направлена на формирование первоначальных проектно-исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Содержание занятий представлено от простого к сложному, от наглядного к исследовательскому.
В разделы программы входит:
- «Тренинг» - специальные занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска;
- «Исследовательская практика» - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
- «Мониторинг» - организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (презентация исследовательских работ и творческих проектов)
В ходе работы по программе используются современные, альтернативные формы занятий, информационные технологии, приёмы и методы формирования исследовательской компетентности младших школьников: игры, конкурсы, предметные недели, эксперименты, экспресс - исследования, экскурсии, коллективные и индивидуальные исследования, научно-исследовательская конференция, декада науки и творчества.
Работа в группах. Экспресс – исследование «Деревья осенью»
В результате освоения данной программы у обучающихся формируются основные умения и навыки исследовательского поведения:
- видеть проблемы;
- давать определения понятиям (описывать, характеризовать, обобщать, различать);
- классифицировать предметы и явления внешнего мира;
- наблюдать поведение людей и животных, сходство и различие предметов;
- проводить эксперименты с реальными объектами;
- делать умозаключения и выводы по аналогии;
- структурировать текст;
- готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
При организации исследовательской деятельности обучающихся помимо индивидуально-исследовательской практики детей проводятся исследовательские тренинги. Исследовательский тренинг – это занятие по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска, он непродолжителен по времени и может проводиться на уроке или на внеклассном занятии.
Исследовательский тренинг направлен: на развитие навыков смыслового чтения справочной литературы (тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами); формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты; обучение детей логическим действиям. Для каждой темы учебного курса разработаны исследовательские задания.
Ученик должен прочитать текст задания, найти ответы на поставленные вопросы, зафиксировать ответы в «исследовательском листе». Выполнение заданий предполагает обязательное использование справочной литературы или средств Интернета. Результаты своего «мыслительного эксперимента» ученик представляет на уроке или во время внеурочной деятельности. По итогам работы организуется мониторинг исследовательской деятельности младших школьников.
Что в себя включает мониторинг исследовательской деятельности? Проведение входной самооценки, анкетирование «Моё исследование», анкетирование «Мои исследовательские планы». Образовательное пространство школьного двора соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Приоритетность экологического образования в рамках введения ФГОС сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической, эстетической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство с объектами школьного двора.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии по территории школьного двора, либо в музей города Урай.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используются: рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом, «паспорт участка, где дети отмечают объекты, находящиеся на выбранном ими участке, объекты, которые они хотели бы иметь на школьном дворе. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, «паспорт участка», социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Место программы «Наш школьный двор».
Программа «Наш школьный двор» реализуется в рамках внеурочной деятельности на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ№4 на проектную деятельность в 1- 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана 33 часа – в 1 классах, 34 часа – во 2 классе внеаудиторной занятости.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Учебно – тематическое планирование
проектной деятельности в рамках программы «Наш школьный двор» (1 класс)
Содержание практической деятельности | Участники проектной деятельности | Результат | Дата | |
Диагностический этап | ||||
Экскурсия по школьному двору «Школьный двор сегодня» | Классный руководитель, обучающиеся | |||
Мониторинг. Проведение анкетного опроса «Что понравилось в школьном дворике?» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок Мониторинг | ||
Подготовительный период | ||||
Исследовательская практика. Исследование школьного двора. Деление территории на участки по количеству творческих групп, закрепление участка за каждой творческой группой. | Классный руководитель, обучающиеся | Составление паспорта участка | ||
Тренинг развития исследовательских способностей. «Клумбы нашего двора» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок, плакат | ||
Сбор листьев и природного материала на школьном участке | Классный руководитель, обучающиеся | Коллекция осенних листьев | ||
Творческая работа из природного материала «Наша спортивная площадка» | Классный руководитель, обучающиеся | Макет | ||
Экскурсия - наблюдение «Школьный дворик осенью» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок | ||
Исследовательская практика. Исследование «Деревья нашего двора» | Классный руководитель, обучающиеся | Краткий отчёт каждой группы, заполнение паспорта | ||
Творческая работа «Моё любимое дерево» | Классный руководитель, обучающиеся | Коллаж | ||
Исследовательская практика. Наблюдение «Птицы в нашем дворе осенью» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок | ||
«Фантазируем вместе» Изготовление макетов каждого участка школьного двора | Классный руководитель, обучающиеся | Макет | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Мой школьный двор зимой» | Классный руководитель, обучающиеся | Экскурсия – наблюдение «Подбор стихов | ||
Исследовательская практика. Исследование «Зимующие птицы в нашем школьном дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта | ||
Конкурс «Кормушка для пернатых друзей» | Классный руководитель, обучающиеся | Кормушка | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Акция «Кормушка» | Классный руководитель, обучающиеся | Кормушки и корм для птиц | ||
Зимние игры на школьной площадке | Классный руководитель, обучающиеся | Знание правил игр, ТБ | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Подготовка к «Аукциону идей» на лучший мини-проект по оформлению школьного двора | Классный руководитель, обучающиеся | Презентация, рисунки, плакат | ||
Конкурс «Аукцион идей» на лучший мини-проект по оформлению школьного двора | Классный руководитель, обучающиеся | Макет | ||
Тренинг развития исследовательских способностей «Тропинка здоровья» | Классный руководитель, обучающиеся | Знание условий проведения | ||
Викторина «Наш школьный двор» | Классный руководитель, обучающиеся | |||
Конкурс на лучший эскиз цветочных клумб | Классный руководитель, обучающиеся | Эскиз | ||
«Лыжные гонки» | Классный руководитель, обучающиеся | Знание ТБ | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Подготовка семян для рассады цветов | Классный руководитель, обучающиеся, завхоз | Семена | ||
Конкурс стихов «Школьный двор – моя страна». | Классный руководитель, обучающиеся | Стихи, мини-сочинения | ||
Игры на школьной спортивной площадке | Классный руководитель, обучающиеся | Знание условий игры | ||
Исследовательская практика. Исследование «Какие опасности могут ожидать на школьном дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта проекта | ||
Экскурсия – наблюдение «Мой школьный двор весной» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок | ||
Исследовательская практика. Исследование «Первые вестники весны в нашем дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Аппликация | ||
Исследовательская практика. «Первоцветы в нашем дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Коллаж | ||
«Весенние тропинки» | Классный руководитель, обучающиеся | Соревнования в школьном дворе | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Акция «Чистый двор» | Классный руководитель, обучающиеся | Трудовой десант | ||
Акция «Цветик -семицветик» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта проекта | ||
Рефлексивный этап | ||||
«Школьный двор – моя страна». Творческий отчёт групп. | Классный руководитель, обучающиеся | Сочинение | ||
Обмен впечатлениями по итогам работы Мониторинг | Классный руководитель, обучающиеся, родители | Паспорт проекта | Мониторинг |
Учебно – тематическое планирование
проектной деятельности «Наш школьный двор» (2 класс)
Содержание практической деятельности | Участники проектной деятельности | Результат | Дата | |
Диагностический этап | ||||
Исследовательская практика. Экскурсия по школьному двору «Школьный двор. Выбор тем исследовательских мини-проектов» | Классный руководитель, обучающиеся | |||
Мониторинг. Проведение анкетного опроса «Всё ли я знаю о нашем школьном дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Анкетирование | ||
Подготовительный период | ||||
Исследовательская практика. Исследование школьного двора. Обмен закреплёнными участками (группы меняют закреплённые участки или находят новые объекты исследования) | Классный руководитель, обучающиеся | Составление схемы-плана | ||
