Эссе «Я – учитель»
статья

Маргарита Андреевна Горбунова

Несколько лет назад, ещё в старших классах, я обнаружила в себе интерес к профессии учителя. Конечно, сначала были мечты о профессиях и скульптора, и писателя, а ещё мы с братишкой мечтали открыть свой магазин, чтобы у родителей всегда были разнообразные продукты. Но я вдруг загорелась идеей стать учителем. А самым важным примером для меня стала моя мама, Горбунова Вера Ивановна. Мне хотелось быть похожей на нее, потому что это удивительный человек, образованный педагог, красивая и талантливая женщина. В ней всегда чувствуется желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. И я благодарна ей за своё воспитание и поддержку во всех моих начинаниях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbunova_margarita_andreevna.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса «Педагог года – 2021»

Номинация «Педагогический дебют Ханты-Мансийского района – 2021»

Горбунова Маргарита Андреевна, учитель начальных классов МБОУ ХМР СОШ п. Луговской

Эссе «Я – учитель»

        Учитель…. Как много заключено в этом слове! Это и уважение, и понимание, и знание, и нотка гордости. Для меня нет на свете прекраснее и лучше профессии. С каждым новым днем и уроком, я понимаю, что мне всё больше нравится быть учителем. Мне нравятся улыбки детей, я вижу, как растут мои ученики, как взрослеют и становятся умнее и самостоятельнее. Они меняются из года в год и изменяют меня.  

        С чего же всё начиналось? Для каждого из нас наступает момент, когда мы должны сделать важный выбор: по какому пути пойти в жизни. И счастлив тот, кто может уверенно выбрать путь и, не сожалея, идти по нему всю жизнь.

        Несколько лет назад, ещё в старших классах, я обнаружила в себе интерес к профессии учителя. Конечно, сначала были мечты о профессиях и скульптора, и писателя, а ещё мы с братишкой мечтали открыть свой магазин, чтобы у родителей всегда были разнообразные продукты. Но я вдруг загорелась идеей стать учителем. А самым важным примером для меня стала моя мама, Горбунова Вера Ивановна. Мне хотелось быть похожей на нее, потому что это удивительный человек, образованный педагог, красивая и талантливая женщина. В ней всегда чувствуется желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. И я благодарна ей за своё воспитание и поддержку во всех моих начинаниях.

        А еще мне кажется, что профессия учителя, отчасти сродни профессии артиста. Актер, как и учитель, выступает перед зрителями. Но, на мой взгляд, перед учителем стоит более сложная и ответственная задача: учитель должен не только сформировать интерес ученика и передать ему знания, но и вовлечь в совместную деятельность, научить принимать решения и делать выбор, помочь ему в становлении личности. И когда это удаётся, эмоции  учителя  не передать словами!

       Переступив впервые порог школы в качестве учителя, я открыла для себя новый мир, новые перспективы. Школа – это место, где есть возможности для бесконечного самосовершенствования, и, в то же время, здесь можно сохранить частичку детской наивности.

Проработав в школе два года, я поняла, что когда хотела быть похожей на своего классного руководителя, видела только внешнюю оболочку и красивую картинку. Но оказалось, что, даже получив педагогическое образование, я не имела полного представления о профессии учителя. Я даже не представляла, с каким количеством трудностей мне придется столкнуться: проверка тетрадей, детские взлеты и падения, решение конфликтов между учениками. Но это не остановило меня, а только подогрело мой интерес к профессии.

        Теперь каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: и к больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников… Но вместе с этим, я знаю, что каждый новый день приносит и новые  радости и достижения.

        Самое главное для учителя – быть счастливым человеком. Именно такой учитель может поделиться радостью и оптимизмом со своими учениками.

        Хороший педагог всегда готов признать свои ошибки. Если я научусь признавать свои промахи, то смогу исправить их и буду двигаться вперед. Ну и самое важное качество – в сердце учителя должна быть любовь к жизни, к себе, к предмету. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. А самое главное – очень важно любить своих учеников. Они понимают, чувствуют, когда их любят и желают им добра.

