Методический семинар
материал

Тынчерова Ирина Александровна

"Формирование читательской компетенции. Использование приёмов смыслового чтения на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_seminar_tyncherovaia.ppt1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы Тынчеровой Ирины Александровны, учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №6 ст. Барсуковская

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяют « овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами » .

Слайд 3

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А. А. Леонтьев) Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Слайд 4

Тема методической работы: «Формирование читательской компетенции. Использование приёмов смыслового чтения на уроках литературы и во внеурочной деятельности » Цель работы: показать использование различных стратегий смыслового чтения для формирования ключевых компетенций учащихся на примере уроков русского языка и литературы

Слайд 5

Цель смыслового чтения — максимально точ но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию Чтение не может существовать без познавательной деятельности

Слайд 6

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФГОС

Слайд 7

«Стратегии смыслового чтения» — различ ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен ной текстовой информации, а также ее переработ ки в личностно-смысловые установки в соответ ствии с коммуникативно-познавательной задачей. Н. Сметанникова : «путь, про грамма действий читателя по обработке различ ной информации текста является стратегией» В настоящее время известно около ста стратегий , добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе.

Слайд 8

Осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи Формулирование проблемы и главной идеи текста УУД Действия смыслового чтения Определение основной и второстепенной информации

Слайд 9

Этапы работы с текстом I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения.

Слайд 10

Стратегии смыслового чтения Стратегии предтекстовой деятельности Н. Сметанникова 1. Мозговой штурм. 2. Глоссарий. 3.Ориентиры предвосхищения содержа ния текста. 4. Батарея вопросов: вопросы для при поминания, предваряющие вопросы. 5. Рассечение вопроса Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко 1. Учить видеть слово 2. Анализ заголовка текста до начала чтения 3. Работа с эпиграфом

Слайд 11

5 класс. Русский язык. «Части речи» До чтения текста Суждения После чтения текста Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Ученые до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять

Слайд 12

Стратегии текстовой деятельности 1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками 1. Диалог с текстом 2. Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез. 3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. 4. Ответы на вопросы по тексту 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Слайд 13

Стратегии послетекстовой деятельности 1. Отношения между вопросом и ответом. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума») 3.Тайм-аут. 4. Проверочный лист 1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект Общеучебные стратегии 1. Знаю - хочу узнать - узнал. 2. Граф-схемы «Кольца Венна»

Слайд 14

Приёмы для преодоления барьеров при восприятии учебного текста Рассказ учителя с беседой: а) об авторе; б) об истории написания художественного произведения; в) о событиях, изображенных в художественных произведениях. Слушание музыки , «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукций, заочные экскурсии, обсуждение услышанного и увиденного. Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора). Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.) Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки). Проверка ДЗ, если текст читался дома (литературный диктант). Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.

Слайд 15

Формирование собственного критического мнения 1.Полное понимание текста с позиции автора. 2.Собственное отношение к содержанию текста. 3. Оценивать произведения с позиций эстетических и литературных принципов.

Слайд 16

Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...