Рабочая программа Школа будущего первоклассника
рабочая программа (1 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Рабочая программа Школа будущего первоклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_budushchego_pervoklassnikatelitsyna.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

        Ростовская область, Тарасовский район, с. Дячкино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дячкинская средняя общеобразовательная школа

                                                «Утверждаю»                                                      Директор МБОУ Дячкинская СОШ

 Приказ от         №        

                                                                      _________________Курочкин А. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»

Учитель Телицына Инесса Зиновьевна

                                                                                       

                                     Срок реализации 2018-2019 уч год

Пояснительная записка

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.

     В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации.

     Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

Цель программы:

- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной  программой

-укрепление психического, физического, нравственного здоровья ребенка

-создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям

Задачи:

  • Создание атмосферы психологической комфортности.
  • Укрепление внутреннего стремления ребенка к познанию (мотивационная готовность к обучению)
  • Увеличение объема внимания и памяти.        
  • Развитие любознательности и стремление к расширению знаний.
  • Развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  • Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
  • Формирование отдельных приемов учебно–познавательной деятельности.
  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
  • Снятие психологического стресса перед школой;
  • Развитие речи и мелкой моторики руки.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

- комплексный подход

- систематичность и последовательность

- наглядность

-занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, иновациооных технологий

             Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

   В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:

1.     развитие речи;

2.     развитие интеллектуальных способностей;

3.     развитие произвольности;

4.     развитие познавательной активности;

5.     сформированность внутренней позиции школьника.

   Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены следующие разделы:

1. Введение в школьную жизнь -5 ч

2. Развитие связной речи -5ч

3. Подготовка к чтению и письму -20ч

4. Развитие математических представлений -20ч

5. Я познаю мир  -5ч  

6.Художественное конструирование – 5 ч

Программа рассчитана на 60 часов, на 15 часов в неделю (академический час – 30 минут).

  

                                               «Введение в школьную жизнь»

Составители  С.И.Гин,  И.Е.Прокопенко  

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия

1.Пособие для учителей первых классов. «Первые дни ребенка в школе»

   С.И.Гин,  И.Е.Прокопенко. Издательство Вита. Москва. 2016 год

Цель курса

-помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным

- обучать навыкам учебного сотрудничества

 -освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники»

- ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни»

- обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения на уроке  и вне урока.

                                    Тематическое планирование занятий

                       

   №

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

Примечание              

     

     1

     2

     3

     4

     5

Знакомство детей с учителем и между собой

Правила поведения в школе

Экскурсия по школе

Учебные вещи

Школьные правила вежливости

                                            «Развитие связной речи»

Составитель Т.М..Бондаренко.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия.

1.Практическое пособие. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Т.М.Бондаренко ТЦ «Учитель». Воронеж.  2018 год.

2. О.А.Елонова. «Что необходимо знать ребенку к первому классу».

Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Цель курса

-учить овладевать культурой речи, обогащать словарный запас

- обучать детей четкому произношению слов, звуков, фраз

-развивать творческое мышление детей, сообразительность, смекалку, зоркость, находчивость

-развивать внимание и интерес к слову, его эмоциональной окраске

- развивать умение самостоятельно мыслить

- выявить детей с нарушенной артикуляцией звуков

 -владение звуковым синтезом слов.

  - развитие слуховой памяти и слухового внимания.

   -раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц

  -  пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

    -составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

 -развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок. 

 -воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений.

-уметь пересказывать небольшие сказки

-составлять небольшой рассказ по картинкам

-уметь четко и правильно произносить несколько скороговорок, чистоговорок  

                                          Тематическое планирование занятий

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

Примечание            

 1

 2

 3

 

 4

 5

Загадки, скороговорки.

Пересказ любимой сказки.

Рассказывание на тему «Лето».

Рассказывание по серии картин.

Рассказывание на тему из личного опыта «Первые дни в школе»

                                 «Подготовка к чтению и письму»

Составитель  О.И.Бадулина

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия.