        Я верю, что успехов в моей жизни будет больше, чем неудач. Ведь признание приходит к тем, кто знает, чего он хочет, верит в себя и упорно движется к достижению намеченных целей. Я считаю, что учитель и ученик – равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд.

Слово «школа» восходит к латинскому «скале» – лестница. Речь идёт прежде всего о восхождении по лестнице – к физическому, интеллектуальному, духовному совершенствованию, поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с учениками на равных, но помню, что каждый мой шаг, любое сказанное слово впитываются неокрепшими их душами.

        Учить и воспитывать… Как много сказано в разные времена моими коллегами об этих двух понятиях, которые, кажется, так различны и одновременно так сходны между собой.

   Мне кажется, что учитель должен уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и, в то же время, ощущали поддержку. Задача учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

Да, безусловно, все мы разные, и ценности наши тоже различны, но есть те основные, духовные, человечные: семья, любовь, дружба, порядочность и честность, уважение к людям, к их труду, терпение, толерантность… И все эти ценности мы прививаем нашим детям через собственный пример, посредством беседы или в игре. Это и есть воспитание.

   У каждого учителя в процессе педагогической деятельности складывается своя педагогическая философия. Моими педагогическими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть таланты каждого и вызвать в учениках желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему товарищу и как к педагогу.

            На уроках я не только улыбаюсь. Иногда приходится быть требовательной, строгой. Заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов различных педагогических технологий. 

     

        Учительство – это моё призванье. И я благодарна судьбе за те минуты, когда удается пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребенок обретает веру в себя.   

                Быть первым учителем – очень ответственная роль, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка. Я считаю, что нельзя сравнивать нашу профессию с другими: все профессии важны и значимы по-своему. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они могут ранить душу ребёнка на всю жизнь. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.        Чтобы научить детей учиться, учитель сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. Но кроме этого педагог должен обладать широким кругозором, изучая не только учебную, но и научно-популярную, и художественную, и справочную литературу, а также хорошо владеть компьютером, идя в ногу с детьми. Учитель обязан досконально знать свой предмет, не останавливаться на достигнутом, а критически относиться к собственным успехам и анализировать постигшие неудачи. Наконец, учитель должен быть хорошим психологом, чтобы найти нужный ключик к каждому ребенку и не ранить его душу, а, напротив, помочь обрести свое собственное «я».        Каждый раз, готовясь к уроку, задаю себе ряд вопросов: как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принципы сотрудничества и деятельностного подхода. Деятельностный подход в обучении предполагает, что ученик не пользуется готовым набором знаний, навыков и умений, а сам учиться добывать знания, а затем использовать их на практике. На своих уроках я не люблю преподносить материал «на блюдечке», т.е. в готовом виде. Учу детей думать, рассуждать, анализировать. Не секрет, что в одном классе учатся дети с разными способностями, памятью и мышлением. Но они все хотят, чтобы их выслушали и похвалили. Для создания ситуации успеха делю класс на группы, чтобы каждый ребенок мог внести свою лепту в общее дело.

        Групповые формы работы очень часто применяю на своих уроках и во внеурочной деятельности. Вот здесь как раз и открывается широкий простор для общения детей между собой и учителем. Мы коллективно готовим плакаты, поделки, украшаем класс, при этом дети учатся договариваться между собой, распределять роли. Не могу сказать, что групповая деятельность сразу «пошла как по маслу», что и не удивительно. На организацию работы уходило много времени, дети не всегда приходили к нужному результату. Но отсутствие правильного решения – это тоже результат, потому что выявленные ошибки дают возможность тут же исправить их и прийти к нужному итогу. Кроме того, дети учатся анализировать причины того, почему они не справились с заданием или не успели выполнить его. Таким образом, они не только решают учебную задачу, но и учатся сотрудничать между собой и с учителем.

Я счастливый человек. У меня есть замечательная семья, увлекательная профессия, талантливые коллеги и самые лучшие ученики. Хочу пожелать всем нам, учителям, такого же человеческого счастья! А ещё любите учеников, понимайте их, прощайте за шалости и ошибки, радуйтесь их успехам. Ведь успешные ученики – это успешный учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"

Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....

Эссе "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года 2015"

мои размышления о выбранной мной профессии учителя...

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...

Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"

Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016"....

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...