Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР младшего школьного возраста.
план-конспект

Немченко Ирина Владимировна

Коррекционно-развивающие занятия  для детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

Купинский филиал

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с ЗПР младшего школьного возраста

Составила

Немченко И.В. – социальный педагог

Первой квалификационной категории

Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК


Актуальность:

Развитие коммуникативных навыков младших школьников - является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Коррекционно-развивающие занятия адресованы специалистам, учителям, воспитателям образовательных организаций для работы с детьми с задержкой психического развития

младшего школьного возраста.

Для детей данной категории характерен низкий уровень развития коммуникативных навыков, высокая степень тревожности, низкий уровень познавательной активности, проблемы социальной адаптации, эмоционально-волевая неустойчивость.

Диагностико-коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Дети комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом самоуважение и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Адресная группа: дети с ЗПР младшего школьного 7 - 9 лет. Длительность занятий– 30 минут.

Ожидаемый результат:

  • повысится уверенность детей при общении со сверстниками;
  • повысится уровень культуры общения с окружающими в повседневной жизни;
  • повысится способность детей контролировать свое поведение в процессе совместной деятельности;
  • дети будут более активно взаимодействовать со сверстниками, используя конструктивные навыки сотрудничества: умение договариваться, сопереживать, оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия с другими детьми.


Тема: «Страна Понимания»

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других.

Задачи:

  • способствовать развитию умения самостоятельно выстраивать свою деятельность, согласовывать свои желания с потребностями и желаниями других детей;
  • формировать умение сотрудничать, работать в группе.

Оборудование:

  • компьютер;
  • отрезки толстой веревки (по одному на пару детей), длиной 45см;
  • пары варежек с узорами, по 3 карандаша на пару детей;

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас сегодня видеть. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Понимания. Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).

Педагог: Прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте поприветствуем, друг друга, встав в круг, возьмем друг друга за руки и подарим каждому из нас привет и хорошее настроение, сказав «привет», дарим улыбку, начиная с меня.

Упражнение «Поссорились – помирились».

Педагог: Сейчас вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары. Предлагается каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.

Испытание называется: «Поссорились-помирились». Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Упражнение «Волшебное рисование».

Педагог: Ребята, я предлагаю вам побыть волшебниками. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым цветом.  Мы будем мягко закрашивать партнера с головы до ног нашим теплым солнечным цветом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до вашего партнера будет не меньше 20 сантиметров. А напарник может закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя всего окрашивают золотым цветом. Украшая партнера, представьте себе, что вы заливаете его не только солнечным цветом, но и своим теплым дружеским отношением. При этом вы можете говорить ему разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ему свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» и т.д. А напарнику, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим его и дарим ему свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать партнера золотыми красками и своей любовью.

Через две-три минуты дается сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки, остановиться. Открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые вы получили в дар".

Упражнение «Скульптура».

Педагог: А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую-нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую–нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Педагог выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.)

Упражнение «Пара варежек».

Педагог: На столе лежат варежки. Но они все перепутались. У каждого из вас – одна варежка. Но нужно найти ей пару. Только помните о том, что одну варежку мы надеваем на правую руку, а другую – на левую. Посмотрите внимательно на свои варежки и найдите свою пару.

Дети проходят и садятся за столы. Педагог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, ни один цвет не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое качество вам помогло в работе? Смогли ли мы попасть в страну, где все понимают друг друга? Умеем ли мы понимать друг друга? (ответы детей) Оказывается, страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Давайте на прощанье подарим друг другу маленький кусочек света и тепла.

Рефлексия

Упражнение «Коллаж настроения»

Педагог: Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку. И от меня примите улыбку и веселые медальки.


Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: Формирование умений сопереживать друг другу. Развитие навыков уверенного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи: 

  • формировать умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;
  • закреплять знания и умения у детей культуры общения с окружающими в повседневной жизни.

Оборудование и материалы: 

  •  листы бумаги;
  • ручки, карандаши;
  • кружки цветов

Ход занятия:

Упражнение «Я сегодня вот такая»

Дети встают в круг. Каждый должен представиться, подумать и выразить при помощи позы, жестов, мимики то состояние, в котором он находится на данный момент, остальные участники повторяют его позу. Затем ребёнок произносит слова: «Я сегодня вот такая» и показывает свое состояние при помощи позы. Затем участники группы повторяют фразу: «Это Татьяна, Татьяна сегодня вот такая» и воспроизводят ту позу, повторяют жесты, выражение лица участника (упражнение выполняется в левую сторону от ведущего)

Педагог: Ребята, перед вами на столе кружки двух цветов. Я буду называть ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, и желтый, если вам подходит второе выражение.

