Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР_ младшего школьного возраста
план-конспект

Немченко Ирина Владимировна

Коррекционно-развивающие занятия адресованы специалистам, учителям, воспитателям образовательных организаций для работы с детьми с задержкой психического развития

младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

Купинский филиал

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с ЗПР_ младшего школьного возраста

Составила

Немченко И.В. – социальный педагог

Первой квалификационной категории

Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК


Актуальность:

Развитие коммуникативных навыков младших школьников - является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Коррекционно-развивающие занятия адресованы специалистам, учителям, воспитателям образовательных организаций для работы с детьми с задержкой психического развития

младшего школьного возраста.

Для детей данной категории характерен низкий уровень развития коммуникативных навыков, высокая степень тревожности, низкий уровень познавательной активности, проблемы социальной адаптации, эмоционально-волевая неустойчивость.

Диагностико-коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Дети комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом самоуважение и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Адресная группа: дети с ЗПР младшего школьного 7 - 9 лет. Длительность занятий– 30 минут.

Ожидаемый результат:

  • повысится уверенность детей при общении со сверстниками;
  • повысится уровень культуры общения с окружающими в повседневной жизни;
  • повысится способность детей контролировать свое поведение в процессе совместной деятельности;
  • дети будут более активно взаимодействовать со сверстниками, используя конструктивные навыки сотрудничества: умение договариваться, сопереживать, оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия с другими детьми.


Тема: «Будь внимателен к другу»

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других

Задачи:

способствовать развитию умения самостоятельно выстраивать свою деятельность, согласовывать свои желания с потребностями и желаниями других детей;

формировать умение сотрудничать, работать в группе.

Оборудование:

  • гном Тиша (игрушка;
  • солнцезащитные очки;
  • пары варежек, вырезанные из белой бумаги

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята! Очень рада вас сегодня видеть! Ребята, я предлагаю вам сесть в один большой круг. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой.

Свои дружеские чувства к другому человеку можно выразить, обнимая его.

Первый ребёнок спрашивает своего соседа: «Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?». Если ответ «Да», то можно обнимать соседа. Игра заканчивается тогда, когда объятие дойдет до ребёнка, начавшего игру.

Игра «Говорящие очки»

Дети сидят в кругу.

Педагог: Сегодня я принесла вам волшебные очки. Один ребёнок их одевает, а другой смотрит в эти очки и произносит слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Как только ребёнок в очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес того, кто произносил заклинание.

Затем очки передаются тому, кто спрашивал и т.д. (игра продолжается по кругу, очки должны одеть все дети).

Игра «Путаница»

Педагог: Ребята, давайте выберем считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться –кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

Игра «Варежки»

Варежки вырезаны из бумаги. Количество пар равно количеству пар участников игры. Педагог раскладывает варежки с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные по помещению. Дети разбегаются по классу. Отыскивают свою «пару» и вместе с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Аплодисменты

Педагог: Пожалуйста встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, кот орая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг к другу.  Игра проходит следующим образом: ведущий ходит по кругу, подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребёнка и ситуация повторяется. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать следующего.

Рефлексия

  • что нового узнали на занятии?
  • что понравилось?
  • какие трудности возникали?
  • какие эмоции вы испытываете сейчас?

Тема: Учимся сопереживать друг другу.

Цель: Формирование способности сопереживать друг другу; установление позитивного поведения в группе.

Задачи:

  • способствовать развитию умения самостоятельно выстраивать свою деятельность, согласовывать свои желания с потребностями и желаниями других детей;
  • формировать умение сотрудничать, работать в группе.

Оборудование:

  • клубок ниток;

Педагог: Ребята, давайте возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу! А сейчас, передавая нашу волшебную нить по кругу, давайте каждому пожелаем.

Давайте вспомним правила наших занятий:

 - помогать друг другу;

- когда говорит один – другой слушает и не перебивает;

 - хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;

 - раздается хлопок – устанавливается тишина.