1.Комплект «Ступеньки детства»

2.Тетрадь для дошкольников «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму». 1 ч, 2ч. Смоленск «Ассоциация 21 век». 2018г.

3. Методические рекомендации к тетрадям  «Подготовка к чтению и письму».  Смоленск «Ассоциация 21 век». 2018г.

Цель курса

-развивать точность движения руки, ловкость пальцев, силу кисти

-развитие пальцевой моторики и ритма, речи, пространственных представлений, глазомера и мелких мышц пальцев

- развитие зрительного контроля над движением руки

-управлять движениями руки

-слушать звучащее слово и производить его простейший звуковой анализ

- правильно произносить все звуки родного языка

-узнавать буквы

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

   Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает элементы букв, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

   Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

1.     Пальчиковая гимнастика.

2.     Штриховка

   Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

  

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

·        правильно держать ручку при письме;

·        ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

·        фиксировать границу и величину элементов;

·        запоминать конфигурацию букв;

·        знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

·        при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

·        уметь по фрагментам продолжить узор

-знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста

-определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу

   - знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги

   - овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку

   -дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)

Тематическое планирование занятий по подготовке к чтению и письму

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

                              Примечание              

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Речь. Говорение.

Речь. Слушание.

Речь.  Чтение.

Речь. Письмо.

Звуки речи.

Гласные звуки

Согласные звуки (твердые, мягкие)

Повторение. Звуки речи.

Слоги

Ударение

Слова

Проверь себя. Игры.

Буква А.Звук (а)

Буква О. Звук (о)

Буква У.  Звук (у)

Игры со словами. Пальчиковые игры.  

                    «Развитие математических представлений»

Составители Н.Б.Истомина, С.В.Попова

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия.

1.Комплект «Ступеньки детства»

2.Тетрадь для дошкольников «Готовимся к школе. Математическая подготовка». 1 ч, 2ч. Смоленск «Ассоциация 21 век». 2018г.

3. Методические рекомендации к тетрадям  «Готовимся к школе. Математическая подготовка». Смоленск «Ассоциация 21 век». 2017г.

Цель курса

- развитие основных психических процессов: восприятие, внимание, воображение, памяти, мышления, речи;

- закладывание основ для формирования приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация)

-познакомить ребенка с элементарными математическими представлениями и подготовить его к изучению математики в школе

         Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

     Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и неравенства.

     Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

    Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

     Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции с ними

     Прямой и обратный счет в пределах 10, порядковый и ритмический счет.

     Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

      Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку.  

Геометрические фигуры и величины

     Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.

     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

 

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

1.     выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

2.     объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;

3.     находить части целого и целое по известным частям;

4.     сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,

5.     считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

6.     сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;

7.     называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

8.     определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

9.     соотносить цифру с количеством предметов;

10.   измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;

11.  узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

12.  разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

13.   выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

Тематическое планирование занятий

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

                       Примечание            

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

  10

  11

  12

  13

  14

  15

  16

  17

  18

  19

  20

Изменение цвета. Дополнение рисунков недостающими элементами.

 Представление о форме и размере фигур.

Представление о круге, прямоугольнике, квадрате (узнавание). Пространственные отношения.

Анализ и сравнение рисунков. Выделение предметов, расположенных в ряду по-разному.

Образование пар. Взаимно-однозначное соответствие.

Выбор фигуры разной формы и размера. Внутри и снаружи.

Варианты выбора, составление комбинаций, различное расположение объектов. Порядок (первый, второй, третий).

Счет. Математические знаки. Представление о количестве.

Столько же. Количество. Образование пар.

Варианты выбора. Счет. Одинаковые рисунки.

Отношения «между», «перед», «за». Размер.

Счет. Столько же. Математические знаки.

Варианты выбора. Одинаковые рисунки. Форма. Цвет.

Изменение формы и размера.

Длинная – короткая.

Отношения «слева», «справа». Счет пар. Широкий – узкий.

 Сравнение длин предметов.

