Внеурочная деятельность по математике "Ребусы"
план-конспект

Напалкова Светлана Олеговна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_po_matematike.docx153.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по математике

«Учимся отгадывать ребусы»

Составила студентка 331 группы

Напалкова Светлана Олеговна

МАОУ СОШ №  класс каб.

Дата проведения занятия: 20.10.20.

Смена     Номер урока

Начало урока: .

ФИО преподавателя-методиста:

Кошель Екатерина Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                 

                                                                                       

Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме: «Учимся отгадывать ребусы»

Предмет

Внеурочная деятельность по математике

Учитель

Напалкова Светлана Олеговна

Класс

4 класс

Тема занятия

Учимся отгадывать ребусу

Цель

Научиться отгадывать и составлять ребусы

Задачи занятия

Узнать историю появления ребусов.

Изучить правила ребусов.

Способствовать интеллектуальному развитию детей.

Способствовать самореализации детей через интеллектуальное творчество.

Методы проведения занятия

Словесные, наглядные, практические

Формы работы

Групповая, фронтальная

Оборудование и материалы

Цветные карандаши, листы А4, мультимедийное оборудование

Планируемые образовательные результаты

Личностные

проявление творческого отношения к процессу обучения; эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: освоить правила составления ребусов;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.

Предметные

Организационная структура урока

Этапы занятия

Деятельность учителя,

задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся .

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.

Здравствуйте.

Воспринимают стихотворение на слух

Создать благоприятный настрой

  1. Основная часть

Все вы часто в детских журналах, на уроках, на страницах учебника встречались с ребусами. Сегодня на занятие мы узнаем историю появления ребусов, правила для того, чтобы научиться правильно, разгадывать ребусы и, используя изученные правила, решим ряд предложенных ребусов.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, ребус?

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

-История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале.  Затем появились и первые рисованные ребусы.

Само слово "ребус" (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал сборник ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году. Впрочем, лишь во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных картинках, в других странах это мало кого заинтересовало.  

В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века. Разгадывание ребусов  увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

Решение ребусов развивает логику и мышление.

-Ребята, а вы знаете основные правила решения ребусов?

-Если кто-то уже знает эти правила, то вы будете помогать мне.

Основные правила: (будут на слайде)

1.Названия всех предметов, изображенных на рисунке, надо читать только в именительном падеже.
2. Если предмет нарисован в перевернутом виде, читайте данное слово справа налево, например:

(нос – сон)

3.Если слева или справа от предмета стоят один или два апострофа (они похожи на крупные запятые), надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы:
       
   стол  =  сто                            олень  = лень

                 

4.Перечеркнутая  буква  около изображенного предмета  означает,  что  эту  букву читать  нельзя:
           слон  =  сон

5.Если над перечеркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо  перечеркнутой  буквы:

воск

аист

6.Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это значит, что эти буквы надо заменить:

 (коза, сила) 

7. Цифры над рисунком указывают, что по ним надо  изменить порядок букв в слове

132 (кто)        

8. Те части слова, которые напоминают предлоги с, к, из, от, по, изображаются с помощью «шагающих»   букв:

(оса, кот)

9. Те части слова, которые напоминают предлоги перед, над, в, на, под, за, при, у, о, в ребусах показаны расположением букв:

 (подушка, передняя)

10.Отдельные части слова, которые напоминают названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), изображают  с  помощью нот:

(доля)

11. Если часть слова напоминает имя числительное, то ее можно изобразить цифрой или цифру выразить количеством нужных букв:

  (стол)

Ребус-это загадка, которая состоит из разных символов

Воспринимают историю ребусов на слух.

Да/Нет

Изучают основные правила

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  1. Закрепление учебного материала

Итак, мы с вами сейчас узнали правила ребусов, с помощью которых Вы сможете прочитать любой ребус, а также сами составить ребус.

Сейчас мы попробуем прочитать предложенные мною ребусы. Внимательно смотрите на экран, говорим ответ и объясняем, какими правилами пользовались.

F:\интел.де\ребусы\5.jpeg езда

F:\интел.де\ребусы\8.jpegузор

F:\интел.де\ребусы\10.jpeg липа

F:\интел.де\ребусы\9.jpeg    силач

F:\интел.де\ребусы\3.jpeg  бирка

  верблюд

 канарейка

 ворона

-Ребята, вы отлично справляетесь с заданием. Молодцы!

За партами вы сидите парами. Сейчас я каждой паре выдаю лист бумаги, на которой вы должны нарисовать ребус, который будет связан с математикой. цветными карандашами, используя 1 или 2 изученных правила. Задание понятно? Поднимите руку кому не понятно я подойду? На выполнение задания Вам дается 5 минут.

Давайте проверим, что у вас получилось. От каждой пары выходит один представитель и представляет свой ребус классу.

-Молодцы! У всех получились интересные и различные ребусы

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

В парах составляют ребусы

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

Включаться в групповую работу;

Способность регулировать собственную деятельность

  1. Заключительная часть

Итак, скажите, что мы с вами сегодня изучали?

Что такое ребус?

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

-Ребята, спасибо большое за занятие. Вы большие молодцы! До свидания

Мы изучили основные правила составления ребусов. Отгадывали ребусы. Научились сами составлять ребусы

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками

Выбирают жетон и вешают на доску

До свидания

Умение делать умозаключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....