****Публичное представление собственного педагогического опыта****
материал

Кашкина Татьяна Михайловна

Публичное представление  собственного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «СОШ №40» г.о. Саранск

Кашкиной Татьяны Михайловны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление  собственного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «СОШ №40» г.о. Саранск

Кашкиной Татьяны Михайловны

Педагогическая проблема: «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как фактор развития творческой личности»

  1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить в ребенке гармоничную личность, помочь ему выразить себя в творчестве? Для этого нужно, чтобы складывались определенные условия. Ведущую роль в этом играет учитель. В настоящее время понятие «учитель» разошлось с понятием «творчество». Учитель стал просто заложником указаний, инструкций, методик, которые обозначили, компьютеризировали его труд, они не стимулируют ни его творчество, ни творчество учеников.  Каждый учитель должен быть не только просветителем, но и художником! Изобразительное искусство помогает ученикам в развитии художественного мышления и творчества. А использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учащихся.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

В процессе творчества идет овладение большим кругом знаний, навыков, технических приемов, что позволяет соотнести искусство с реальной действительностью, реализуется возможность показать взаимодействие различных видов искусств, их роль в жизнедеятельности человека. Развивается восприятие учащихся, они учатся понимать красоту родной природы, овладевают умением видеть искусство, которое окружает их дома, на улицах города.  Только личный опыт переживания радостей и горестей формирует в действительности наши чувства. Решаю задачи воспитания духовной культуры, пробуждения творческой мысли. Цель деятельности в пробуждении искренне заинтересованного, бескорыстного и родственного отношения ко всему происходящему  в жизни.  Технология РКМЧП позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Эта технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за ученика то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, проявляя личностную активность.

«Переложенные» на язык практики, идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

  1.  Теоретическая база опыта.

Теоретической основой моего педагогического опыта является программа под редакцией Б.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд», а также издания книг: Б.М.Неменский «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987; С.И.Заир-Бек «Развитие критического мышления на уроке», М.: Просвещение, 2011.    

 Творческое усвоение знаний учащимися проходит посредством специально организованного учителем диалога в рамках проблемно – диалогической технологии, которую я использую более двух десятков лет, решая проблему вовлечения школьников в процесс художественного творчества и развития творческой личности младшего школьника в литературно - художественной деятельности.

Приобщение к творчеству дарит ребенку много истинно важного, необходимого, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.

Зачем искусство? Чтобы осознанно быть добрым человеком. По мнению художника Б.Неменского «художественное развитие не роскошь, а необходимость, рывок вперед за счет развития, ассоциативного мышления, развитой художественной интуиции, которая помогает находить оптимальный вариант в любой ситуации»

По Далю «творить» - давать бытие, созидать, производить. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Творчество – такая же врожденная потребность, как еда и сон.

Один из авторов технологии РКМЧП Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?», считает, что не каждый вид умственной деятельности можно отнести к критическому мышлению. Такие важнейшие мыслительные операции как запоминание и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они даже в своей совокупности критического мышления не составляют.

Определение критического мышления Дэвида Клустера включает в себя пять пунктов:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

 Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ. Он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности, он способен принимать свои, не от кого не зависящие самостоятельные решения.  Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот для детей веселый, игровой. Поэтому, использование приемов технологии РКМЧП является  условием для развития творческой личности.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Вовлечение детей в процесс художественного творчества невозможно  без увлеченности, которая программируется учителем.

     На мой взгляд, самыми важными принципами работы по организации литературно-художественной деятельности детей являются: принцип освоения вживанием (целостность и неспешность), и принцип создания потребности в приобретении компетенций и развитии посредством использования технологии РКМЧП.

      Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.

К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.

Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.

Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры, семантическая карта.

Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; рефлексия.

Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх стадий:

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся:

Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей»;

-древо предсказаний;

-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

 -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно);

-формулирование вопросов;

-чтение с остановками.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);

-исследования по отдельным вопросам темы.

Последовательность обучения и развития творческой личности младшего школьника представляю следующей схемой:

1. Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве.

      Один и тот же ребёнок способен создать композицию, соединяющую в себе множество сюжетов, и решить обобщённо предложенный ему сюжет. Когда ребёнок просто рисует или лепит, то жизнь взахлёб диктует насыщенные композиции. Если мыши, то семейство мышей, город страна, где мыши живут как люди: едят, читают книги, возят детей-мышат в колясках и т.д.

       Лаконизм и избыточность сосуществуют как разные типы высказываний, прекрасно дополняя друг друга.

2. «Непосредственное творчество».

      Стремление детей передать «весь мир», «всю природу», «все деревья».

3. Потребность в художественном творчестве.

      Эмоциональное отношение к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. Приобщить детей к художественному творчеству, учить ему можно и нужно своевременно!

4. Поэтапные открытия от простого к сложному.

      Постепенное, медленное втягивание учеников в осознание темы, в раскрытие через проживание её основных граней. Тема каждого урока имеет своё название и неповторимость. В свою очередь, каждый последующий урок дополняет предыдущий.

5. Эмоциональное переживание как форма обучения.

      Просмотр зрительного ряда, слушание стихов, музыки, выполнения практической работы – путь к переживанию и глубокому осознанию темы урока.

Эмоциональная окраска заданий подготавливает учащихся к более глубокому осмыслению творческой деятельности на уроке и в реализации проектов.

6.Завершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня.

    Проведение обобщающих уроков четверти не для повторения, а для осознания целостности, единства изучавшихся в четверти тем.

7. Личностные связи с искусством через фантазию.

   Допускается творческая интерпретация содержания «произведение + воспринимающий». Воспринимающий неминуемо проецирует на произведение свой жизненный опыт и сам этот опыт достраивает в процессе общения с картиной, художественным произведением. Если ребенок ассоциативно строит рассказ о картине шире, наглядно изображенного, это приветствуется.

8. Свобода в системе ограничений.

   Умение сознательно выполнять любую свою работу делает творческую волю дисциплинированной, целеустремленной. Если на уроке ставится проблема, то результат работы оценивается в соответствии с данным ограничением.

9. «Овеществление в слове»

   Учитель и ученик – собеседники. Подведение ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения как в изобразительном языке, так и в словесной речи. В детском творчестве мы всегда имеем дело с «комментированием».  На уроках происходит обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому, в конце каждого урока, когда продукт творчества уже готов, мы с учениками  начинаем обсуждение темы с вопросов: Как? Что? Какой? Какая было у вас цель? Решена ли проблема? Слово приобретает выразительность!

10. Коллективная работа через игру.

   Формирование чувства взаимовыручки, товарищества, толерантности. Понимание места и роли искусства в окружающей жизни!

   Работа в творческих группах помогает учащимся испытать в конце урока восторг, удовольствие от коллективной работы, чувство удовлетворенности от созданной ими ситуации успеха.

  1. Результативность опыта.

     Использование приемов технологии  развития критического мышления включает элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

                Такая система работы обеспечивает:

- интерес к уроку;

- развитие логики;

- радость и понимание жизни учащимися;

- эмоционально-психологический климат на уроке в отношении «учитель-ученик», «ученик-учитель»;

- обогащение одного предмета за счет познания  другого, что обеспечивает успешное освоение учебных программ в начальной школе;

- формирование не только нового круга знаний, но и новых чувств;

- художественное развитие творческих способностей.

   Овладев приемами технологии РКМЧП,  учитель работает на перспективу, отмечая динамику роста своих учащихся, как в эмоциональной сфере, так и в познавательной.

Результаты ВПР (4 класс) за 2016-2017 учебный год - 92%

Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам приведены в таблице:

п/п

Наименование мероприятия

Участники

Год

Место

Муници-пальный

Республи-канский

Россий-ский

1

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Мещерякова П.

Кузнеченков М

Перепадя И.

Начаркин И.

Бякин Е.

2015

2016

2018

2020

2020

1

2

2

1

1

2

Муниципальный конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся  «Ярмарка идей»

Планкин К.

Начаркин И.

2016

2019

2

2

3

Муниципальная многопредметная олимпиада младших школьников  «Умка»

(математика)

Котина К.

2019

2

4

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Котина К.

Сонников Е.

Мостовой А.

Начаркин И.

Котина К.

Начаркин И.

Сонников Е.

Кемаев Е.

2019

2019

2019

2019

2020

2020

2020

2020

2

3

3

2

1

2

3

3

3

1

2

  1. Трудности и  проблемы при использовании данного опыта.

    Трудности при применении данного опыта могут заключаться в том, что не все ученики начальных классов при поступлении в первый класс  умеют осознанно включаться в следующую деятельность:

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активно работать не только в классе, но и дома;

- включаться в мыслительную деятельность от «простого» к «сложному»;

- читать текст с маркировкой по методу «инсерт»;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- оценивать правильность выполнения действий.

     7.  Адресные рекомендации по использованию опыта.

  В целях обмена опытом

 - проводила открытые уроки с использованием технологии РКМЧП:

2017-2018 уч.год – урок окружающего мира, 1 класс, «Свойства воды»;

2018-2019 уч.год.- урок математики, 2 класс, «Вслед за сложением идет вычитание»;

          2019-2020 уч.год- внеклассное мероприятие по литературному  чтению, 3класс, «В гостях у сказки», с использованием технологии РКМЧП

- принимала участие в методической неделе «Интерактивные методы в работе учителя-залог успеха реализации ФГОС» по обобщению опыта работы школы по теме «Современные образовательные технологии как фактор повышения качества знаний учащихся и развития профессиональной компетентности учителя»:

2018-2019 уч.год - внеурочное занятие в технологии РКМЧП, 2 класс, «Бесшовные куклы. Кукла яблонька-веснянка»;

- выступала на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования»:

2016-2017 уч.год - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева», «Развитие творческой личности средствами изобразительного искусства». Напечатан  сборник по материалам семинара, стр.89-94;

- выступала на республиканском семинаре-практикуме, в рамках курсов повышения квалификации «Особенности организации обучения и воспитания  обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»

2018-2019 уч.год -  ГБУ ДПО «МРИО», «Использование арт-технологий в обучении детей с ОВЗ в рамках ФГОС»;

- являюсь автором-составителем адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ для учащихся 3-х классов, Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №01-02/166 от 27.08.2018г.;

-являюсь автором-составителем рабочей программы  курса внеурочной деятельности для учащихся 3 класса «Родник творчества», общекультурное направление. Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №01-02/161 от 11.09.2020г.

- участвовала во Всероссийском конкурсе методических разработок «Мой новый урок в начальной школе»:

 2018-2019 уч.год - урок окружающего мира в технологии РКМЧП, 2 класс, «Берегите лес!» По итогам протокола конкурса получен Диплом победителя.

Материалы из опыта работы (технологические карты уроков, тексты выступлений, видео урока) размещены на сайте учителя nsportal.ru

Список литературы                      

  1. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Родари Д. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1990.
  3. С.И.Заир-Бек «Развитие критического мышления на уроке», М.: Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....