Варианты выбора. Счет.

Порядок. Одинаковые рисунки.

Анализ, сравнение, обобщение.

Ориентация в пространстве.

Последовательность событий.

           

                                                         «Я познаю мир»

Составитель Т.А.Соловьева

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия.

1. Методическое пособие «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде». Т.А.Соловьева, Е.И.Рогалева. Москва. «ВАКО». 2018 год.

Цель курса

- обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание

 -выявить стартовые возможности ребенка

- развитие любознательности и стремления к расширению знаний

- формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками

- развитие самостоятельности, инициативности, активности

- формирование отдельных приемов учебно–познавательной деятельности

   

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих уровней развития:

  • В области знаний – наличный уровень знаний и умений
  • В области развития детей –уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для  последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
  • В области структурных компонентов развития личности – уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на  основании  которых определяется степень  готовности учащихся  класса к  школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации

                                       Тематическое планирование занятий

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

Примечание

 1

 2

 3

 4

 5

Я и моя семья

Я среди других

Путь в страну Здоровию.

Что меня окружает?

Я уже школьник.

                                   «Художественное конструирование»

    

Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

   Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника , будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

Цель курса

-формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша, ножниц

- упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка

- развивать мелкую моторику руки

-упражнять в  ориентировке на плоскости листа

-формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.

 - развитие  коммуникативных навыков.

 

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

·        овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш; в аппликации – ножницы);

·        развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

·         производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении сверху вниз, слева направо и по косой;

·        умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу  руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

·        развитие зрительно – двигательной координации;

·        развитие «ручной умелости» ребёнка. 

                      Тематическое планирование занятий

                Тема

Кол-во

часов

   Дата

Примечание              

 1

 2

  3

  4

  5

Сюжетное рисование. Сказка.

Представление о форме и размере фигур (вырезание, совмещение, наклеивание).

Составление фигур из частей по данному образцу (вырезание, конструирование, совмещение, вклеивание).

Сюжетное рисование. Моя семья.

Организация деятельности «Школы будущего первоклассника»

                                                               Мероприятия

1.Объявление о наборе в «Школу будущего первоклассника».

2.Организационное родительское собрание.

3.Посещение детского сада.

4. Комплектование группы.

  5. Организация и проведение занятий.

   6.  Родительские собрания.

   1этап. Посещение детского сада.

Цель: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогических коллективов детсада «Орленок» и МБОУ Дячкинской СОШ по подготовке детей к обучению в 1-ом классе

Посещение детского сада с 1. 10.2018 года  по 1.03.2019год

-посещение занятий

-посещение праздников

    2 этап. Работа с родителями.

Задача.

Формирование у родителей осознанного выбора школы

Цель:

-дать общее представление о системе работы школы будущего первоклассника

-показать основные положения системы развивающего обучения

-показать, в чем заключается готовность ребенка к школе

- помочь детям психологически подготовиться к школе

 Родительские собрания:

1.Ознакомление с нормативными документами по ФГОС второго поколения

2.Основные положения системы РО.

3.Возрастные особенности детей 6-7 лет.

4.В чем заключается готовность ребенка к школе?

5.Что такое школьная зрелость (психологическая готовность детей к школьному обучению)?

6.Роль родителей в учебном процессе.

7.Ваш ребенок - будущий первоклассник. Советы родителям.

            8.Итоговое собрание.

      3 этап. Работа с детьми.

Название предметов

Количество часов

Введение в школьную жизнь

5

Развитие связной речи

5

Подготовка  к чтению и письму

20

Развитие математических представлений

20

Я познаю мир

5

Художественное конструирование

5

    Всего

       60

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и ...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусник...

Рабочая программа школы будущего первоклассника.

Данна рабочая программа для школы будущего первоклассника по курсу "Математические ступеньки. Автор курса С.И.Волкова. Программа расчитана на 52 часа. Занятия проводятся два раза в неделю.Используется...

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"

Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная п...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"...

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Программа для подготовки детей у школе...