УМК "Школа России" .Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Лукьянова Татьяна Николаевна

УМК "Школа России" .Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык» в 3 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В.П.Канакиной «Русский язык», утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель изучения учебного предмета

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Место предмета  «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в 3 классе отводится  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка направлено на обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления более эффективного, результативного общения.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Освоение детьми русского языка, обучение его умелому использованию в процессе общения нацелено на осознание каждым ребёнком богатых возможностей языка для выражения мыслей и чувств и тем самым – на воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю.

3. Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

Результаты освоения  курса

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать

Содержание учебного курса «Русский язык» 3 класс

Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

  Текст, предложение, словосочетание (11 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи (18 часов)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

Состав слова (15 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Правописание частей слова (19 часа).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных.

Части речи (58 ч).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе.

Повторение изученного за год – 13 часов.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Календарно – тематическое планирование «Русский язык» 3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Ко-во

часов

              Дата проведения

                     занятия

Планир.

Фактич.

1

Язык и речь

2

1.1

Знакомство с учебником. Наша речь. Виды речи.

1

1.2

Наш язык.

1

2

Текст.  Предложение. Словосочетание.

13

2.1

Текст. Типы текстов

1

2.2

Текст.

1

2.3

Предложение.

1

2.4

Виды предложений по цели высказывания.

1

2.5

Виды предложений по интонации.

1

2.6

 Предложения с обращением

1

2.7

Входной контрольный диктант.

1

2.8

 Главные и второстепенные члены предложения

1

2.9

  Главные и второстепенные члены предложения.

1

2.10

Обучающее изложение «Путешественница»

1

2.11

Простое  и сложное предложения.

1

2.12

 Сочинение по картине В.Поленова «Золотая осень».

1

2.13

Анализ сочинения. Словосочетание.

1

3

Слово в языке и в речи

17

3.1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

3.2

Синонимы и антонимы.

1

3.3

Омонимы.

1

3.4

Слово и словосочетание.

1

3.5

Фразеологизмы

1

3.6

Обучающее изложение

1

3.7

Анализ изложения. Части речи. Имя существительное.

1

3.8

Имя прилагательное.

1

3.9

Глагол. Проверка знаний.

1

3.10

Что такое имя числительное?

1

3.11

Однокоренные слова. Словарный диктант.

1

3.12

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

3.13

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

3.14

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

3.15

Обучающее изложение.

1

3.16

Анализ изложения. Обобщение и закрепление изученного материала.

1

3.17

 Обобщение и закрепление изученного материала

1

4

Состав слова

14

4.1

Что такое корень слова?

1

4.2

Как найти корень в слове?  

1

4.3

Сложные слова.

1

4.4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

4.5

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

4.6

Значения приставок.

1

4.7

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

4.8

Значения суффиксов

1

4.9

Сочинение по картине А.А.Рылова.

1

4.10

Анализ сочинения.

Что такое основа слова?

1

4.11

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

1

4.12

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

4.13

Обучающее изложение.

1

4.14

Проект «Семья слов»

1

5

Правописание частей слов

22

5.1

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

5.2.-3

Правописание слов с безударными гласными в корне.

2

5.4.-5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

2

5.6

Обучающее изложение.

1

5.7-8

 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

2

5.9-10

Правописание слов с удвоенными согласными

2

5.11

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

5.12

Контрольный диктант  по теме «Правописание корней слов»

1

5.13-14

 Правописание суффиксов и приставок.

2

5.15-16

Правописание приставок и предлогов.  

2

5.17

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

5.18

Обучающее изложение.

1

5.19-20

  Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

2

5.21

 Административный контрольный диктант  за 1 полугодие.

1

5.22

Анализ диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь»

1

Части речи

62

6

Имя существительное

29

6.1

Части речи.

1

6.2-3

Имя существительное и его роль в речи.

2

6.4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

6.5

Обучающее изложение.

1

6.6

Анализ изложения.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

6.7

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

6.8

Проект «Тайна имени»

1

6.9-10

Число имён существительных.

2

6.11-12

Род имён существительных.  

2

6.13-14

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

2

6.15

Обучающее изложение.

1

6.16

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

1

6.17

Анализ диктанта. Склонение имен существительных.  

1

6.18

Падеж имен существительных.

1

6.19

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

6.20

 Именительный падеж.

1

6.21

Родительный падеж.

1

6.23

Дательный падеж.

1

6.24

Винительный падеж.

1

6.25

Творительный падеж.

1

6.26

Предложный падеж.

1

6.27

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

6.28

 Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка»

1

6.29

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

7

Имя прилагательное

13

7.1

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

7.2

Роль прилагательных в тексте.

1

7.3

Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

7.4

Анализ сочинения.  Род имён прилагательных.

1

7.5-6

Изменение имён прилагательных по родам.

2

7.7

 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

 1

7.8

Число имён прилагательных.

1

7.9-10

Изменение имён прилагательных по падежам

2

7. 11

Обобщение знаний. Проверка знаний.

1

7.12

 Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1

7.13

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

8

Местоимение

4

8.1

Личные местоимения.

1

8.2

Изменение местоимений по родам.

1

8.3

Обучающее изложение.

1

8.4

Анализ сочинения. Местоимение.

1

9

Глагол

16

9.1.

Значение и употребление глаголов в речи.

1

9.2.-3

Неопределённая форма глаголов.

2

9.4.

Число глаголов.

1

9.5.

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

1

9.7.

Анализ диктанта. Времена глаголов.

1

9. 8

Промежуточная итоговая  аттестация

1

9.9.-10

Изменение глаголов по временам.

2

9.11.

Обучающее изложение.

1

9.12

 Род глаголов в прошедшем времени

1

9.13

Правописание частицы не с глаголами.

1

9.14

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

1

9.15

Анализ диктанта. Обобщение знаний.  

1

10

Повторение

7

10.1

Части речи

1

10.2

Обобщение изученного о слове, предложении.

1

10.3

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

10.4

Правописание приставок и предлогов

1

10.5

Правописание безударных гласных.

1

10.6

Итоговый  контрольный диктант .

1

10. 7

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

1

Итого

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

3 класс "Школа России" рабочая программа по русскому языку + ктп в таблице 2017-2018 гг

Рабочая программа по русскому языку +календарно-тематическое планирование для 3 класса по программе "Школа России"...

УМК "Школа России" рабочая программа по русскому языку.1 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы по русскому языку для 1-...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...