Статья по дефектологии" Адаптация и компенсация"
статья

дефектология" Адаптация и компенсация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по дефектологии «Адаптация и компенсация»

                                                                             учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                                   

Лазюк Наталья Александровна

                                                         

               

                                                                                             

 

Санкт-Петербург

2021

 

        Известно, что для нормального развития психики необходимо усвоение социального опыта, которое осуществляется в результате речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий, поэтому, никогда никакая биологическая функция не сможет компенсировать, восстановить нарушенные дефектом зрения связи человека и общества. При тяжелых поражениях организма (слепота, глухота, слепоглухота) компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних. В связи с этим в тифлопсихологии сложилось понимание компенсации как процесса восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций, осуществляющегося на разных уровнях компенсаторного приспособления — от безусловно-рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих вследствие зрительных заболеваний, до сложных форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии. Процесс адаптации слепорожденных к среде, а поздно ослепших - к новым условиям жизнедеятельности является длительным, сложным, а порой и болезненным. Это проявляется в широком распространении среди инвалидов по зрению различного рода нарушений эмоциональной сферы личности, обусловленных в определенной степени перестройкой высшей нервной деятельности. Избежать этого, можно только путем раннего вмешательства в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врожденный или рано приобретенный дефект) и восстановления гомеостаза у поздно ослепших лиц, полностью или частично потерявших зрение в зрелом возрасте, в процессе реабилитационных мероприятий с целью их успешной (ре)адаптации.        Проблемы адаптации лиц с глубокой зрительной патологией в специальной психологии рассматриваются, прежде всего, в русле теории компенсации с позиций комплексного подхода. При достаточной разработанности проблемы компенсации дефектов зрения на физиологическом уровне в общей и специальной психологии (тифлопсихологии) еще не совсем четко разводятся два взаимосвязанных понятия «компенсация» и «адаптация». Так, компенсация, рассматривается в узком смысле слова в свете теории И. П. Павлова, П. К. Анохина. В Павловском понимании, как пишет А. Г. Литвак, компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение (Литвак А. Г.). Наряду с этим существует понимание компенсации в широком значении как явления биосоциального. Например, А. Г. Литвак пишет, что «компенсация дефектов зрения и их последствий в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые обусловливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптацию (у поздно ослепших — реадаптацию) к новым условиям жизни» (Литвак А. Г.).

        Таким образом, несмотря на то что понятие адаптации, в том числе и социальной адаптации, широко используется при изучении психики слепых и слабовидящих, еще недостаточно раскрыты его сущностные характеристики. В связи с этим особую актуальность приобретает социально-психологической подход к изучению проблем адаптации личности лиц с глубокими нарушениями зрения. В то же время необходимо отметить, что социально-психологические последствия глубоких нарушений зрения подчеркивал еще Л. С. Выготский, который одним из первых обратил внимание на проблему слепоты и вообще на проблему детской дефективности как на проблему социальную. В исследованиях зарубежных и отечественных ученых рассматриваются последствия глубокой зрительной патологии, оказываемые на психическое и личностное развитие, выявляются «вторичные отклонения», обусловленные наличием «первичного дефекта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование средств в ИЗО деятельности для коррекции и компенсации нарушений развития".

Доклад на тему: "Использование средств в ИЗО деятельности для коррекции и компенсации нарушений развития"...

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, закрепленные в коллективном договоре образовательной организации

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, закрепленные в коллективном договоре образовательной организации...

Расширение слуховых возможностей слабослышащих школьников как условие компенсации дефекта

В статье рассматривается значение развития речевого слуха слабослышащих школьников для процесса формирования у них устной речи.Статья адресована учителям специальных (коррекционных) школ II вида, роди...

Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».

            Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельнос...

Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».

            Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельнос...