Рабочая программа "Я исследую мир"
рабочая программа

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду.

Программа «Я исследую мир» развивает общеучебные навыки у обучающихся, личностные качества и коммуникативные  связи у учащихся начальной школы.

Цель программы: Формирование личностных качеств, обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issleduyu_mir.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОХЕТТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО
на научно-методическом совете с правами экспертного

Протокол № 1  

от 28.08.2020

Председатель

___________ Е.В.Худякова

                 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

___________ Е.В.Худякова

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08.2020

Председатель

________Э.В.Гуренкова

________________ Э.В.Гуренкова

Приказ  №   ?  от «30»  августа  2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 122

от 01.09.2020

Директор МОУ 

__________Э.В.Гуренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я исследую мир»

учебный предмет

2020/2021 учебный год

учебный год

1 класс (1 час в  неделю; 33  часа в год)

класс, количество часов  в неделю

  

                                   

                   

                   Составитель

                   Аникина Раиса Хасанзяновна,

                                                                                          учитель начальных классов

                   высшей квалификационной категории

                             

                         

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа развивающего курса «Я исследую мир» разработана на основе  нормативных документов:

федеральный уровень

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
  • Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России  от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства российской Федерации от 29.05.2015 №996-р);
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
  • Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012г. №ПР-3410;

региональный уровень

  • Письма департамента образования ЯНАО от 14.05.2012  №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Концепции научно-естественного образования ЯНАО (Приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 №102);
  • Концепции научно-технического творчества (Приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015);
  • Заседания координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни (Протокол заседания координационного совета ЯНАО от 30.11.2016 №87);

муниципальный уровень

  • Приказа ДО Надымского района от 30.05.2014 №510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС»

институциональный уровень

  • Устава  муниципального общеобразовательного учреждения «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
  • Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено педагогическим советом №3 от 27.04.2017)

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду.

Программа «Я исследую мир» развивает общеучебные навыки у обучающихся, личностные качества и коммуникативные  связи у учащихся начальной школы.

Цель программы: Формирование личностных качеств, обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи программы:

 1. Формировать у детей представления о качествах личности и нравственных нормах поведения.

 2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.

           5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

 6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других

Раздел 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса  

 

Личностными результатами  в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.

Метопредметными результатами изучения курса  в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

  Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.      

Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса  в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Раздел 3. Содержание программы внеурочной деятельности

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! (1 ч) Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.

 Радость. Как её доставить другому? (2 ч) Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра «Кто, где живёт?».

 Самое удивительное чудо на свете. (1 ч) Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.

 Моё любимое имя. (2ч) Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) (1 ч) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

Как хорошо быть вместе! (1ч) Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».

 Внимательный ли ты слушатель? (2 ч) Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. (1 ч) Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки. (1 ч) Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.

Ссоры и споры (2 ч) Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка.

Я – неповторимый человек. (1ч) Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».

 Оцени других и себя. (1 ч) Конкурс. Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов).

Что в имени моём? (2 ч) Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ «Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». Мальчики и девочки.

Дружить или ссориться? (2 ч) Игра« Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Вол Что в имени моём?шебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».      

 Посеешь характер - пожнешь судьбу. (1 ч) Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь»

 Как стать прилежным и старательным. (1 ч) Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах».

Жадность и жадины. (2 ч) Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

Моя внимательность и внимание. (3 ч) Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что потерялось?».

Ответственность и я. (1 ч) Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Просмотр м/ фильма «Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери. Игра «Сказочное путешествие».

Зависть. (1 ч) Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Толстой.

 В дружбе сила. (2 ч) Чтение стихотворения «Совершите чудо». Психогимнастика «Я желаю тебе…» Игра «Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием «дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения «Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра «Найди друга».

На чем основано взаимопонимание. (2 ч) Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чём говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание).

    Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Примечание

1

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

2-3

2

Радость. Как её доставить другому?

4

1

Самое удивительное чудо на свете.

5-6

2

Моё любимое имя

7

1

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

8

1

Как хорошо быть вместе!

9-10

2

Внимательный ли ты слушатель?

11

1

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

12

1

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки

13-14

2

Ссоры и споры

15

1

Я – неповторимый человек

16

1

Оцени других и себя

17-18

2

Что в имени моём?

19-20

2

Что в имени моём?

21

1

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

22

1

Как стать прилежным и старательным

23-24

2

Жадность и жадины

25-27

3

Моя внимательность и внимание.

28

1

Ответственность и я

29

1

Зависть.

30-31

2

В дружбе сила

32-33

2

На чем основано взаимопонимание