В поисках клада
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Бодрова Наталья Георгиевна

Игра-путешествие по русскому языку для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_klada.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа по русскому языку для 2 класса

«В поисках клада»

Цели:

- воспитание интереса  к изучению русского языка,  

- формирование умения работать в группе, оформлять свои мысли в устной речи;

- развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение кругозора.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для поощрения. карточки для групповой работы, карты с шифровкой, клад - конфеты для детей.

Ход мероприятия

   Сегодня я вам предлагаю  отправиться со мной  в увлекательное путешествие по самой удивительной, и в то же время, сложной стране русского языка на поиски клада.

  Вы когда-нибудь искали настоящий клад?

  А хотели бы найти?

Не боитесь трудностей?  Тогда в путь.

Путешествовать мы будем по островам . На каждом острове надо будет выполнять разные  задания. Если вы успешно справитесь с ним, то получаете карточку с 5.  Потом эти карточки вы сможете обменять   на карту сокровищ, где указано место  клада.  

Сначала мы поплывём на корабле до острова под названием ФОНЕТИКА и ГРАФИКА.

Я вас приглашаю на корабль.

Поднять якорь!

Поднять паруса!

 В добрый путь!  

А чтоб в дороге не скучать проведём конкурс мозговой штурм.

1 конкурс «мозговой штурм»

Я задаю вопросы каждой команде по очереди.

1. Чем пишут на доске? ( мелом)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Назови первую согласную букву алфавита.(б)

4.Как пишется сочетание букв жи-ши?

 5. В слове русский сколько букв эс?

6. Самая лучшая школьная оценка(5)

7.Как пишется сочетания чу-щу?

 8. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

9. Назовите последнюю букву русского алфавита(Я)

10. На какой сигнал нужно переходить улицу.( на зеленый)

11 Как пишутся имена собственные?

12. Место, где на время дают книги. (библиотека)

13. Что можно приготовить, но нельзя съесть.( уроки)

14. Назови первую гласную букву алфавита.(А)

Молодцы, ребята, вы показали какие вы умные, и за этот конкурс получаете первую карточку с 5

 Остров фонетика и графика.

Вот мы и на острове Фонетика и графика.

Звуковую страну речи называют фонетика.  Само название «фонетика» , образовано от греческого слова Фон, что значит звук. Известно, что звуков в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что  отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд.  Письменная  речь -  не может  абсолютно точно  копировать устную.  Как правильно записать звучащую речь? Этому учит графика. Звуки мы слышим, а буквы видим и пишем. Буквы - как одежда для звуков.

Вот подумайте о чуде:

Сколько букв – сестёр родных?

33, а сколько люди

Могут слов сложить из них?

   1.     Вам первое задание : из букв собрать название ваших команд. (ЗНАНИЕ, ДРУЖБА)

А как вы думаете, если в слове поменять всего один звук на другой ,слово поменяет своё значение?

    2.     Давайте поиграем в игру « Звук заблудился»

           

На островок налетел ураган,

           На пальме остался последний баран.

    

Тает снег. Течёт ручей.

    На ветвях полно врачей.

           

На поляне весной

           Вырос зуб молодой.

           

Закричал охотник: «Ой!

           Двери гонятся за мной!»

На глазах у детворы

Крысу красят маляры.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

           

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки) 

Был доктор на движенья скуп, схватил щипцы и вырвал дуб

Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)

   Молодцы. Вот видите, как важно знать звуки и правильно писать  буквы в русском языке. Вы справились со всеми заданиями на острове ФОНЕТИКА И ГРАФИКА.  Получаете по карточке с 5,  и дальше в путь.

 Следующий остров, который мы посетим - ЛЕКСИКА.

Остров Лексика

Лексика происходит от греческого ЛЕКСИС , что обозначает слово, выражение.

    Само определение «лексика» означает словарный состав языка. В свою очередь, раздел науки, изучающий лексику, называется лексикологией.

Как вы могли догадаться, речь пойдет о словах. В русском языке слов очень много. Есть слова однозначные и многозначные. Есть близкие по значению слова, они называются СИНОНИМЫ. Есть АНТОНИМЫ – это противоположные по значению слова. Вам очередное задание.  На карточках:

1. Соединить синонимы парами. 1 команда

Дорога          холод

Грусть           путь

Скорый         большой

Огромный     быстрый

Мороз            печаль

Антонимы парами -2 команда.