Подготовка иллюстрированных сообщений «Наши игровые площадки». | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок, плакат | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Футбольное поле. Виды игр на футбольном поле. | Классный руководитель, обучающиеся | Фоторепортаж | ||
Творческая работа «Наши игровые площадки» | Классный руководитель, обучающиеся | Макет Беседа «Наши игровые площадки. Правила поведения, правила пользования» | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Экскурсия - наблюдение Школьный участок осенью. Изменения в природе. | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок, фотографии | ||
Исследовательская практика. «Изменение природы осенью» Фотографирование. | Классный руководитель, обучающиеся | Краткий отчёт каждой группы, заполнение паспорта | ||
Творческая работа «Мои любимые виды спорта» | Классный руководитель, обучающиеся | Коллаж | ||
Исследовательская практика. Наблюдение «Птицы в нашем дворе осенью» Наблюдения за птицами. Фотоохота. | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок Фотографирование | ||
«Фантазируем вместе» Изготовление макетов игровых площадок | Классный руководитель, обучающиеся | Макет | ||
Исследовательская практика. Экскурсия – наблюдение. Кто ухаживает за школьным двором? Фотографирование | Классный руководитель, обучающиеся | Фотографирование | ||
Исследовательская практика. «Зимующие птицы в нашем школьном дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта | ||
Конкурс «Кормушка для пернатых друзей» | Классный руководитель, обучающиеся | Кормушка | ||
Акция «Кормушка» | Классный руководитель, обучающиеся | Кормушки и корм для птиц | ||
Исследовательская практика. Зимние игры на школьной площадке | Классный руководитель, обучающиеся | Презентация или плакат | ||
Конкурс «Снежное царство» Строительство скульптур из снега. Фотосъемка. | Классный руководитель, обучающиеся | Снежные скульптуры Фотосъёмка | ||
Тренинг развития исследовательских способностей «Тропинка здоровья» | Классный руководитель, обучающиеся | Фотографирование | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Викторина «Наш школьный двор» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта | ||
Конкурс на лучший эскиз цветочных клумб | Классный руководитель, обучающиеся | Эскиз | ||
«Лыжные гонки» | Классный руководитель, обучающиеся | Фотографирование | ||
Исследовательская практика. Подготовка семян для рассады цветов | Классный руководитель, обучающиеся, завхоз | Заполнение паспорта | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Конкурс стихов «Школьный двор – моя страна». | Классный руководитель, обучающиеся | Стихи, мини-сочинения | ||
Исследовательская практика. Игры народов ханты и манси на школьной спортивной площадке | Классный руководитель, обучающиеся | Знание условий игры | ||
Исследовательская практика. «Какие опасности могут ожидать на школьном дворе» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта проекта | ||
Экскурсия – наблюдение «Мой школьный двор весной» | Классный руководитель, обучающиеся | Рисунок | ||
Исследовательская практика. «Кто принёс весну на крыльях» | Классный руководитель, обучающиеся | Аппликация, рисунок | ||
Исследовательская практика. Праздник Масленицы. | Классный руководитель, обучающиеся | Видеорепортаж Коллаж | ||
Исследовательская практика. Выращивание рассады цветов | Классный руководитель, обучающиеся | Рассада | ||
Тренинг развития исследовательских способностей «Здравствуй, Весна!» Акция «Чистый двор» | Классный руководитель, обучающиеся | Трудовой десант в школьном дворе | ||
Тренинг развития исследовательских способностей Подготовка проекта «Школьный двор – территория безопасности» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта проекта | ||
Презентация проекта «Школьный двор – территория безопасности» | Классный руководитель, обучающиеся | Заполнение паспорта проекта | ||
Рефлексивный этап | ||||
«Мой школьный двор через 50 лет» Творческий отчёт групп. | Классный руководитель, обучающиеся | Проект Сочинение | ||
Обмен впечатлениями по итогам работы. Мониторинг | Классный руководитель, обучающиеся, родители | Паспорт проекта Мониторинг |
Содержание программы
1 класс
ПРОГРАММА 33 ч (1 час в неделю)
Мы теперь ученики. Знакомство со школьным двором(15ч.)
Мы теперь ученики. Знакомство со школьным двором. Территория школьного двора. Правила поведения, правила пользования спортивными сооружениями. Спортивная площадка. Спортивные игры на школьном дворе. Клумбы на школьном дворе. Посадки кустарников и деревьев. Пришкольная территория. Подвижные игры на пришкольной территории.
Сезонные изменения в природе (13 ч.)
Школьный участок осенью, зимой и весной. Изменения в живой и неживой природе. Фотосъемка.