  • На столе лежит интересная книга. Ты очень хочешь ее посмотреть, но твой одноклассник успел взять книгу раньше: (1. Ты подождешь своей очереди. 2. Ты отберешь у него книгу. )
  • Ты поссорился с другом: (1. Ты попытаешься объясниться с ним.2. Ты обижаешься и мстишь.)
  • Твой одноклассник сломал дорогую тебе вещь:(1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударишь его, накричишь.)
  • С тобой поступают грубо, может быть, даже жестоко: (1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты не станешь выяснять отношения и обратишься за помощью к взрослому.)

Упражнение « Нарисуй обиду».

Педагог: Нарисуйте на листке бумаги своего обидчика (или свою обиду). Затем скомкайте листок или порвите его на мелкие кусочки и выбросьте в урну.

Педагог: Как вы себя чувствуете? А что делать, если вы кого-нибудь обидели?

(Попросить прощения, извиниться)

Педагог: Не всегда легко бывает просить прощения, но этому можно научиться.

Задание: Ребенок получает карточку с заданием (ущипнуть; толкнуть; дернуть; отнять игрушку)

Посмотрите, что сделали в ответ дети? (рассердился, обиделся, заплакал)

Изменим ситуацию. Как это сделать? (предложи конфету; поиграй в интересную игру; подари картинку; скажи ласковое слово; попроси прощения).

Упражнение «Гусеница»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения детям разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

1.        Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?

2.        Что хотелось сделать?

3.        Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Игра: Две страны

Дети делятся на две подгруппы.

Педагог рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые зрители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от  меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

Рефлексия

  • Что нового узнали на занятии?
  • Какие трудности возникали?
  • Что понравилось?
  • Что было самым трудным?
  • Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».

Тема: «Страна Общения»

Цель: развитие навыков общения, умения слушать, умения взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки у детей;
  • развивать творческие способности и воображение;
  • научить детей сотрудничать и работать в паре.

Оборудование и материалы:

  • карандаши, фломастеры, бумага;
  • музыкальное оборудование;
  • мягкие игрушки;

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада сегодня видеть вас на нашем занятии! Сегодня ребята мы посетим Волшебную страну, которая называется «Страна Общения». Как вы думаете, почему она так называется? Что там делают жители? Чем они занимаются? Обсуждение (общаются, разговаривают, играют вместе и др.). И мы сегодня с вами будем учиться договариваться, слышать друг друга, выполнять совместные дела.

Педагог: Давайте отправимся в нашу Волшебную страну Общения.

Разминка «Медвежата» (повторяем движения друг за другом):

Гуляет по лесочку семейство медвежат.

Под лапками листочки и веточки хрустят.

Под елочкою сели. Решили отдохнуть.

Закрыли мишки глазки, им хочется вздремнуть.

Немного отдохнули и снова в дальний путь.

Идут ногами топают по лесу только хруст.

Пошло кругом веселье, медведей не унять.

Под елочкой зеленой все начали плясать!

Музыка «Барбарики. Дружба».

Педагог: В этой стране живет много замечательных и интересных жителей, среди них вот такие, например, познакомьтесь, Маша, Миша и Антошка (мягкие игрушки).

А давайте узнаем, какое у них время года сейчас. Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила …(зима)

Да, в волшебной стране сейчас зима. А зимой тепло или холодно? Наши друзья мерзнут, они не очень хорошо подготовились к зиме, давайте поможем им согреться. Что может помочь согреться нашим друзьям зимой? Попробуйте отгадать загадки:

Вокруг шеи свернулся калачиком,

От мороза детишек спрячет он…(шарф)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички

Шерстяные …(рукавички)

Итак, молодцы! Ребята, а скажите, как легче выполнять сложное задание одному или с другом?

Конечно с товарищем, который может помочь. Вместе всегда легче и веселее справляться с трудностями. Согласны со мной?

Педагог: Сейчас из волшебного сундучка вы вынете цветные кружочки, поделитесь на пары по цветам и будете раскрашивать рукавички для жителей волшебной страны. Инструкция: рукавички должны быть одинаковыми, но каждый раскрашивает только свою. Поэтому, сначала вам надо договориться какой будет цвет и узор на ваших рукавичках. Постарайтесь проявить всю свою фантазию, чтобы рукавички были красивыми, яркими, аккуратными. Ребята, вам понятно задание? Посмотрите, какие красивые рукавички у нас получились! Спасибо за работу, ребята! Вы – молодцы! Думаю, жители волшебной страны с радостью будут их носить, мы им их передаем.

Рефлексия. Садимся в круг и передаем мячик по очереди, отвечая на вопросы: А теперь скажите мне, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? Понравилось ли Вам в Волшебной стране общения? Что особенно? Сложно ли было выполнять задание? Кто придумал рисунок, цвет рукавичек? Чему мы сегодня научились?

Прощаемся, собираем ладошки и все вместе говорим: «До свидания!»


Тема: «Секреты общения»

Цель: развитие навыков общения, умения слушать, умения взаимодействовать со сверстниками

Задачи:

  • создавать условия для проявления детьми инициативы, самостоятельности;
  • способствовать развитию умения самостоятельно выстраивать свою деятельность, согласовывать свои желания с потребностями и желаниями других детей.

Оборудование и материалы:

  • макет карты страны «Общение»;
  • проездной билет
  •  ватман, мяч, клей, маркер, скотч.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы будем разгадывать загадки, много играть, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

Начнем мы наше занятие с игры «Приветствия». Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.

Итак, «здравствуйте, девочки»;

«здравствуйте, мальчики»;

«здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»;

«здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»;

«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

Педагог: Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

Упражнение «Подарок»

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.

Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».

В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.

Давайте выберем капитана. Кто больше отгадает загадок, тот и капитан.

Загадки:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей побулькала: (Спасибо!)

Педагог: Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.

Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер.

Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера.

А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой 1 стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

Слова – «До свидания», «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите, без них невозможно прожить.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравится он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!

Педагог: Ребята, с нами кто-то желает пообщаться. Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же – это может быть.

Педагог: Ребята, так кто это? (Карабас Барабас)

Давайте посмотрим, что он нам пишет. Слушайте внимательно (читаю письмо).

Ребята, приведем свои аргументы в защиту дружбы. Почему дружба нужна?

Давайте поможем Карабасу понять, что такое дружба и вспомним правила общения и дружбы.

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, если вы согласны, то одновременно хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», а если вы со мной не согласны, топайте ногами и говорите «нет-нет-нет». Попробуем? 

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Педагог: Ребята, нам нужно назвать качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем называть их, а капитан наносить на карту причалы «ДРУЖБЫ». (Уважение, готовность оказать помощь, искренность, честность, забота, верность, равенство, доброжелательность, тактичность, открытость, умение слушать)

Мы с вами открыли еще один секрет успешного общения. Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравится он вам?

Педагог: Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 2.

К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.

Упражнение «Язык жестов»

Команда делится на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и учителя.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов, жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете (под цифрой 3), что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас, и вы можете им пользоваться.

Педагог: Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение друг другу.


Тема: «Мир эмоций»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • создать условия, в которых дети будут оказывать друг другу помощь и поддержку;
  • формировать умение распознавать эмоции других людей, сопереживать другим людям;
  • способствовать развитию чувства ответственности за результат общей деятельности.

Оборудование.

  • смайлики эмоций;
  • «Цветок» настроения (из цветной бумаги);
  • сказка «Три медведя» (на диске или печатный текст);
  • карандаши, фломастеры, бумага;
  • природный материал (камушки) и емкость для них;
  • карточки «Цветок эмоций»;
  • мягкая игрушка;
  • ёмкость с водой.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться определять свои эмоции и эмоции окружающих. Начнём занятие с определения нашего настроения.

У меня в руке цветок,

Он красивый такой

Выбирайте лепесток,

Всё равно, какой.

(Возможно повторение цветов лепестка).

(Дети выбирают лепесток, педагог просит объяснить, почему выбрали дети тот или иной цвет лепестка, какие чувства вызывает тот или иной цвет лепестка, прикрепляют на экран настроения).

Упражнение «Определи эмоцию».

Педагог: послушайте стихотворение:

Как сердцу высказать себя?

Другому, как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Педагог: Это стихотворение о чувствах. Чувства, которые испытывает человек не всегда можно сказать словами и поэтому человек выражает их в своих эмоциях и поведении. Эмоции – это то, что мы переживаем. Эмоциональные состояния человека – это радость, печаль, гнев, страх, веселье, спокойствие, интерес, удивление.

Педагог: Давайте, посмотрим на фотографии и попробуем определить эмоции и эмоциональное состояние людей.

Помощь педагога детям. Вопросы: Какие эмоции вы увидели на фото? (спокойствие, радость, огорчение, гнев и т. д.) Назовите эмоции, которые возникают, когда вам хорошо? (радость, веселье, спокойствие) Назовите, эмоции, которые возникают, когда вам плохо? (плач, гнев, грусть, печаль, страх.) Назовите положительные эмоции. Назовите отрицательные эмоции.

Педагог: Спасибо за ответы.

Разминка «Угадай по лицу»

Выбирается водящий. Дети и педагог встают в один ряд, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмическую музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.

Помощь педагога детям.

Вопросы: Как вы догадались, у кого игрушка? (Через выражения лица, глаза, улыбку и т. д.) Сложно ли было не показывать свои эмоции? (Да, нет). Почему? (Скрывать свои чувства сложно и потому трудно контролировать свои эмоции).

Педагог: Чтобы научиться контролировать свои эмоции, нужно развивать в себе терпение, сдержанность, учиться понимать другого человека.

Педагог: Ребята, я вам принесла волшебный мешочек. В нём лежат карточки (смайлики эмоций). Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при прослушивании сказки.

Дети достают карточки из мешочка, называют эмоцию.

Педагог: если при прослушивании сказки, вы услышите, где герои сказки выражают ту эмоцию, которая вам досталась, поднимаете карточку с эмоцией вверх.

Сказка «Три медведя»

Педагог: кто в этой сказке был самый сердитый? Кто удивился больше всего? Кто испугался больше всего?

Педагог: ребята, у меня в мешочке осталось ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на ней изображено. Это – спокойствие. Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя.

Педагог: сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете, в каком она сейчас состоянии?

Дети: спокойная

Педагог: А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней (постучать по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет.

Так же и с людьми, если в жизни происходит что-то плохое, или кто-то тебе нагрубил, сказал плохие слова, поступил с тобой несправедливо - настроение сразу портиться, и мы испытываем не самые лучшие эмоции. Поэтому нужно стараться при общении: уважать друг друга, выражать интерес друг другу, помогать в беде, радоваться вместе удачам. Хорошее настроение и положительные эмоции человек испытывает, если умеет общаться с другими, следит за своим здоровьем, правильно питается, занимается спортом и интересным делом.

Игра «Цветок эмоций»

Детям раздаются карточки.

Педагог: ребята посмотрите на карточки, на них нарисованы цветы с эмоциями, в середине расположена бабочка. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете перемещать бабочку от цветка к цветку в зависимости от ситуации в вопросе.

Правила игры: дети рассаживаются так, чтобы не мешать друг другу.

Вопросы детям.

Когда ты, получаешь хорошую отметку, что ты испытываешь? Почему?

(ответы детей)

Когда ты, получаешь плохую отметку, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)

Когда, твой друг заболел, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)

Если ты сделал плохой поступок, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)

Когда ты видишь, что обижают другого, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей)

Если, ты не сделал домашнее задание, что ты испытываешь? Почему? (ответы детей).

(Вопросы могут варьироваться).

Педагог: каждый из вас, в той или иной ситуации испытывает разные эмоции, эмоциональные состояния. Это происходит потому что, мы не одинаковы, каждый из вас индивидуален.

Дети усаживаются на свои стульчики.

Педагог: У меня в руке ведро,

Вот: волшебное оно.

В нём каменья непростые.

В нём каменья озорные.

Опусти в него ладошку

И возьми себе немножко.

Дети опускают ладони в ведро и берут камни.

Педагог: С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложите из природного материала лицо с эмоцией, которая нравится больше всего.

(Дети могут работать в паре)

Педагог: Расскажите, что у вас получилось? Какое настроение у вас бывает чаще всего? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?

Педагог: В завершении занятия хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроение, изменилось ли оно? Почему?

Педагог: Что вы узнали нового и интересного для себя во время занятия? В какие игры и упражнения вы бы, хотели поиграть еще раз? (ответы детей). Молодцы! До свиданья!


Тема: «Страна Сотрудничество»

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, формирование умения учитывать интересы других.

Задачи:

  • формировать умение сотрудничать, работать в группе;
  • способствовать развитию умения самостоятельно выстраивать свою деятельность, согласовывать свои желания с потребностями и желаниями других детей.

Оборудование:

  • шкатулка с зеркалом внутри;
  • правила сотрудничества;
  •  силуэты варежек;
  •  гуашь, кисти, стаканы с водой, цветные карандаши, клей-карандаш, ножницы.

Ход занятия

Дети садятся в круг на стулья и, передавая мяч с изображением солнышка, по кругу говорят несколько слов о своём настроении на данный момент.

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Педагог: Нас ждет сегодня путешествие в страну «Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.

У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать - Как ты мне нравишься. Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: Как ты мне нравишься!

Педагог: Кого вы видели в шкатулке?

Дети: Себя!

Педагог: Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса.

Педагог: Ребята, что такое сотрудничество? (Сотрудничество - это умение делать дело вместе.)

Педагог: Сегодня в процессе игр и общения мы с вами откроем несколько правил, которые помогут сотрудничать, устанавливать контакт среди нас. Вы готовы? Тогда начнём. (Дети проходят и садятся за столы).

Упражнение «Улыбка».

Педагог: Давайте улыбнёмся. Но искренне, по-настоящему. Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей.

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, голову держите прямо. Наполните лёгкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнёра и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут.

Обсуждение: (что вы почувствовали, когда улыбались вам?)

Педагог: Ребята, улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Именно с улыбки начинается любое взаимопонимание.

Посмотрите правила сотрудничества, давайте вместе прочитаем правило под цифрой 1. (Поделись улыбкою своей, и она к тебе вернётся!)

Упражнение «Путь доверия».

Педагог: Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: вы разбиваетесь на пары. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести «слепого» ребёнка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Только вот говорить при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями».

(После упражнения проводится анализ)

- что ты чувствовал, когда был «слепым»?

- вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- как ощущал себя в роли поводыря?

- что ты делал для того, чтобы твой товарищ чувствовал себя уверенно и не боялся?

- когда тебе было лучше: когда ты вел сам, или когда тебя вели?)

Педагог: не страшно, если ты доверяешь своему другу. Но надо быть достойным доверия, не подводить другого в трудной ситуации. А значит - каково следующее правило?

правило под цифрой 2 (Умей доверять и быть достойным доверия!) Дети его читают.

Педагог: ребята, все вы знаете, что утки - перелётные птицы. Так вот - когда они летят большой стаей на юг, они постоянно крякают. То одна, то другая. Как вы думаете - зачем они это делают? Утки криками подбадривают летящих уток впереди, чтобы они не сбавляли скорости. Скажите, пожалуйста, а как люди, то есть мы с вами можем подбадривать друг друга? Верно, говорить друг другу хорошие слова, комплименты. Упражнение «Комплимент».

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два круга - внешний и внутренний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах должно быть одинаковое. Участники, стоящие напротив друг друга говорят друг другу комплименты. Затем, по команде педагога, внутренний круг сдвигается по часовой стрелке и партнёры меняются. В итоге каждый из вас должен сказать каждому своему товарищу комплимент.

(После упражнения проводится анализ)

- приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес?

- что было приятнее: говорить или принимать комплимент?

- как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правило третье: (Находи и цени достоинства в другом!) Дети его читают.

Педагог: ребята вспомним басню Крылова. Почему у лебедя, рака и щуки не получилось общее дело?

(Действовали не согласованно, не договорились).

Читаем следующее правило: (Умей слушать и слышать другого! Умей договариваться!)

Педагог: давайте попробуем сотрудничать в выполнении общего задания. Дети разделяются на пары (ромашка, василёк, раза, тюльпан, гладиолус), всего 5 пар. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе используются краски (гуашь), вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки

Представление работ, обсуждение результатов.

Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируя свой результат.

Педагог: Мы открыли 4 правила, которые помогают находить взаимопонимание между людьми, помогают сотрудничать. Давайте прочтём их ещё раз.

Рефлексия

  • Что нового узнали на занятии?
  • Какие трудности возникали?
  • Что понравилось?
  • Что было самым трудным?
  • Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЁЛКИ»

Конспект разработан для детей младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости. Конспект занятия по лепке из соленого теста....

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях В МАУ «ЦППМиСП»

  Работая в центре с детьми разных возрастов, с разными проблемами, постоянно находимся в поиске нового.  На своих занятиях используем разные программы, пособия, игры, упражнения для ...

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР_ младшего школьного возраста

Коррекционно-развивающие занятия адресованы специалистам, учителям, воспитателям образовательных организаций для работы с детьми с задержкой психического развитиямладшего школьного возраста....

Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).

Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...

Методическая разработка "Бланк мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми (дошкольный и младший школьный возраст)"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»коррекционно-развивающей работы с детьми(дошкольный и младший школьный возраст) Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель...