Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения мотивации
статья

Мадяева Галина Александровна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

как средство повышения мотивации

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами»

Г.Э. Лессинг

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.

Процесс познания на уроке и внеурочной деятельности должен быть построен так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.   Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

«Проект» заимствован из латинского языка, буквальный перевод – это «брошенный вперёд». Проект  –  это план,   замысел, в результате  которого, автор должен получить что-то новое: продукт, книгу, модель, сценарий и т.д.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проект может быть формой оформления результатов исследования.

Основные образовательные технологии, которые я использую:

1) Технология проектирования. Предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технология проблемного обучения. В ходе решения  проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения. Вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые  используются не только для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

Включать школьников в проектно- исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать. С первого класса  начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования,  предполагаем исследовательскую деятельность на уроках обучения грамоте, окружающего мира, литературного чтения, технологии.  Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам. Для решения задач используется коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.

 Во внеурочное время проводятся  в форме коллективных творческих дел, оформление результатов исследований происходит в виде творческих работ.  

В дальнейшем работа нацелена на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования: развитие умений определять тему исследования, выдвигать гипотезу, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования, защищать свою работу.

    Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках окружающего мира. Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов. В 3-4 классах учащиеся выполняют более сложные проекты.    Многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

 - Чем занимаешься в первую очередь?

 - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

 - О чём хочешь  узнать  больше?

 - Чем  можешь  гордиться?

  Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 - экспериментальной;

 - изобретательской;

- теоретической.

Вместе со своими учениками мы уже разработали несколько проектов.

1класс: по обучению грамоте «Живая азбука», по окружающему миру «Мохнатая азбука», «Азбука растений», «Моя семья», «Домашние питомцы».

Ученики создавали учебно-познавательные книжки – малышки, свободные тексты и различные презентации, сочиняли стихи и сказки.

Киреева Вика участвовала с проектом по окружающему миру «Почему радуга разноцветная» на школьной научно-практической конференции, на муниципальной конференции в школе №8.

2 класс: по окружающему миру «Профессии», «Родословная», «Родной город», «Города России».

3класс: по окружающему миру «Разнообразие животного и растительного мира», «Школа кулинаров».

  Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс даёт положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления обучающихся начальных классов как средство повышения мотивации к учебе

Представлено обобщение опыта учителя начальных классов, в котором раскрываются основные аспекты развития логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся

Одним из методов повышения интереса к учебе является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу....

Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность....

Игровые технологии, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

В презентации освещается практическая значимость использования игровых технологий на уроках английсского языка...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...