Как изменились растения осенью. Зимние изменения на школьном дворе. Фото и видеосъемка. Праздники. Видеорепортаж. Весенние изменения на школьном дворе. Наблюдения за птицами. Фотоохота.
Подготовка презентаций (5ч.)
Накопление архива фотографий, видеосъемка, подготовка и показ презентаций «Знакомство со школьным двором». «Наш двор осенью». «Новый год». «Наши зимние забавы». «Кто принёс весну на крыльях». «Школьный двор – моя страна»
2 класс
ПРОГРАММА 34 ч (1 час в неделю)
Выбор тем мини – проектов, сбор материала, защита проектов (15ч.)
Наши игровые площадки. Правила поведения, правила пользования спортивным оборудованием. Футбольное поле. Виды спортивных игр на футбольном поле. Открытая спортивная площадка. Спортивные игры. Кто ухаживает за школьным двором? Пришкольная территория. Подвижные игры на пришкольной территории.
Сезонные изменения в природе (13 ч.)
Школьный участок осенью, зимой и весной. Изменения в природе. Строительство скульптур из снега. Фотосъемка.
Как изменились растения осенью. Зимние изменения на школьном дворе. Фото и видеосъемка. Праздник Масленицы. Видеорепортаж. Весенние изменения на школьном дворе. Наблюдения за птицами. Фотоохота.
Подготовка презентаций (9ч.)
Накопление архива фотографий, видеосъемка, подготовка и показ презентаций «Школьный двор – территория безопасности», «Птицы в нашем дворе осенью», «Первоцветы в нашем дворе», «Наши зимние забавы», «Здравствуй, Весна!» «Мой школьный двор через 50 лет».
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
- гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
- развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Три уровня результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник воспринимает школьный двора как объект исследования;
2-й уровень – школьник ценит школьный двор как объект исследования и фактор адаптации к школьной жизни;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует, преобразует пространство школьного двора.
Внеурочная деятельность в рамках программы «Наш школьный двор» направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Система оценки результатов:
- конкурс проектов;
- паспорт проекта;
- выставки и др.
Показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности.
Для оценки эффективности используются следующие показатели:
- прямыми показателями являются показатели развития познавательной сферы школьников (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления).
- в качестве косвенных показателей выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий.
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
- Оценка востребованности форм и мероприятий;
- Сохранность контингента;
- Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости;
- Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
- Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность
- Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1) | Второй уровень результатов (1-2класс) | Третий уровень результатов (2 класс) |
предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках, конференциях. |
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Планируемые результаты деятельности
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | формируемые умения | средства формирования | |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы | |
Метапредметные результаты | |||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
| |
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации;
|
| |
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить краткий рассказ о работе группы; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
По окончании программы обучающиеся иметь представление о школьном пространстве, о школьном дворе как объекте исследования.
Проектные умения, формируемые данной программой:
- умение планировать свою работу, распределять операции и роли между членами группы, распределение и последовательность операций по времени, умение планировать работу другого для достижения заданного результата, для решения проблемы.
- Умение анализировать свои знания и незнания, условия отбора материала для выполнения работы, состав операций, необходимых для выполнения работы, соответствие хода предварительно составленному плану, умение анализировать ситуацию и проблему.
- Умение предоставлять продукт проектной деятельности, соблюдать правила этикета и эстетики предъявляемого продукта, рассказ о работе группы на общий результат, краткий рассказ о достигнутом результате.
Список литературы
Для учителя
- Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №1.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
- Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. _ 32 с.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2014. _ 32 с.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Савенков А.И.Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/−Ярославль: Академия развития, 2004.
- Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград , 2013г.
Для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
Материально-техническое обеспечение:
Для осуществления программы «Наш школьный двор» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор, интерактивная доска;
- наборы для конструирования
- коллекции природных материалов
- наличие канцелярских принадлежностей,
- набор ЦОР по проектной технологии.
- выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.» для третьего класса;имеет ...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса 2019- 2020 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП на 2019-2020 учебный год
Программа направлена для коррекции недостатков психического и физического развития детей....
рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год
Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....