«Способы и средства по предупреждению снижения мотивации учения»
методическая разработка

Матвеева Галина Евгеньевна

Практическая работа

Почему ребенок, который всегда с удовольствием занимался, вдруг находит массу отговорок, чтобы только не делать уроки? Снижение уровня мотивации (познавательного интереса) к обучению в пятом классе - явление распространенное и закономерное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_chast.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Способы и средства по предупреждению снижения мотивации учения»

Вариант № 1

В одной из школ города N, педагоги ежегодно сталкиваются с проблемой. У обучающихся 5-х классов резко снижается учебная мотивация, падает успеваемость. Их бывает трудно заставить что-либо сделать. Обучающиеся не выполняют домашние задания. А родители при этом уверяют, что их дети дома допоздна сидят за уроками и очень устают.

Задание 1: Предложите не менее 3 педагогических действий по предупреждению снижения мотивации учения обучающихся 5 классов.

Почему ребенок, который всегда с удовольствием занимался, вдруг находит массу отговорок, чтобы только не делать уроки? Снижение уровня мотивации (познавательного интереса) к обучению в пятом классе - явление распространенное и закономерное.

Представим себя на месте школьника:

  • вместо достаточно замкнутого, камерного пространства, где он привык находится, в его распоряжении оказывается большое здание, в котором нужно научиться быстро ориентироваться, чтобы не опаздывать на уроки;
  •  вместо ограниченного числа учителей пятиклассник знакомится с новыми преподавателями, у каждого из которых свои требования, просьбы, пожелания;
  •  увеличивается число изучаемых предметов;
  • меняется темп урока и скорость, необходимая для усвоения учебного материала. Это происходит потому, что усложняются учебные программы и сокращается время, отведенное для повторения и закрепления пройденного материала;
  •  наконец, происходит смена учебников и дидактических пособий, что тоже, в свою очередь, требует от школьника мобилизации внимания и определенных усилий.

                                                                                                                                         Часто дети не умеют рассчитывать свои силы и организовывать временные затраты. И получается так, что, записавшись во всевозможные секции, клубы по интересам, стараясь по максимуму участвовать во всех гимназических делах, ребенок просто выдыхается, проблемы накапливаются и возникает апатия и, как следствие, - снижается мотивация к обучению.

  • наконец, третья, очень важная причина - страх выглядеть неуспешным и не оправдать надежд, возложенных на школьника родителями. И здесь все зависит от нашей  мудрости, терпения и тактичности.

Что необходимо делать?

 Самое, на наш взгляд, главное - это быть вместе, действовать заодно в интересах ребенка, а не перекладывать друг на друга ответственность и вину. Ведь и учителя, и родители, заинтересованы в том, чтобы ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно и уверенно.

        Итак, что предлагается:

  • занятия по основным предметам в тьютерских группах, рассчитанных на помощь школьнику по тем учебным дисциплинам, которые вызывают у него проблемы;
  • индивидуальное психологическое консультирование и сопровождение как для учащегося, так и для родителей;
  • советы для родителей, составленные нашими учителями и размещенные на сайте ОУ.

Кроме того, учителя и администрация, зная о данной проблеме, постоянно стремятся к ее разрешению: мы изучаем новые методики преподавания, разрабатываем и внедряем новые педагогические технологии, повышаем уровень своей квалификации и компетентности.

        Но что бы мы ни делали, без помощи родителей наша работа будет неэффективной.

2. Разработайте план мероприятия или образовательного события, которое, по вашему мнению будет способствовать предупреждению снижения мотивации учения младших

1.Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен  быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
  • (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

 Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.  - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

2. Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

3.. Выбрать педагогический стиль общения педагога с обучающимися. Одним из важных факторов, влияющим на педагогическую адаптацию  в школе, является стиль педагогической деятельности, под которым понимается индивидуально – типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

При демократическом стиле общения обучающиеся отличаются большей открытостью, социальной смелостью, сформированностью в решении интеллектуальных задач. Демократический стиль общения все чаще пропагандируется в педагогической среде, как прогрессивный и инновационный.

4. В процессе учебной деятельности совершенствуется развитие обучающегося как личности. Авторами психологической теории учебной деятельности являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали, что учебная деятельность является всеобщей формой присвоения понятийного (теоретического) содержания учебных предметов. Эта деятельность изначально организуется учителем на основе постановки так называемых «учебных задач», т.е. практических проблемных ситуаций, ставящих обучающихся перед необходимостью выявления существенных (предметных) связей, которые дают основание для действий, приводящих к решению. Предполагается, что опыт решения таких учебных задач в рамках нескольких учебных предметов приводит к формированию умения учиться, т.е. самостоятельно осваивать понятийное содержание. Причем не только в тех предметах, относительно которых у обучающихся уже есть опыт освоения.

5 Учителю необходимо  формировать универсальные учебные действия вместе с системой контроля за ее результатами, которые можно рассматривать как внутреннюю составляющую программ по учебным предметам и не выделять в отдельный вид педагогической деятельности. Т.е. диагностику сформированности учебной деятельности и ее компонентов можно встраивать  поэтапно в учебный процесс. Это позволяет учителю сэкономить огромное количество времени и сил, сократив объем прямого тестирования сформированности универсальных учебных действий, и, сосредоточив основные усилия на мониторинге качества предметных результатов обучения.

 6. Основная работа педагога должна быть  нацелена на диагностику метапредметных компетенций: умение учиться, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми при решении учебных, проектных, творческих, практических задач (осуществлять учебное сотрудничество), читательская грамотность.

В соответствии с этим определением, выделяют две составляющие умения учиться:

-        рефлексивная составляющая умения учиться делает человека способным определять, каких именно знаний и умений ему недостает для действий в новой ситуации;

-        поисковая составляющая умения учиться делает человека способным находить и осваивать недостающие знания и умения.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей.

Приемы повышения интереса к учебному материалу.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

 Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

  Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. 

 Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные

      Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать

Приём “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использование игровых приемов.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик - ученик».

Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

           Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличиваю.

 Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) - связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться! Статья знакомит читателя со способами развития порложительной мотивации школьника к учению, через игровые моменты на уроках....

Причины снижения мотивации к учению и пути решения этой проблемы.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»

В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на урок...