Методическое портфолио
материал

Купоносова Валентина Васильевна

Описание опыта профессиональной деятельности, используемых мной технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuponosova_v.v._pedagogicheskiy_opyt.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт учителя начальной школы

     Я, Купоносова Валентина  Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Варваровская ООШ». В 1990 г. окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по квалификации учитель начальных классов.

    Стаж работы в должности – 30 лет. Имею первую квалификационную категорию с 1997 г. Преподаю литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, технологию в начальных классах.

    Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Опыт моей тридцатилетней педагогической деятельности, окончательно убедил меня в том, что учителю необходимо постоянно работать над собой, работать для профессионального роста, что позволяет идти в ногу с современными требованиями в области образования.

     С 2010 года в системе российского образования произошли большие перемены: на смену стандартам первого поколения, ориентированных на содержание, пришли стандарты второго поколения, ориентированные на результат. Цель ФГОС второго поколения – научить детей учиться. Противоречия, вызванные, в первую очередь, несоответствием между программными требованиями, требованиями общества к уровню образования и реальным уровнем обучения побудили меня  начать работу над методической темой «Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предметов в начальной школе через использование современных образовательных технологий и системо-деятельностного метода».  

    Для реализации целей методической работы передо мной поставлены следующие задачи: формировать  у детей положительную мотивацию к учению через создание ситуации успеха, через инновационные методы работы.

    Я работаю по УМК "Школа России". Считаю этот комплект более приемлемым и доступным для начальной школы. Учебники просты и понятны, не перенасыщены материалом, не перегружены. Проработав в школе  уже более 30 лет, я считаю УМК «Школа России» наиболее доступным для детей. Этот комплект содержит много интересных развивающих заданий. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, при этом сохранили лучшие традиции, учитывающие возрастные особенности детей и постепенное нарастание трудностей в подаче учебного материала. Заложенные в УМК «Школа России» принципы приоритета воспитания в образовательном процессе, личностно - ориентированный и деятельностный характер обучения гарантируют достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка. Вместе с тем в работе я использую опыт учителей, работающих по другим программам. Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании.

    Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

     Технологию проектного обучения использую в работе как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

     В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

     Хочу  привести пример работы над исследованием  «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Проблема: ухудшение здоровья ученика.

Тема: «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Актуальность: правильная осанка формируется впервые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Цель: изучить и доказать, как тяжелые ранцы влияют на здоровье учеников

Задачи:

- проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;

- взвесить ранцы одноклассников;

- найти нормы;

- описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;

- доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;

- предложить  способы решения проблемы.

Гипотеза:  автор полагает, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Организация исследования:

  1. Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи)
  2. Проведение опроса, анкетирования.
  3. Составление  памятки учащимся, родителям .
  4. Презентация исследовательской работы.
  5. Выступление в параллельных классах

    Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. 

     Гигиенические условия в классе (кабинете); чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

   Здоровьесберегающие технологии, которые “работают” на каждом уроке и направлены на укрепление физического и психического здоровья учащихся (традиционные физминутки, разминки, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, танцевальные физминутки, смену динамических поз, создание ситуации успеха).

      Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал? Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

      Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой - поисковой работы. На уроках  ставлю перед  детьми   проблему,  учу  их анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции. Идет  процесс  обсуждения,  дети предлагают возможные  решения,  выслушиваются даже неправильные ответы. Так как нахождения ошибок – тоже способ усвоения материала. Моя  задача на  уроке «растормошить» - учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. Например, даю задание, проверить работу соседа по парте. Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а ученик, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику,  и если она ему кажется не обоснованной, и в свою очередь, отстаивают свою точку зрения. Таким образом, мы проверяем чтение наизусть,  математические и словарные диктанты,  пересказ, небольшие проверочные работы…..

     Дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то их   работоспособность  снижается, им становится совсем неинтересно. Оказывается, простые и лёгкие  задания им  не интересны. Логические задачи, задания повышенной трудности, нестандартные задания  нравятся  им больше  и  они  с радостью и удовольствием принимаются  за выполнение. Охотнее  выполняются   сложные  творческие  домашние задания. Например: сочинить  продолжение  сказки,  составить  кроссворд, приготовить  карточки  для  устного счёта, задание   для  соседа,  сообщения,  сочинить   загадки,  стихи   и т.д.

       В  работе  я   придерживаюсь   девиза: «Учить  с увлечением!».  Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу,  игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и дополнительный  материал подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие, за рамки учебных программ  тем  самым  формирую  внутреннюю  мотивацию  к  учению. Вот дети  и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки. Они знают, что можно свободно высказывать свое мнение, спорить.  В индивидуальной работе с учеником   предлагаю такие задачи, которые  он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются его  возможности, и воспитывается вера в собственные силы. Знания, приобретенные таким путем, остаются  надолго  в  голове.

     При разработке  уроков  обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному.  Использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра,  использование логических игр и упражнений, вызывает у детей  живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить  учебный материал, развивает творческую активность  младших школьников.  Главное  в  своей  работе    для  меня – это личностный рост моих учеников. Я учу их любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стараюсь, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным, имело развивающий характер.

     Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

       Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время. Развитию одарённости обучающихся  способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей,  качественному усвоению знаний. Процесс планирую  так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя исследователями. Активное участие принимают мои ребята в районных и школьных конкурсах.

     Несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Изучив специальную литературу, работу решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и работать с учащимися вне уроков, а элементы

этих упражнений включать в урок.

     Важное место отвожу работе с родителями: стараюсь осуществлять тесную связь с ними, держу их в курсе успехов и неудач детей. Считаю, что семья играет исключительно важную роль в решении задач воспитания, поэтому провожу совместные встречи родителей с детьми (праздники, экскурсии). Вместе с ними дети участвуют в утренниках, собраниях,  исследованиях, спортивных  соревнованиях.

    Чтобы научить детей учиться, надо хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, уметь вовремя заметить усталость,  знать физическое состояние ребёнка на момент урока, уметь переключить их внимание, чтобы сохранить работоспособность.

     Мне  радостно  и приятно  видеть  удивление детей, когда  они  открывают

знания   или  добывают  их  сами,  как  стараются  объяснить  и помочь  товарищу. Так  мои  ученики   убеждаются   в  ценности  знаний.  От  их   успехов   и  побед  я  испытываю   удовлетворение  и  радость.

Закончить мне хотелось такими словами:

«Что школа для тебя?», -

Вы спросите с улыбкой,

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки.

Всё так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как всё привычно: планы, тесты, сроки,

Дневник, журнал, конспекты,  суета…

Ах, школа, школа, ты и смех и слезы,

Боль неудач и блеск моих побед.

Но я, пройдя твои шипы и розы,

Усвоила навек: ученье свет.

И так за годом год, за кругом круг:

Встречаем в сентябре и провожаем в мае.

Так много было встреч и столько же разлук.

Я поняла: учитель – вот моё призванье.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический портфолио

Методический портфолио учителя Недоводиевой Г.В.  Работаю по УМК "Начальная школа ХХI века"...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методическое портфолио

компьютерная презентация с объяснительной запиской...

Методическое портфолио

Образовательные технологии...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методические портфолио

В работе описана моя методика преподавания, которая основана на современных требованиях ФГОС и является результатом моей деятельности...