Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А
план-конспект урока (2 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батищева Нина Александровна

МАОУ СОШ №17 имени Эдуарда Есаяна

класс- 2В

Технологическая карта урока кубановедения

УМК:  «Школа России»

Предмет: Кубановедение

Тема: Традиции казачьей семьи.

Тип: Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Формирование  понятия «традиция», знаний об основных семейных традициях   народов Кубани.

2.Развивающие:

  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;
  • Развивать творческие способности  учащихся;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • Прививать уважение к нашим предкам, к старшему поколению.
  • Воспитывать чувство  любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;
  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
  • Формирование навыков работы в парах и группах.

Формирование УУД:

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять       цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развивать монологическую речь, развитие умения конструктивного взаимодействия в группе: умение договариваться о распределении функций в группе, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, возможность  отстаивать различные позиции  и точки зрения;
  • Познавательные:  развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать.
  • Личностные: формирование бережного отношения к традициям народов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе и в паре.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы..

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация

Звучит песня «Родительский дом»

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

  - О чем эти слова?

- Как вы думаете, какое слово будет главным на уроке?

(На доске слово семья).

Ответы на вопросы.

II. Актуализация знаний

- Что вы уже знаете о семье?

- Что такое семья?

   - Правильно. А ещё семьёй мы называем семью народов, проживающих на Кубани. Ведь Кубань населяют разные народности, живущие дружно, помогающие друг другу. Это  русские, украинцы,  татары, белорусы, армяне, грузины, немцы, греки  и конечно адыги – коренные жители этих земель.  

   – Семьи все разные. А чем они отличаются?

Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

- Как понимаете слово «традиция»?

Традиции  передаются из поколения в поколение. Привычки, уклад, обычаи, традиции кубанских семей разных национальностей  тесно переплелись и обогатили друг друга.

- Какие традиции в вашей семье?

-Знаете ли вы, какие традиции в кубанской семье? А хотели бы вы о них узнать?

- Какие задачи поставим на уроке?

(Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете).

Традициями.

Чтение толкования слова «традиция» из «Толкового словаря» под редакцией Ожегова.

III. Совместное открытие новых знаний

- С чего начинается быт любой семьи?

 Быт любой семьи начинается с дома. Мы с вами будем строить дом. (Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «домостроение».)

  Домостроение – это  большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

1.Просмотр презентации.

Вот как строились дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для мазки.

  А научились казаки так строить дома  у коренного населения Кубани – адыгов.

  Жилые помещения адыгов имели плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму.

 Специальные обряды соблюдались казаками при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

   Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

Просмотр презентации.

На магнитной доске появляется дом из кирпичиков. На крыше написано слово «традиции», а на кирпичиках  в процессе всего урока появляются слова: домостроение, питание, воспитание, досуг, общение, речь.

   После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь).

   Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.

2.Работа в группах

-Кто умеет варить кубанский борщ?

1. Игра - конкурс "Кубанский борщ".

   Командам необходимо выбрать из предложенных ингредиентов те, из которых варится борщ. (Горох, лук, свекла, редис, укроп, репа, сосиски, петрушка, соль, мясо, вода, сахар, молоко, перец, лапша, капуста, колбаса, фасоль, огурец, щавель,  томат, вермишель, пшено).

2. Проверка по эталону (на доске).

Ответы детей.

Работа в группе.

   Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, а также кефир.

3.Работа в парах.

- Кубанцы очень гостеприимный  и хлебосольный народ.

Игра «Словарь казаков» (работа в парах).

   - Что обозначают эти кубанские слова?

Выберите карточки со знакомыми словами.

1. Годувать - кормить

2. Куштовать - пробовать еду

3. Кухарь - повар, кошевар

4. Снидать - завтракать

5. Тризна - обед

6. Вечерять - ужинать

7. Крыхты - крошки

8. Шмат - кусок чего-либо.

2. Фронтальная проверка работы в группе                      

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения

Выполняют движения за учителем

- При встрече казаки кланялись друг другу.

-Какие еще традиции вы знаете?

Воспитание детей в семьях казаков и общинах.

1.Работа в группах.

- Прочитайте текст. Расскажите о воспитании девочек и мальчиков в кубанской семье.

Карточка №1.

      Система воспитания детей на Кубани основана на традициях и обычаях кубанских казаков.

     Мальчиковготовили к защите Отечества. Начиная с пеленок мальчиковготовили патриотами своей Родины.Как только рождался младенец, его появление сопровождали ритуалом. На зуб клали пулю, давали подержать шашку.

Карточка №2

После 40 дней после рождения мальчику на пеленки вешали саблю, взрослый казак брал ребенка на руки, садился на коня и вез мальчика в церковь крестить.

Карточка №3.

     Через три года - следующий ритуал. Это ритуал посвящения мальчиков в казаки. На этот ритуал собирали близких, родню, кумовьев. Сына сажали на табурет и выстригали волосы кругом и потом сажали на коня.

Карточка №4.

     Дети к родителям обращались на Вы, к этому их приучали сурово.

     На сына надевали казацкое обмундирование, дети до 7 лет питались за отдельным столиком. Семь лет – важнейший этап в жизни казачьих сыновей. С этого времени мальчики за свои поступки отвечали сами.

Карточка №5.

     В 13 лет казачатам выдавалось оружие из дерева, а в 14 лет мальчиков торжественно провозглашали полуказачниками и давали большую заточенную шашку.

Карточка №6.

    Девочек приучали быть хозяйками с ранних лет. Они шили, готовили, убирали дом.

-Сравните воспитание мальчиков и девочек.

Слушают детей, учителя, отвечают на вопросы.

Анализ, сравнение, обобщение.

ΙV. Практическая работа

   - Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь.

   - Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки».

1.Исполнение частушек о семье (дети готовят заранее).

Мы девчушки хохотушки,

Мы веселые всегда;

Вам сейчас споем частушки

Про семейные дела.

На балконе поливала

Я цветы из лейки,

Почему- то весь промок,

Папа на скамейке.

С папой стряпать начинаем-

В кухне дым стоим и шум,

Жаль, что с ним мы не кончали

Кулинарный техникум.

Закопченную кастрюлю,

Юля чистила песком,

Два часа в кастрюле Юлю,

Мыла бабушка потом.

Моя мама золотая,

Да и я такая же,

Я девчонка молодая,

Вся семья такая же.

Всей семьей рыбалку любим,

Там нам некогда грустить,

В магазине рыбку купим,

У реки начнем варить.

Записался плавать дед,

Сразу сбросил сорок лет,

Боюсь записываться я,

Будут путать нас друзья

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

По утрам семьей бежим,

Уж такой у нас режим.

Человек один не может

Он нуждается в семье,

И родители и дети,

Что важнее на земле?

-Почему частушки вызвали у вас улыбку?

2.Инсценирование.  «Козачьипобрыхэнькы»

После дальней дороги возвратывся домой отец. На воротах его встречает малолетний сын.

— Ну, як вы тут? Живи-здорови? — пытает отец.

— Та все у нас ладно, только Жучка издохла…

— А от чого ж вона издохла? — удивился отец.

— Курятыныобъилась…

— А де ж вона стоко курей найшла?

— Та курятник сгорив.

— А от чого ж вин сгорив?

— Наш дидцыгаркукынув, воно и загорилось…

— Так наш дид не курит!

— Як же тут не закуришь, если цыганы кобылу украли…

3.Работа в группах.

Игра «Кто быстрее соберет кубанскую пословицу»

- Речькубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Яка мамка, така и лялька.

Каждый казак государь в своем дворе.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.

Дома и солома едома

Сыну десять лет – отцу дела нет. Дочке десять лет – матери дела нет.

4.Фронтальная работа.

 - Сравните пословицу кубанских казаков и адыгейскую пословицу.

           Яка мамка, така и лялька.

Разве от козы родится ягненок.

   - Сравните русскую народную пословицу и адыгейскую пословицу.

Ласковый телёнок  двух маток сосет.          

Ласковый ягненок двух маток сосет.              

Исполнение частушек и шутки подготовленными детьми.

Собирают пословицу из 2-х частей, записанных на листочках.

Анализируют, сравнивают, обобщают.

V.Обобщение

- Посмотрите, какой дом у нас получился.

- О каких традициях он напоминает?

  -Какие традиции вы хотели бы перенести в свою семью?

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи …

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.

-Какой вы хотите видеть свою семью?

 - Кубань – наша семья. И пусть наш дом – Кубань будет оплотом нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки. Любите свою семью и свою малую Родину.

VΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

. - Какие задачи мы ставили?

-Удалось их выполнить?.

-Нарисуйте свое настроение на смайлике.

- У кого такое настроение, как у меня (смайлик-улыбка),  похлопайте в ладоши!

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

технологическая карта урока ОПК "Христианская семья"

Технологическая карта урока ОПК  для 4 - 5  класса по теме "Христианская семья"...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Технологическая карта урока кубановедения "Твои земляки – труженики" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Твои земляки – труженики"...

Технологическая карта урока кубановедения "Кубанские умельцы" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Кубанские умельцы"...

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С...

Технологическая карта урока "Как живёт семья"

Технологическая карта урока "Как живёт семья", окружающий мир, 1 класс....