Доклад на педсовет
материал (4 класс)

Тема: «Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование,  дифференцированность».

Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников. 
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.

Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен        творческий        труд. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним. 
Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами – выполнить домашнее задание.

Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании с младшего школьного возраста. Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.

В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
- Задание должно быть понятно каждому ученику.
- Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
- Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
- Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
- Домашнее        задание обязательно дифференцированное.
- Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое        или        творческое.

Из личного опыта учителям известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят -  дети стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя.
- Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя.

- К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов.
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего        времени        для        выполнения        работы.

Так зачем же в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места домашней работы в системе образования ребёнка и целей такой работы. Выбор содержания, характера и формы деятельности, видов задания, временного интервала, степени самостоятельности домашней работы ученика зависит, прежде всего, от поставленных целей и задач.

Педагоги, придерживающиеся традиционных взглядов на процесс обучения, считают, что «домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием образовательной деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…». Сторонники этой позиции утверждают, что домашние задания нужны по двум причинам:

  • во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал,
  • во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.

При таком подходе становится очевидной цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.

Дозирование:

Так, согласно нормам СанПин объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9  классе - до 3,5ч.

Начинать самоподготовку ученик должен с предметов средней трудности после 15 часов, именно в это время, по мнению ученых, наблюдается подъем работоспособности.

Занимаясь, ребенок устраивает небольшие (до 5 минут) произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы или делает физминутки (2 – 3 минуты). Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, чтобы не перегружать чрезмерным            заданием        детей.

Основная причина перегрузки – несогласованность с заданиями по другим предметам.

Способы проверки домашнего задания традиционны.
Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли.

Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос с вызовом к доске, срезовая работа, тестирование. Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные опросы.
Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек,  заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы оцениваются. Самопроверку и взаимопроверку, работу в парах часто можно применять на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу,    кластеры и  синквейны.
Специалисты не рекомендуют применять одни и те же способы проверки самоподготовки, а лучше варьировать   их.

Методические рекомендации по организации домашнего задания.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

  • задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
  • задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
  • задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
  • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
  • задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
  •  задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
  • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
  • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
  • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
  • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
  • проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Из всего выше сказанного педагоги должны чётко усвоить следующие правила: 1. Домашнее задание не может быть одно для всех, у учеников должно быть право выбора. 2. Домашние задания в сентябре и мае должны иметь существенную разницу.

3. Задания по разным предметам должны согласовываться между учителями предметниками.

4. Домашние задания должны носить творческий характер, вести детей к поиску: составить план, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.

5.  Каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...