Грусть            жара

Скорый         маленький

Мороз             ночь

Большой        медленный

День               радость

2.Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. Вы их конечно слышали. Только не знали, как они называются. Вот сейчас вы их сами назовёте. Вам надо закончить моё предложение названием животного и сказать когда так говорят.

Труслив, как ……

Грязный, как ……

Голодный, как …..

Хитер, как …..

Нем, как …..

Здоров, как……

А слышали ли вы такое выражение как «ЗАРУБИТЬ НА НОСУ»?

Как вы это понимаете?

Раньше неграмотные люди носили с собой дощечки. Когда надо было что-то запомнить , делали на них зарубки, всевозможные пометки.  Эти дощечки назывались носами.  С тех пор,  и пошло выражение «Зарубить на носу – запомнить».

3. Узнайте по картинке фразеологизм и объясните, когда так говорят.

Водить за нос. За двумя зайцами. Писать, как курица лапой.

 Вот видите, сколько интересного могут рассказать нам слова. За ваше старание получаете по карточке с  5.

А дальше полетим на самолёте.  

ФИЗМИНУТКА-САМОЛЁТ (под видеоролик)

Перед нами ещё один остров в стране грамматики. СИНТАКСИС.

Остров Синтаксис

Синтаксис – в переводе с греческого обозначает - составление. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения.

А что такое предложение вы уже знаете. Напомните мне, пожалуйста, что называют предложением.

1.Первое задание на острове синтаксис.

Найди концовку предложения

1 команда

Без труда                      не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи -                    век учись.

Азбука -                        к мудрости ступенька.

Поспешишь —             людей насмешишь.

Делу время,                   потехе час.

2 команда

Как аукнется,                             так и откликнется.

Грамоте учиться                        всегда пригодится.

Кончил дело —                          гуляй смело.

Кто много читает,                      тот много и знает.

Семь раз отмерь,                        один раз отрежь.

2. Вы любите сказки?  Много знаете сказок?

Вася Двоечкин  вспомнил такие сказки. Вы их знаете?(исправь название сказки)

1. « Царевна — индюшка».

2. «По-собачьему велению».

3. «Сивка- будка».

4. «Гуси - утки».

5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».

6. «Петушок— золотой пастушок».

7. «Маша и Крокодил».

8. «Лапша из топора».

Вот и подошло к концу наше путешествие.  Давайте  подсчитаем ваши пятёрочки и обменяем их на карту сокровищ. Это не обычная карта ,  а зашифрованная. Если вы хорошо знаете порядок букв в русском алфавите ,то сможете расшифровать послание и найти клад.

В шифровке высказывания о русском языке, а  на обратной стороне написано, где клад.

А -   Берегите

И -    предками

В -    русский язык

Ж -     нам

Б -     наш

Д -    это достояние

З -   нашими

Е -  переданное

Г-   это клад

А –   Русский

В -   один

Й –   сомнения

Г –  из богатейших

З –   нет

Б –   язык

Е –   в мире

И –   никакого

Ж –   в этом

Д –   языков

Главное сокровище - это знания.

Не бойся препятствий и сложных задач.

Живи для успехов и ярких удач!

Учись, постигай, увлекайся. Дерзай!

И все что полезно для жизни. Познай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по доноведению "В поисках клада"

Открытое занятие по внеурочной деятельности....

Игра "В поисках клада"

Сценарий  игры, в  ходе  которой  дети  выполняют  различные  задания  и  находят  сундук  с  сокровищами....

Игра "В поисках клада".

Развлекательно-игровое мероприятие в спортивном зале....

Внеклассное занятие по математике 2 класс "Путешествие в Простоквашино. Поиск клада"

Цель: закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 99, умения решать примеры и задачи изученного вида. Задачи: создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия; формировать эрудицию младш...

"В поисках клада"

Сценарий мероприятия для летней площадки....

Сценарий игры "Поиск клада"

Игра по станциям, ориентирование на местности....

игра "Поиск клада"

Все мы в детстве любили отгадывать загадки, играть, веселиться, получать сюрпризы. Эта игра особенно актуальна летом на отдыхе. Детям очень нравится....