Беседа

-Что такое добро, зло? Ребята, давайте определим понятие «доброта». Что такое доброта?

-Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Как ведет себя добрый человек? (ответы детей)

Этот человек не может быть злым, грубым, жестким. Его отношение с людьми доброжелательные, он всегда улыбается, проявляет доброту, сердечность. А как проявляется доброта?

Доброта проявляется в человеческих делах, поступках, в отношении к людям, ко всему окружающему, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать.

Чтение сказки «Ёжик и белочка»

В один солнечный денёк встретились в лесу ёжик и белочка

Ёжик: Привет белочка

Белочка: Здравствуй ёжик.

Ёжик: Белочка ты куда идёшь.

Белочка: Да вот я маме помогаю,  грибы собирать иду.

Ёжик: И я тоже грибы ищу, ну ладно пойду я, удачи тебе.

Белочка: Спасибо, ёжик.

Разошлись они в разные стороны, и пошли дальше каждый своей тропинкой. Прошло немного времени вдруг слышит, кто-то плачет, пригляделся ёжик….

Ёжик: Ой, да это же белочка, Белочка, ты чего плачешь.

Да вот мне уже домой пора а я ни одного грибочка не нашла, что же мне делать не знаю.

Ёжик: Не переживай белочка посмотри сколько я грибов набрал, тут и тебе хватит, я с тобой поделюсь.

Белочка: Ой, спасибо тебе ёжик, я обязательно скажу мамочке, что это ты помог мне грибов набрать. Спасибо.

Ёжик: Да не за что кушайте на здоровье.

И каждый пошёл довольный к себе домой. Что можно сказать о героях этой сказки? (добрые, трудолюбивые, заботливые, ласковые)

-А теперь пора отдохнуть,  пойдёмте немного поиграем.

Физкультминутка: «Я иду, и ты идёшь»

Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)

Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)

Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)

Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)

Мы живем, не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки, обнимем друг-друга)

Прочитать рассказ Рея Бредбери из сборника «Передай добро по кругу». (чтение рассказа «Все лето в один день»)

-Вам понравился рассказ? А чем?

-Как оценить поступок детей с Марго?

Отчего становится страшно, когда представляешь события этого рассказа?

Вы оказывались в такой ситуации? С вами такое происходило?

Вывод:

Видите, как опасно человеческое зло! Как просто недобрый поступок может обернуться непоправимым злом! помните об этом и спешите радовать окружающих вас людей, оберегайте их от зла.

Игра-ситуация «Заморочки из мешочка»

Давайте, ребята, проверим себя, оценим свои поступки. Я буду читать вам различные ситуации, а вы решите, как правильно поступить.

Итог игры

Правильными были ваши ответы? Почему?

Значит, доброта подразумевает добрые, справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить. Очень важно проявить сочувствие, желание помочь, поделиться. Только поняв другого человека, его состояние, можно решить, как ему помочь.

Игра «Торопись обрадовать!»

По кругу передается клубочек. После слова «Замри!» тот, у кого она окажется, должен обрадовать своего соседа, сказав, что ты больше всего в нем ценишь, что тебе нравится в его характере.

Итог игры

Как вы считаете, следует ли радовать других людей? Почему?

Что это дает тому, кто радует?

А тому, кого обрадовали?

Значит, в умении нести радость другим людям, рождается человеческая доброта.

Заключительная часть

Подумайте, ребята, обо всем, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступать, как противостоять злу, несправедливости. Всегда защищайте проявление доброты в себе, в других, решительно давайте отпор злу.

Ритуал прощания

Ребята, садитесь в круг и, перекатывая друг другу волшебный клубочек, пожелайте «Доброго дня!»


Тема: «Учимся конструктивному разрешению конфликта»

Цель: Формирование умений сопереживать друг другу. Развитие навыков уверенного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

  • формировать умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;
  • закреплять знания и умения у детей культуры общения с окружающими в повседневной жизни.

