День открытых дверей в СОШ
методическая разработка

Старкова Евгения Николаевна

конспект дня открытых дверей для родителей и первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_den_otkrytyh_dverey_mbou_sosh_no1.docx425.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
закрытого административно-территориального образования
города Радужный Владимирской области

муниципальный конкурс методических разработок

"Педагогическая мозаика" 2019-2020

Номинация: "Преемственность в реализации ООП дошкольного и начального уровней образования, начального и основного уровней образования" (методические разработки по созданию комфортной преемственной предметно - развивающей среды, развитию сотрудничества между участниками разных уровней образовательного процесса и т.д.);

Название работы: «День открытых дверей МБОУ СОШ №1».

Автор: педагог-психолог Старкова Е.Н.

F:\Пед. мозайка Старкова Е.Н. педагог-психолог\1500x500.jpg

                                     2019-2020 учебный год

Краткая аннотация: Данная методическая разработка выполнена педагогом-психологом СОШ. Она направлена на оказание помощи в организации «Дня открытых дверей» для будущих первоклассников и их родителей. Данная форма проведения способствует созданию наиболее комфортной преемственной предметно-развивающей среды, становится первой ступенькой к знакомству с учреждением, понятием «школа», а также помогает развитию сотрудничества между участниками образовательного процесса (администрация-родитель, учитель-ребенок). Вид методической продукции: методическая разработка. Круг читателей: администрация и специалисты, учителя начальных классов.

                                               

                                           Пояснительная записка.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

 то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»                              

                                      В.А.Сухомлинский

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым, как для детей, так и для их родителей. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Как помочь будущим первоклассникам перешагнуть порог школы уверенно и достойно? Как успокоить родителей, переживающих за дальнейшую судьбу будущих школьников. Ведь из теплого уютного «гнёздышка» они провожают в свободный и долгий полёт своих любознательных, но ещё не окрепших «птенцов».

Как педагог-психолог начальной школы я наиболее остро ощущаю потребность в решении данных вопросов и в сопровождении данного процесса, так как именно я вместе с учителем  заинтересована в успешной адаптации будущих первоклассников.

Обозначив эту проблему, мы как образовательное учреждение, представляющее новый этап жизни ребенка, отметили, что именно переходный период должен представлять наиболее важную ценность для преемственности дошкольного и начального общего образования. Увидеть, услышать и почувствовать себя частью школы – вот залог успеха в формировании устойчивой  адаптации детей и крепкого сотрудничества между школой и родителями.

На наш взгляд наиболее результативной формой реализации данной цели и задач является «День открытых дверей» на базе образовательного учреждения.

«День открытых дверей» - это начало позитивного диалога всех участников образовательного процесса.

В своей разработке мы попытались максимально удовлетворить потребности как родителей, так и будущих обучающихся школы при знакомстве со школой. Это удалось достичь с помощью разделения в ходе самого мероприятия.

Цель:  создание условий для успешной адаптации при переходе из детского сада в школу, по средствам знакомства родителей и будущих первоклассников с образовательным учреждением.

Задачи:

  1. создать благоприятные  условия при знакомстве дошкольника со школой, за счёт реализации познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;
  2. познакомить родителей с организацией школьной жизни, учебной и воспитательной деятельностью школы;
  3. направить родителей на взаимодействие и сотрудничество с ОУ.

Оборудование: анкета для родителей (Приложение 1),  видео и аудио аппаратура, видео фильм о школе (Приложение 2 на диске) , конспект квест-игры (Приложение 3), картинки для распределение по классам (жребий).

Содержание работы.

Структура мероприятия «День открытых дверей»:

  • Заочный этап (подготовительный)
  1. Заполнение родителями дошкольников на базе детских садов анкеты «Школа моими глазами» (Приложение 1), где предлагается представить устройство работы учреждения, задуматься об основных различиях с дошкольным учреждением (питание, режим организация, основные виды деятельности) и об изменениях в жизни ребёнка (физиологических, психологических, изменение роли родителей). В этой анкете отражаются ожидания и выявляются заблуждения родителей будущих первоклассников.
  2. Съемка видеороликов о реальной жизни и устройстве школы глазами настоящих первоклассников и экспертное мнение сотрудников учреждения, которые так же отвечают на вопросы анкеты «Школа моими глазами».
  3. Далее всё монтируется в один фильм «Школа - ожидание/реальность» (Приложение 2 на диске), который является основным в проведении «Дня открытых дверей» для родителей. Он помогает наиболее полно и кратко (20 мин.) освятить интересующие вопросы, развеять основные мифы, познакомить с сотрудниками учреждения, увидеть школьную жизнь изнутри. Данная форма наиболее благоприятна для восприятия информации родителями (особенно в выходной день). Она создаёт доброжелательную атмосферу для дальнейшего сотрудничества.
  • Основной этап:
  1. Встреча гостей. Детям раздаются специальные картинки для распределения по классам. Родители сопровождаются в актовый зал.
  2. Одновременно проводятся:
  • Для будущих первоклассников квест-игра «Наша школа» (Приложение 3). Данную игру проводит учителя начальных классов (в разных класса, наполняемость 15-20 человек). Цель и задачи игры описаны в сценарии (Приложение 3). Время проведения 30-40 минут. Формат квест-игры позволяет ребёнку не просто быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую   педагогом, а быть активным участником знакомства со школой. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Это даёт возможность дошкольнику стать частью школы, уже на этапе знакомства.
  • Для родителей: приветствие директора школы, показ фильма «Школа – ожидание/реальность», ответы на вопросы от лица администрации учреждения. Время проведения 30-40 минут
  1. Завершающий этап: Рефлексия. Подведение итогов встречи (1-2 минуты при выходе из учреждения)

Вывод:

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все участники образовательного процесса, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Предлагаемый материал рекомендуется использовать с учётом особенностей вашего образовательного учреждения, где была отражена его уникальность. Таким образом,  данная разработка предполагает возможность широкого практического использования материала другими образовательными организациями.

«Давайте укреплять мосты партнёрства

Содружества, взаимопонимания

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно….»

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Меттус, Елена Валентиновна. Система работы по проблемам будущих первоклассников : подготовка, диагностика, адаптация / Е. В. Меттус. - Волгоград : Учитель, 2007 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). - 158, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Управление современной школой).; ISBN 5-7057-1117-4

  1. Соловьева, Татьяна Анатольевна. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде : [социализация, интеллектуальное развитие, воспитание толерантности, здоровьесбережение младшего школьника, развивающие задания] / Т. А. Соловьева, Е. И. Рогалева. - Москва : ВАКО, 2008. - 365, [2] с. : ил., табл.; 20 см. - (Педагогика. Психология. Управление : ППУ).; ISBN 978-5-94665-645-0

  1. Формирование адаптационной готовности личности к образовательной

среде: электронное учебно-методическое пособие/ Л. Е. Тарасова. Саратов:

2017 – 146 с.ISBN 978-5-9758-1674-0

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей «Школа моими глазами»

Вопросы

Ответы

1.

3 самые важные  человека в школе?

2.

Чем, по вашему мнению, должны питаться  в столовой (может название продуктов, блюд и т.д.)?

3.

Во что можно играть в школе?

4.

Чем вы, как родитель, можете  помочь своему ребенку в обучении?

5.

Что нужно делать в школе, чтобы хотелось учиться?

6.

Что, по вашему мнению, нельзя делать в школе?

7.

Что, по вашему мнению, самое интересное в школе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        

Конспект квест-игры «Наша школа»

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа 6- 7 лет

Тема квеста: «Что такое школа?»

 Цель:

Формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности посредством знакомства с образовательным учреждением.

Задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы для непосредственного свободного общения и эмоциональной близости будущих обучающихся;
  2. Знакомство со школьными правилами;

Время проведения: 30 минут.

Материал к квест-игре:

  • Аудиозапись «голоса школы»;
  • 5 карточек с буквами Ш К О Л А + картинка  «№1» (по времени);
  • Карточки со школьными знаками (5 штук);
  • Презентация о дружбе;
  • Портфель (школьные принадлежности, игрушки, другие предметы);

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро вы пойдёте в школу. Вас ждёт интересная и непростая школьная жизнь. Вы готовы к ней? Давайте проверим! Предлагаю вам задания. Скажу вам прямо, вас ждут трудные испытания. Но если вы будете внимательными, дружно отвечать на вопросы, помогать другу другу, тогда справитесь со всеми заданиями. За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать частички, а в конце игры мы вместе узнаем, что-то очень важное и интересное. Желаю удачи!»

 I этап – мотивационно - ориентировочный

Задачи этапа: Вызвать у детей мотивацию и заинтересованность предстоящей деятельностью.

Учитель: Ребята, вы все хотите пойти в школу? А зачем детям нужно учиться? ( — Да, хотим идти в школу. В школе нужно учиться, чтобы всё знать, чтобы умными стать, чтобы научиться писать, читать и др.) — Вовлечение детей в игру.

Упражнение  №1 «Для чего ходят в школу»

Ведущий называет варианты «Зачем ходить в школу?». Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... и т.п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть)

Учитель: Да, вы правы! Молодцы!   (отдать частичку)

Школьная жизнь очень интересная, яркая и неповторимая. Сегодня мы вместе узнаем, кто такой «УЧЕНИК», поговорим о школьных правилах и познакомимся с нашей школой! Сегодня многие из вас впервые переступили порог нашей школы, а уже утром к нам поступило звуковое письмо, к вам обращается наша Школа, послушайте его.

Дети внимательно слушают звуковое письмо.

