"Мы и природа"
план-конспект урока (4 класс)

Кутарова Зарина Тимуровна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.12.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Мы и природа».

Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира.
Задачи
1. Способствовать расширению знаний детей с помощью литературы.
2. Способствовать коррекции поведения – формировать положительную концепцию поведения.
3. Способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.
4. Словарная работа: экология, среда обитания.


Тема сегодняшнего занятия «Береги природу, человек!». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии? Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы, о том, как влияет на природу человек. А вот как влияет на человека природа, написал Краснов:
«Ничто так не развивает человека, ничто так не возвышает его душу, как общение с природой и наблюдение её великих законов».
Оказывается, природа возвышает нашу душу. И как иной раз становится обидно и больно за тех людей, которые самым безжалостным образом губят природу.


Сегодня на занятии речь пойдёт об экологии. Что же такое экология?
Экология – наука о жизни всех живых организмов, в окружающей их среде, от которой зависит успешность их выживания, развития.
Давайте повторим все вместе и, каждый ещё раз прочитает про себя, что же такое экология.
Экология – наука выживания живых организмов. Благодаря экологии мы осмысливаем, понимаем мир.
Что же такое среда, от которой зависит успешность выживания всего живого на земле?
Среда – место обитания живых организмов. Существует 4 среды обитания: наземная, воздушная, водная, подземная или почвенная и живые организмы, которые служат средой обитания для других организмов.
Повторите и закрепите понятие экология, среда.
3.Игра «Назови, кто, где обитает?».
Я буду читать характеристику живому организму, а вы должны угадать, где обитает.
•Бабочки – прекрасные путешественники. В сутки они могут преодолеть расстояние в 100 км. Какова их среда обитания? (Луг, наземная ивоздушная).
•«Акула» пресных вод – щука. Прожорливость этих рыб удивляет. Одна щука в неделю может съесть 260 пескарей. Отсюда большая скорость роста (на 2 году 5 кг). Где её дом? (Реки, водная среда).
•Крот прекрасно существует без света. Глаза, как и уши у него плотно закрыты шерстью, передние лапы мощные, ладонями наружу (похожи на лопаты). Всё приспособлено к определённой среде обитания. Какой? (Почвенной или подземной).


Появилось очень много расхитителей, кто её портит, не задумываясь о будущем – вырубают леса.
Беспечно по глупости щедро
Мы рушим природу вокруг,-
Как мамонты, падают кедры,
От наших же собственных рук.
А ведь только 1 га лесов даёт нам в течение года до 20 млн. м3 чистого воздуха. За время войны было вырублено и сильно повреждено около 20 млн. га леса. И каждый раз хочется крикнуть, как поэт Плитченко:
… Люди!
У нас в запасе какое – то время –
И насколько возможно
Мир этот надо улучшить!


Следующий раздел нашей беседы «Реки».


Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду. Назовите самую большую реку в Саратовской области. (Волга).
Загрязнена наша матушка Волга от отходов промышленности городов Саратова. Вольска, Энгельса, Балакова. Волгограда и других.

Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.


На поляне собрались лесные жители. Они возмущенно разговаривают.

Волк (сердито). Опять эти люди! Пришли, распугали тут всех, намусорили и ушли! Не убрались!

Зайчиха. А у меня зайчонок лапку об стеклышко поранил, ходить не может.

Бобер. Подумаешь, лапку поранил! А мой – то бобрёночек, миленький, хорошенький, в каком-то прозрачном пакете запутался, чуть не задохнулся.

Лиса (задумчиво). Да, плохи у нас дела. Жить трудно стало. А убрать весь этот мусор невозможно.

Ёж. Почему это?

Лиса. Мы ведь пробовали уже. Да всё без толку. На следующий день опять намусорят.

Волк. А может их напугать хорошенько? Вот соберу друзей-волков из всех окрестных лесов и…

Зайчиха (перебивает). Нет-нет, серый, после этого люди могут с ружьями прийти. Тогда нам будет намного хуже.

Ёж. Но нам надо найти какой-то выход. Так жить дальше нельзя. Надо сделать так, чтобы люди поняли свою ошибку.

Бобёр. Да, лес – это не только наш дом.

Лиса. Конечно. Ведь если погибнет лес, то и людям будет негде собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Они никогда не увидят цветение подснежников и ландышей, не услышат пения птиц. Да и просто не смогут подышать свежим воздухом и отдохнуть в лесу.

Сорока. А может я полечу к людям ,да объясню, что они загрязняют наш дом – наш лес?

Волк. Ты-то полетишь, а что толку? Ведь люди всё равно не понимают языка зверей и птиц. Как ты им расскажешь?

Сорока (задумчиво). Да, действительно. Но вдруг случится чудо и найдется человек, который все поймет!

Волк. Ладно, будь по-твоему, лети.

Сорока улетает. Лесные жители расходятся.

. Да, сорока явно просит о помощи. Но, к сожаленью, я не знаю языка птиц. Но я знаю одного старого лесника, деда Егора, который очень давно общается с животными и птицами, с деревьями и травами. Думаю, он сможет понять сообщение сороки.



9.Итоги занятия.
Цель: закрепить полученные знания.
Беседа.
- Что же такое экология?
- Что такое среда?
- Расскажи, почему лес нуждается в людях?
- Расскажи, почему реки нуждаются в помощи?
- Расскажи, как влияет человек на животный мир.
- Расскажи, как природа влияет на человека. Хотелось бы наше занятие закончить стихотворением, которое обязывает нас защищать и охранять все природные ресурсы.(
Дети читают стихотворения).

  1. Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь,
    Всё это называется природа.
    Давайте же всегда её беречь!

  1. В лучах ромашки солнечного цвета,
    Такие, что светлей на свете жить …
    Природой, называется всё это,
    Давайте же с природою дружить!


3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым,
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда …
Природой, называется всё это,
Давайте же её любить всегда!


Молодцы! Вот и закончилось наша беседа. Спасибо за полноценную работу и внимание!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...