Оборудование:

  • портреты людей с разным выражением лица

Педагог: Ребята, сегодня мы будем учиться быть сильными и справедливыми, понимать, где в жизни может прятаться зло и как его избегать.

Упражнение «Выбери выражение лица».

Педагог: Ребята, я предлагаю вам выбрать из предложенных портретов лица, которые вам нравятся, и придумать название героя (предлагается набор из 10-15 портретов с добрым и злым выражением лица).

Педагог: Что такое зло?

Какие у нас герои?

Что всегда побеждает в сказках?

Какие ситуации в твоей жизни были несправедливыми?

Решение проблемных ситуаций

На доске выставляется несколько картинок с изображением различных жизненных ситуаций. Нужно отобрать те, где изображена ситуация с плохим, злым поступком и придумать название:

мальчик тянет кошку за хвост (злой мальчик);

дети выбегают из автобуса и толкают старика, который падает (несчастный старик)

девочка поливает цветы;

мальчик шарит по карманам в раздевалке;

мальчик читает;

ученик бежит в столовую, всех расталкивая.

Беседа: «Что надо изменить в рисунке, чтобы он стал добрым?»

Упражнение на формирование внимания к сверстнику, умение управлять поведением.

Упражнение: «Толкалки без слов».

Инструкция: Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделать молча.

Анализ:

Что вы чувствовали, когда играли?

Было ли ощущение напряжения и раздражения?

Ощущалось ли предчувствие ссоры?

Что помогло избежать конфликта?

- Мы нередко можем наблюдать конфликты в школе, дома, в магазине, в транспорте, иногда сами становимся участниками этих конфликтов.

Почему люди ссорятся? (Не понимают друг друга, не принимают чужого мнения, не умеют слушать других, пытаются показать свое превосходство, хотят умышленно обидеть, не считаются с принятыми в коллективе правилами)

Какие эмоции вызывает любой конфликт? (Злость, обиду)

Вспомните, как вы чувствуете себя, когда злитесь на кого-нибудь.

Как выглядит человек в это время? Показать на рисунке.

Опыт с воздушным шаром:

- Представьте себе, что шар- это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого-нибудь, или даже ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями.

Что происходит с шаром?

А что происходит с гневом внутри него? Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно также научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.

Упражнение « Нарисуй обиду».

Инструкция: Нарисуйте на листке бумаги своего обидчика (или свою обиду). Затем скомкайте листок или порвите его на мелкие кусочки и выбросьте в урну.

Как вы себя чувствуете?

А что делать, если вы кого-нибудь обидели? (Попросить прощения, извиниться)

- Не всегда легко бывает просить прощения, но этому можно научиться. У православных есть праздник «Прощеное воскресенье», когда люди имеют возможность попросить прощение за все причиненные кому-либо обиды.

Ребенок получает карточку с заданием (ущипнуть; толкнуть;  дернуть; отнять игрушку)

Посмотрите, что сделали в ответ дети? (рассердился, обиделся, заплакал)

Изменим ситуацию. Как это сделать? (предложи конфету; поиграй в интересную игру; подари картинку; скажи ласковое слово; попроси прощения)

Игра с аксессуарами

Выбери любой предмет и соверши с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро. (Предметы: палка, веревка, книга, нож, камень)

Беседа: Какими мы должны быть по отношению друг к другу?

Ритуал прощания: повернуться друг к другу, взяться за руки, сказать друг другу добрые слова, сделать комплимент, попросить прощения за нанесенную обиду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЁЛКИ»

Конспект разработан для детей младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости. Конспект занятия по лепке из соленого теста....

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях В МАУ «ЦППМиСП»

  Работая в центре с детьми разных возрастов, с разными проблемами, постоянно находимся в поиске нового.  На своих занятиях используем разные программы, пособия, игры, упражнения для ...

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающие занятия  для детей с ЗПР младшего школьного возраста....

Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).

Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...

Методическая разработка "Бланк мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми (дошкольный и младший школьный возраст)"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»коррекционно-развивающей работы с детьми(дошкольный и младший школьный возраст) Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель...