Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
план-конспект урока (3 класс)

Тагирова Елена Николаевна

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_obychai_i_traditsii.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

3

Предмет:

Кубановедение

Автор урока:

Тагирова Елена Николаевна

Тема:

Народные  обычаи и традиции

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель урока:

Познакомить с народными обычаями и традициями; прививать любовь к малой родине, её истории;

развивать кругозор; воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим.

Задачи урока:

Образовательные: учить находить значения  числовых выражений со скобками и без них, оформлять доказательства рассуждений. Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки.

Воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в парах.

Используемые технологии:  

  • Проблемное обучение
  • ИКТ – технологии
  • Групповая технология
  • Здоровьесберегающие технологии

УУД:

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:  работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: учиться ставить цель урока , контролировать свою работу  и  работу своего товарища по эталону,  планировать работу в парах, группах.

Планируемый результат:

Предметные:

Понимать, что такое «традиции», «обычаи».

Личностные:
Уметь проводить самооценку
на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Ресурсы: основные, дополнительные

- презентационное сопровождение урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

  • Дифференцированная самостоятельная работа
  •  Фронтальная работа
  •  Работа в парах
  •  Индивидуальная
  • Групповая

Оборудование урока:

  • Презентация учителя  Power Point
  •  Карточки для дифференцированной самостоятельной работы (приложение №1)

Ход урока

Этап  урока

   

     Деятельность   учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

УУД, формируемые  на данном этапе

1. Мотивирование к учебной деятельности.

(Звонок)

Вот звонок нам дал сигнал:

 Поработать час настал.

 Так что время не теряем

 и работать начинаем!

    Урок  кубановедения.

       О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном  нашем крае –

Где мы все живём.

Хором

Орг.момент

Регулятивные:

волевая саморегуляция

2. Актуализация и пробное учебное действие

Мы продолжаем узнавать наш край.

Стихотворение

На земле кубанской,  

средь полей бескрайних

 Живёт народ – казаки,

Их роду нет конца

 Им любо то, что свято,

 Ведь дружбою богаты,

  Гостеприимством, песнями,

  отвагою, геройством

  Казачьи их войска.

  -  Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

- Ответить на этот вопрос мы сможем в конце нашего урока, а сейчас повторим то, что уже знаем о нашей малой родине.

  1. Работа в парах.

Кроссворд (на каждой парте лежит лист с кроссвордом)

  1. Какое дерево является символом Кубани? (Тополь).
  2. Столица края. (Краснодар)
  3. Как называется край, в котором мы живём? (Краснодарский)
  4. Историческое название

Краснодарского края, оно же название главной реки края. (Кубань)

  1. Герб, гимн, флаг – это ….

(символы)

  1. Как называют Кубань в России? (Житница).
  2. Торжественная песня…(гимн)
  3. Как называется станица, в которой мы живём. (Тбилисская)

- Кто отгадал правильно,  покажите с помощью сигнальной карточки.

- У кого кроссворд вызвал затруднение, просигнализируйте красным цветом.

- Почему допустили ошибки?

- Кто правильно отгадал

кроссворд, может прочитать в нём тему нашего урока. (Традиции).

Выразительно

читает подготовленный ученик

Ответы детей

Дети показывают зелёный цвет

Дети показывают красныйцвет

Высказывания детей

Дети рассматривают кроссворд и находят тему урока

Проверка домашнего задания

Проверка по эталону

Коммуника-тивные: работать в паре, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом.

Регулятив-ные:

контролиро-вать свою работу  и работу своего товарища по эталону

3.  Постановка цели и задач урока.

- Как вы понимаете слово «традиции»?

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым

рекомендуется следовать. Если привычки к обычаям переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – всё то, что унаследовано от предшественников.

Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, вкусы, взгляды.

- Кто догадался,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какие традиции и обычаи у нас в  крае?

- Итак, мы отправляемся в путешествие по Краснодарскому краю, и совершим мы его на чем вы узнаете если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга уцепились, 
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок. 

- Займите свои места и пристегните ремни.

ответы детей

ответы детей

поезд

Регулятив-ные:

учиться ставить цель урока

4. Первичное усвоение новых знаний.  

  1. Знакомство с  традициями и обычаями  Краснодарского края.

Особенности обрядов и традиций в том, что они передаются из поколения в поколение. Обряды связаны с религиозными представлениями - это коляда, празднование Пасхи, свадьба, таинство крещения, проводы на военную службу, похороны, Рождество, Новый год, Троица.

Русское гостеприимство  тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром  говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!»   Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов.   За столом собирались все члены семьи и близкие родственники.

Физминутка.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

     А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез. 

Знакомство  свадебными традициями.

Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни.  Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет  с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл  - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье.

Обряд крещения.

Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест.  

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!». Ребятишки в воскресный день ходят по домам славить.

Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни.

Троица.

Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж.

В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

Празднично обрядовая культура.

- Какие зимние праздники вы знаете?

Основные зимние праздники –  две святочные недели (святки):   Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"),  ходили по домам колядовать,  девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение. Рождество Христово — это не только светлый праздник православия.

Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого

праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких

нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

Масленица.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю. И    начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.  

Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Понедельник – «Встреча»
Вторник – «Заигрыш»
Среда- «Лакомка»

Четверг – «Разгуляй»

Пятница «Вечера  у тёщи»

Суббота –»Золовкины угощения»

Воскресенье – «Прощеный день»

Пышные гулянье Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!

предположения детей

ответы детей

предположения детей

ответы детей

Коммуникативные: уметь слушать, понимать вопросы учителя и вступать в диалог.

  1. Первичная            

    проверка        

    понимания

Групповая работа.

Игра  «Отгадай – ка!».

- Кто был внимателен во время нашей экскурсии и запомнил о каких традициях и обычаях мы говорили на уроке?

  1. Обычай – это …
    а) традиции народа;
    б) укоренившееся, повторяющееся с давних пор

в каком-либо обществе, действие;
в) празднично – обрядовая культура;
2. Какие народные обычаи известны вам,

связанные с рождением  ребенка?
а) Рождество  б) Крещение  в) Свадьба
3. Как принято встречать гостей?
а) с песнями       б) сладостями  

в) хлебом и солью
4. Обычай обсыпания молодых хмелем – это …
а) Крещение  б) Масленица  в) Свадьба
5. Что является символом Солнца и зарождения новой жизни?
   а) яйца     б) кулич         в) блины
6. Проводы зимы и встреча весны – это
а) Рождество  б) Масленица   в) Троица

ответы детей

ответы детей

Проверка

Коммуника-тивные: работать в группе, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом.

Регулятив-ные:

контролиро-вать свою работу  и работу своего товарища по эталону

7.Самостоятель-ная    работа

с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа по

учебнику-тетради

- Кто выполнил задание без ошибок?

Дети самостоятельно работают в тетради

Проверка по эталону

Регулятивные:

контроль, оценка своих действий

8. Включение  в систему знаний и повторение

- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в нашу любимую станицу … (Тбилисскую).

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к Богу и к России.

ответы детей

  1. Домашнее  

   задание.

Подготовить сообщение о традициях и обычаях, которые соблюдаются в вашей семье?

10. Рефлексия.

Заканчивается наш урок. Вы, ребята, молодцы. Активно трудились весь урок.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились на уроке?

- Какие традиции и обычаи вы запомнили?

У вас на партах лежат солнышки. Выберите солнышко и прикрепите  на доску.

Оцените свою работу. Сделайте вывод о нашем уроке, глядя на солнышко.

ответы детей

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности

Регулятив-ные:

волевая саморегуля-ция

Коммуника-тивные:

умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Технологическая карта урока по Кубановедению "С верою в сердце"

Цели и задачи:-   познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;-   формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;-...

Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...

Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"

Данная разработка предназначена  для учителей начальных классов...