Светлые и темные качества человека
классный час (2 класс)

Викулова Евгения Брониславовна

младший школьный возраст является сенситивным периодом для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим, в связи с этим актуальным является мотивирование ребенка к самопознанию. Предложенное занятие будет содействовать формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию, а также способствовать развитию личностных универсальных учебных действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlye_i_emnye_kachestva.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автор: Викулова Евгения Брониславовна

Название работы: внеклассное мероприятие по курсу «Полезные привычки» на тему: «Светлые и темные качества».

Аннотация: младший школьный возраст является сенситивным периодом для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим, в связи с этим актуальным является мотивирование ребенка к самопознанию. Предложенное занятие будет содействовать формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию, а также способствовать развитию личностных универсальных учебных действий.

Класс- 2

Цель: 1.Показать ценность духовного богатства человека, мотивировать обучающихся на приветственное самосовершенствование.

 2.Способствовать формированию коммуникативных умений, речевых навыков.

 3. Развитие творческих возможностей и аналитического мышления (умения сравнивать, делать выводы, анализировать жизненные ситуации).

 Используемые элементы технологий:

Проблемное обучение

Игровые технологии

Системно-деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход

Здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор -плакат с правилами поведения на занятии -таблички, на которых написаны качества людей -сказка «Перчатка» -листы бумаги, авторучки.

Ход занятия: Дети входят в кабинет. Звучит музыка «Улыбка».

1. Вводная часть. Создание раскрепощенной обстановки.

- Дорогие ребята, я очень рада нашей встрече. Частичкой своего прекрасного настроения я хочу поделиться с вами. Подарите друг другу улыбку.

Ведь улыбка - это волшебство.

Человек совсем другим становится,

Если вдруг открыто и светло

На лице его улыбка остановится.

Представьте, что ваши ладони - это зеркальные звездочки. Посмотрите в них, улыбнитесь и вам станет уютнее. А теперь подарите вашего солнечного зайчика другу.

С таким настроением мы и продолжим наше общение.

- Тихо садитесь.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, на нашей планете живёт много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.

- Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему?

- Какие внутренние качества людей вы знаете?(дети называют их).

- Правильно, сегодня на нашем занятии вы расширите свои знания о внутренних качествах человека.

 Игра «Загадки о качествах человека». 

 - Как мы назовем человека, который говорит всегда правду? Не обманывает других? (честный);

-человек, который по-дружески относится к окружающим (дружелюбный);

-человек, который не любит трудиться (ленивый);

-человек, которому интересно узнавать новое, приобретать новые знания? (любознательный).

- Ребята о чем были наши загадки? (ответы детей). Верно, о качествах человека. А как вы думаете, о каких качествах человека мы сегодня поговорим? (Ответы детей). Верно, о положительных и отрицательных качествах человека. Иначе, о светлых и темных качествах.  

- Тема нашего занятия «Светлые и темные качества человека»

- Ребята, давайте вспомним наши правила работы в группе.

  (Дети вспоминают правила)

                                 Правила:

1.Доверие друг к другу.

2.Активная работа на занятии каждого участника.

3.Солюдение внимания  к говорящему.

4.Недопустимость насмешек.

5.Право каждого на свое мнение.

6.Не выносить обсуждение за пределы занятия.


3.- У каждого человека есть имя. Каждая буква нашего имени обозначает какое-то качество человека. В имени  спрятаны положительные качества, о которых вы даже не знаете. Попробуйте расшифровать свое имя и найти эти положительные качества.

Игра. «Мои качества» 

-Ребята, я теперь я предлагаю поиграть в игру. Я буду называть вам качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас.

-Помашите мне рукой те, у кого есть искренность;

-троньте себя за ухо те, в ком встречается лень…;

- встаньте и махните мне рукой те, в ком есть такое качество, как отзывчивость;

-сожмите руки в замок, у кого встречается зависть…;

-встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость.

-Спасибо, ребята, за честные ответы.

-Оказывается в каждом из нас живут… Продолжите мое высказывание… (Как светлые, так и темные качества).

-Ребята, скажите, а нужны ли человеку темные качества? Обсуждение.

4. Путешествие на сказочную поляну.

-ребята, я вчера была в волшебном лесу и насобирала целую корзину «наших душевных человеческих качеств».

Давайте пройдём на эту поляну и вы убедитесь сами.

Идут на поляну. Пока дети рассаживаются звучит мелодия.

Показываю корзину.

-Но одни из них здесь «светлые», а другие «тёмные».

- Может вы знаете, какие качества человека  мы называем светлыми?

(Под «светлыми» понимаем те, которые помогают человеку жить счастливо и приносить радость окружающим.)

- А какие качества человека мы называем темными?

(Под  «темными « качествами будут пониматься те, которые мешают жить дружно и счастливо как самому человеку, так и его окружению)

- Как солнышко в природе, когда оно греет, то всем радостно, приятно, хорошо. Так и от человека, который обладает «светлыми» качествами веет теплом, радостью. Поэтому мы «светлые» качества давайте прикрепим на лучики солнышка.

- А что мы чувствуем, когда пасмурный день, на небе большая чёрная туча?

- Такое же чувство у нас возникает, если мы общаемся и с человеком с «плохими, тёмными» качествами. Верно? Поэтому мы поместим эти качества на тучу.

- Существуют ли ребята, у которых качества только светлые или только тёмные?

(Подвести детей к выводу, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и тёмные и светлые качества).

- В каждом человеке есть и тёмные и светлые качества. Эти качества борются в человеке, соперничают. И от самого человека зависит, станет он лучше, светлее, добрее или, наоборот, озлобится, станет завистливым, несчастным.

Каждую минуту своей жизни человек стоит у «черты между добром и злом»

- Как вы думаете, каким человеком легче быть: добрым или злым? Почему?

- Конечно, чтобы быть добрым нужно много сил, работы над собой каждый день, каждую минуту, нужно постоянно бороться со своей ленью. Так мы укрепляем волю. А люди сильные духом могут справиться со всеми жизненными трудностями и проблемами.

6. – Теперь давайте вернёмся с волшебной поляны за свои школьные парты. Нам ещё надо о многом поговорить.

- сейчас возьмите листочки на парте со сказкой «Перчатка». Внимательно её слушайте, после прочтения необходимо будет ответить на мои вопросы.

Чтение и обсуждение сказки «Перчатка»

Сказка «Перчатка».

  В старом стенном  шкафу, жили перчатки. Они были теплые, почти новые. Разница между ними была лишь в том, что одна была Левая, а другая – Правая.

   Правая носила сумку, открывала двери,  выполняла всю  работу и , как результат , - чуть больше износилась. Левая же  перчатка носила часы, браслеты, иногда на нее надевали колечко с бирюзой. Левая перчатка чувствовала себя самой изысканной и элегантной. Поэтому, ее очень возмущало , что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра.

   «Как ты можешь так жить?» - говорила Левая перчатка  Правой.

-Ты работаешь целый день, ты держись и грязные деньги, и бумажки, и самый различный хлам, и потом лежишь рядом со мной!. Я веду светскую жизнь -  - кому – то махну рукой, на что-то укажу, не ношу тяжелые  сумки и чище тебя. Зачем ты мне нужна, когда мне и без тебя хорошо?».

 Однажды хозяйка, гуляя зимой по улице, сняла перчатки и положила в карман. Левая перчатка выпрыгнула оттуда со словами «Прощай, я больше не хочу быть рядом с такой грубой и невежественной сестрой. Я наверняка займу почетное место где- нибудь в другом доме.»

   Перчатка упала на тротуар, она еще не знала, что одна никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило  город, какой – то прохожий поднял ее и повесил на сучок дерева, где она провисела три дня.   На ней появились сосульки. Вдруг ею заинтересовалась пролетавшая мимо ворона. Она схватила Левую перчатку, потрясла ее, сбив сосульки, и понесла ее в гнездо. Сообразив в чем дело, перчатка умудрилась вырваться и,   пролетев через весь двор, упала в мусорный бак, где находились старые вещи. Перчатка  начала понимать, какую ошибку она совершила, сбежав от своей старой хозяйки.Среди старых вещей ходили разговоры, что ее, элегантную перчатку, хотят распустить на нитки и смотать в клубок. Она очень этого боялась, так как потерять свою неповторимую форму – значило умереть! В тот момент она больше всего завидовала  своей Правой сестре, которая лежала в теплом уютном шкафу.

Она   мечтала только об одном, быть дома вместе  с сестрой и выполнять любую работу. Перчатка погрузилась в грустные мысли, как вдруг услышала знакомое рычание, и чьи – то зубы крепко схватили ее и понесли . Она узнала   собаку своей хозяйки и молила судьбу только об одном – чтобы ее отнесли домой.

  Собака выбежала и побежала, через некоторое время, бросила перчатку на землю. Испуганная, порядком износившаяся, грязная и порванная перчатка упала к  ногам хозяйки… та подняла ее, отряхнула и положила   в карман.

   С того момента Левая перчатка опять живет в ящике большого шкафа, крепко дружит с Правой перчаткой и  с другими вещами в шкафу.

Помогает сестре носить сумки, а также по хозяйству. Никогда не зазнается. Дружба у них крепкая, водой не разольешь.

После прочтения детям необходимо поделиться чувствами по поводу прослушанной сказки. Дети отвечают на вопросы:


Чего так сильно хотелось Левой Перчатке? (Быть лучшей, быть всегда на виду)


Как вы думаете чего она не знала о себе? (Что у нее есть недостатки)


Что помогло Перчатке узнать себя лучше? (Жизненные трудности)


При обсуждении сказки необходимо подчеркнуть, что герои в разное время проявляли разные качества.

(Сначала Левая перчатка обладала такими качествами как себялюбие, гордость, хвастовство, высокомерие. Затем она почувствовала обиду, грусть, печаль. А в конце стала радостной и весёлой).

7. Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


- Ребята, как вы понимаете фразу, что «в каждом человеке живёт 2 волка»?

- Что значит мы их кормим?

8. Итог

- Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, приносить радость, помогать друг другу.

- Это вечные ценности, с ними не произойдёт ничего. Эти прекрасные качества человека обогревают, как солнышко, не только самого человека, но и других людей.

Сегодня каждому из вас я хотела бы подарить солнышки. Приложите их к своей щеке. Чувствуете от него тепло?

Так пусть же оно вас согревает всегда, а вы будете согревать всех окружающих своей добротой, лаской, нежностью.

Каждый день трудитесь над собой, занимайтесь своим внутренним воспитанием, чтобы стать достойными гражданами нашей Родины-России.

Звучит песня «Дорогою добра»

- Вы сегодня потрудились для души! До чего же вы, ребята, хороши.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка школьника — важный пункт в развитии личностных качеств человека.

В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система...

Родительское собрание в 6 классе « Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека »

Цели  собрания:показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес...

Мастер – класса на тему: «Духовные качества человека – противоядие для коррупции»

Мастер – класса на тему:«Духовные качества человека – противоядие для коррупции»...

Конспект занятия по педагогике, 2 класс, тема "Светлое и темное в людях", УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях.      Предметные:Знат...

Конспект классного час на тему: "Светлое и темное в людях" , 1 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях.Предметные:Знать: положительные и отрицат...

Конспект классного часа. Светлое и темное.3класс

Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях.  Предметные:Знать: положительн...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»

В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....