Статья "Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе".
статья

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе.

Дифференциация от латинского differentia – это различие, разделение.

Под дифференциацией Г.В. Дорофеев понимает такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

        Осмоловская И.М.  выделяет группы учащихся и построение учебного процесса не просто различающегося, а соответствующего определенным особенностям учеников. В организации учебного процесса учителя стараются учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы процесс обучения сделать для них более эффективным. В классно – урочной системе без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывает разный эффект для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость; кто – то может очень быстро усвоить материал, кому – то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого – то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого – то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением, а есть ученики с хорошо развитым образным мышлением. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса снизится.

        Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но при этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности идет своим путем.

        Цель дифференцированного обучения заключается в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

        Учет индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организации учебного процесса в этих группах.

        Индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

        Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности (способности, интересы).

        Дифференциация не ограничивается только приспособлением учебного процесса к особенностям учеников. В определении дифференциации дидакты говорят об их учете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя в современной школе.

Эта статья - мой собственный 12-тилетний опыт учительской работы с использованием педагогической диагностики успешности обучения, практикуемой в образовательном комплекте "Начальная школа ХХ1 века"...

Современный урок или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть ...

Компетентность педагога современной школы – необходимость успешной образовательной деятельности.

Материал поможет разобраться в компетентностях современного педагога (по ФГОС)...

Компетентность педагога современной школы – необходимость успешной образовательной деятельности.

Материал о компетенциях, которыми должен владеть современный педагог (по ФГОС)...

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

В данной статье рассмотрены цели, задачи дифференцированного обучения, примеры дифференцированных заданий по русскому языку....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Педагогический совет «Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы»

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважител...