Эссе
статья (4 класс)

Сердинов Павел Владимирович

Конкурсное задание "Эссе".

"Я - учитель"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

П.В. Сердинов,

МБОУ «Новопавловская СОШ № 33»

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Л.Н.Толстой

        Счастье учительское, учительская судьба...

        Вот уже 25 лет я работаю в школе учителем начальных классов. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы-годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала, но никогда я не пожалел о том, что выбрал профессию учителя.

Убеждён, что в основе работы учителя должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир. Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха. Важно быть самим собой. Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь, думаешь, чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой. И какое счастье ощущать, когда твои воспитанники, вначале не владеющие чтением, письмом, счётом, не умеющие правильно и грамотно говорить, с твоей помощью постепенно впитывают знания, устремляясь ввысь. Мои знания, опыт становятся тем мостиком, который служит ученикам отправной точкой для движения вперёд.

        Судьба... скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя.

Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться.

Ещё К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни - это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому.

Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой.

        При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Девиз каждого учителя: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше?

        С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними. И пока дети будут познавать, и взрослеть, я ещё не раз перечитаю страницы книги В. Сухомлинского “Сердце отдаю детям” и буду углубляться в свои педагогические проблемы, которые мне предстоит решить.

Современный учитель должен уметь задавать вопросы! Строить беседу так, чтобы у ребят в классе просыпался интерес и желание к действиям, и эти действия (организованные вопросами, посылками учителя) приводили к результату сначала сообща, а потом и самостоятельно, без учителя.

        Каждый урок – это ткацкий станок. Вот я натягиваю основу – прошлое. Какой будет основа? Если прочной – значит, сумел донести до ребенка все нужное и полезное. А вдруг порвется? Не нужно паниковать. Надо вернуться, найти ошибку и устранить ее. Затем по прошлому пустить челнок – и на моих глазах родится полотно настоящего. Но мысленно говорю  себе: «Не спеши вперед, проверь на прочность». Если я действительно мастер, то в перекрестке суровых нитей должна угадать узорчатую ткань прочных знаний.

Грош цена знаниям ради знаний, если нет четкого понимания, во имя чего они пополняются, какую службу они призваны сослужить для развития личности ученика. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит, быть счастливым.

Н.В. Тимофеев-Ресовский: «Надо сказать, что все эти преподаватели были замечательны в первую очередь тем, что в них не было звериной серьезности. Это ужасное свойство многих людей – страдать звериной серьезностью».

Характерной чертой нашего времени является способность парадно отчитываться о результатах ещё не выполненных дел с той самой серьезностью.

– ФГОС внедрим? – Уже внедрили…

– А профессиональный стандарт педагога? – Уже освоили…

Стандарты… Может, это тоже ненужная вещь? Они носят рамочный характер. Предлагаю представить стандарты в виде рамки, обрамляющей картину. Получится ли при этом произведение? Что делает тогда ценной эту картину? Рама или живописное произведение?

Думаю, что стандарты будут выполнять свою миссию только в том случае, если они будут наполнены внутренним диалогом и личностным смыслом. Только тогда они станут ключом к уроку, педагогике, жизни…

Главное изменение, без которого мы не реализуем стандарты (да впрочем, и ничего другого), состоит в изменении позиции учителя. Появление нового, пусть даже самого прогрессивного документа, не переломит ситуации в образовании, если учитель надел маску серьезности и забронзовел, застыл в собственном развитии. Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому.

Н.В. Тимофеев-Ресовский: «…вся эта так называемая педагогика, уговаривание, всякое такое... чепуховски смешное отношение педагогов к ученикам  в общем, один разврат, и толку от него никакого».

Сегодня нужно учиться грамотно задавать серьезные вопросы... Как учить? Для чего учить? Чему учить? И самый главный – как учатся дети? Ответы на эти вопросы находит каждое поколение, каждый педагог, а они по-прежнему остаются открытыми. Может быть, личные ответы на эти вопросы – это и есть то главное, что отличает нужную педагогику от ненужной. Какой я учитель в этой вековой ленте педагогики? Что я могу нового добавить к тому, что есть?

Н.В. Тимофеев-Ресовский: «Разбудить желание может интерес, а не передовая педагогика. Ежели учитель талантливый и интересный человек, то никакой ему ни передовой, ни реакционной педагогики не требуется».

Древние греки вывели поразительную формулу процесса обучения: «Незнание соответствует счастью, знание – несчастью». И вот опять заколдованный круг, в который попадает человек. Надо учить и учиться, чтобы вновь приобретенное знание отправляло нас на уровень нового незнания, а значит, делало человека счастливым!

Периодически изменяя систему образования, мы словно ставим зеркало на пути обучения, запуская процесс обратного хода времени. Почему? Стрела из прошлого в будущее – от того, что имеется, к образцу – преобразуется в бумеранг, возвращающий к исходной точке, и линейное движение становится круговым. Вы можете воскликнуть: «Бред!» Но не торопитесь с выводами!

Формула «Я учу – он учится» не является следствием закона сообщающихся сосудов. Может, вернее – «Пока учусь, имею право учить»? Учить диалогу и учиться диалогу. Учиться разговаривать с Толстым, Ньютоном, с миром судеб тех детей, которых я учу или буду учить.

Что есть ненужная педагогика? Для меня это парадная, глянцевая педагогика, педагогика как памятник, где нет меня, нет моих чувств. Педагогика без диалога и есть ненужная педагогика!

Н.В. Тимофеев-Ресовский: «… самое важное…представителям современного поколения передавать все то хорошее, что мы можем, и не передавать плохое для будущих времен»...

Это и есть «нужная педагогика» и та жизненная позиция, которую, надеюсь, займут мои ученики! Разговор с замечательным собеседником, Зубром, Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, только породил новые вопросы: «Как не утратить желание учить и учиться?», «Как с годами уберечься от звериной серьезности?», «Как спасти систему образования от разврата парадных отчетов и педагогического гламура?», «Как не утратить способность видеть в учениках «молодых ЧЕЛОВЕКОВ», а не безликий контингент?»

Формула «Я учу – он учится» не является следствием закона сообщающихся сосудов. Может, вернее – «Пока учусь, имею право учить»? Учить диалогу и учиться диалогу. Учиться разговаривать с Толстым, Ньютоном, с миром судеб тех детей, которых я учу или буду учить.

Что есть ненужная педагогика? Для меня это парадная, глянцевая педагогика, педагогика как памятник, где нет меня, нет моих чувств. Педагогика без диалога и есть ненужная педагогика!

Н.В. Тимофеев-Ресовский: «… самое важное…представителям современного поколения передавать все то хорошее, что мы можем, и не передавать плохое для будущих времен»...

Это и есть «нужная педагогика» и та жизненная позиция, которую, надеюсь, займут мои ученики! Разговор с замечательным собеседником, Зубром, Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, только породил новые вопросы: «Как не утратить желание учить и учиться?», «Как с годами уберечься от звериной серьезности?», «Как спасти систему образования от разврата парадных отчетов и педагогического гламура?», «Как не утратить способность видеть в учениках «молодых ЧЕЛОВЕКОВ», а не безликий контингент?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...