«Дорогие мальчишки и девчонки! Ваша Школа приветствует вас! Вы будете учиться в 1 классе. И это прекрасно! Все педагоги желают вам только добра! А я - ваша Школа, не дам вас в обиду, никогда не подведу! Я надеюсь, что вы будете активно участвовать в делах школы, с интересом учиться, с уважением относиться к учителям! Вперед! В страну Знаний!

Ваша Школа».

- Понравилось вам это письмо? Скажем спасибо Школе за добрые слова. Думаю, вы будете хорошими учениками и тоже никогда не подведете свою Школу.

Вы переступили порог страны Знаний. Все жители этой страны носят почетное звание – ученик. Но вам ещё только предстоит стать учениками. А сейчас вы….?  Сейчас вас называют дошкольники!

Обговорить с ребятами, как правильно за партами должны сидеть школьники. Спросить как  они в детском саду могут сидеть. Проговорить отличия.

II Этап - Основной

Задачи: Активизировать представления детей о школе, процессе обучения.

Упражнение №2 «Школьник-дошкольник». Когда я хлопну 1 раз в ладоши, вы превращаетесь в школьников: садитесь ровно, ножки под партой дружат, ручки ровно лежат на парте. А когда я хлопну 2 раза, то вы превращаетесь в дошкольников и садитесь так как вам нравится. Готовы? Посмотрим, кто будет саамы внимательным и не ошибётся.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились. Были внимательными, активными и очень быстрыми. Получаете свою награду (отдать частичку).

Мы с вами познакомились с первым важным школьным знаком (вывесить на доску).

А теперь посмотрим, сможете ли вы отгадать, а что означают другие школьные знаки.

Упражнение №3 «Школьные знаки»

Цель: помощь детям в осознании школьных требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?

Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.

А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)

А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)

Как вы думаете, а в школе есть правила?

Чего нельзя делать на уроке?

А как надо вести себя на перемене?

Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.

№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.

№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.

№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.

№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?

Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.

№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?

Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.

Учитель: Замечательно. Вы действительно хорошо подготовились и уже знаете основные правила школьной жизни. В награду я вручаю вам еще одну частичку.

Последнее наше правило «Правило дружбы». Это самое важное правило!

Презентация «Школьная дружба» 

Упражнение №4. «Кто с кем дружит?» (в презентации) отдать частичку

Упражнение № 5. « Собери портфель» (портфель с различными предметами). В конце отдать частичку

Упражнение №6. Загадки (по времени если успеете)

  • - Отгадайте загадки:

1. Стоит веселый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают

Рисуют и читают!

(Школа.)

2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный... (ранец).

3. У меня обложка синяя,

На любой странице - линия,

Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку.

  • (Тетрадь.)

4. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.

(Книга.)

5. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!

(Карандаш.)

6. Я писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет -
Сколько он хороших слов
Написать сумеет.

(Ручка.)

7. Белый комочек растаял -
За собою следы оставил.

(Мел.)

8. Прямота -

Моя главная черта.

(Линейка.)

9. У меня чумазенькая спинка,
Но совесть у меня чиста -
Помарку стер я с листа.

(Ластик.)

10. Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай.
Там, где я, вот там читай.

(Закладка.)

Молодцы! Вы хорошо справились с испытанием, и, наверное, устали. А в школе вы будете не только учиться, но и отдыхать. Отдохнем?

III Этап Рефлексивно-оценочный

Задачи: Способствовать формированию умения выражать личностное отношение к деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность ( умение находить подсказки и выполнять задания, находить частички приза)

Все частички ПРИЗА- картинки собираются и получается слово ШКОЛА (№1).

Учитель: Вот для чего мы с вами выполняли задания, чтобы пойти куда? ( в школу)

— Понравилась вам наша игра — квест с заданиями?

— Что больше всего запомнилось?

— Тебе Света? –А ты что запомнил, Дима?

— Чему новому научились?

— Кому расскажете?

— Как думаете, что помогло вам справится с заданиями?

— Как думаете, готовы ли вы идти в школу? Почему? 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5429e7809aed0fc00175724f5989cd93-l&n=13http://zanny.ru/tw_files2/urls_3/73/d-72424/72424_html_1cfd998.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=00dc5f55bb869aa34480657f605a5a2c-l&n=13&w=1052&h=1113http://zanny.ru/tw_files2/urls_3/73/d-72424/72424_html_m64d3d550.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. ИЗО и худ. труд "Весеннее настроение"

Применение приема торцевания в коллективной работе на уроке для родителей и учеников....

День открытых дверей «День сказки в детском саду»

День открытых дверей «День сказки в детском саду»Программа дня открытых дверей для родителей.Цель: Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья».Задачи-Помочь родителям понять ц...

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

Открытое занятие учителя-дефектолога на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для педагогов

Конспект коррекционно-развивающего занятия с подгруппой учащихся 1 класса «Логическая путаница» на день открытых дверей...