Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Батищева Нина Александровна

    Технологическая карта урока русского языка "Текст" Батищева Н.С

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Батищева Нина Александровна

    учитель начальных классов

    МАОУ СОШ №17 им. Эдуарда Есаяна

    Тема: “Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Установление связи слов в предложении.”

    Класс: 1

    Тип урока: открытие новых знаний

    Педагогические задачи: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; учить различать текст и предложения; соотносить содержание текста и рисунок к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, составлять текст из деформированных предложений; ввести в активный словарный запас слова "текст", "предложение".

    Планируемые предметные результаты

    Научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту; получат возможность научиться составлять текст из деформированных предложений, небольшие тексты по рисунку, на заданную тему; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

    Метапредметные УУД

    Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Регулятивные: овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

    Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений.

    Личностные результаты: Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности: воспринимать русский языка как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на урока.

    Ход урока

    Этапы урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

    Формируемые способы деятельности учащегося

    1

    2

    3

    4

    1. Организационный момент

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Все ль на месте, все ль в порядке:

    Книжки, ручки и тетрадки?

    Ну-ка улыбнитесь,

    Здравствуйте, садитесь.

    - Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

    - Молодцы!

    - Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

    Приветствие учителя.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

    о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

    1. Актуализация знаний

    Минутка чистописания

    Словарная работа

    Проводит минутку чистописания.

    -Запишите буквосочетания.

    н  нн  не  ни  Новороссийск  норка

    -Ребята, норка - это зверёк с ценным мехом, данного зверька очень ценят.

    Новороссийск - город находится в Краснодарском крае, город-герой.

    -Словарная работа у нас будет в виде загадок. Я буду вам зачитывать загадки, а вы должны понять о каком словарном слове идёт речь? Запишите словарное слово на доске, подчеркните орфограммы, выделите окончание, определите склонение.

    1. Сильная, большая птица
    Даже кошки не боится!..
    Очень важная персона –
    Чёрно-серая ... (ворона)

    2. Птичка-невеличка
    Ножки имеет,
    А ходить не умеет.
    Хочет сделать шажок -
    Получается прыжок. (воробей)

    3. У неё рога, копыта,
    И на всех глядит сердито,
    Но добрей она щенка,
    И нальёт нам молока…(корова)

    4. У меня отличный слух,
    Умный взгляд и тонкий нюх.
    Сразу лезу с кошкой в драку,
    Потому что я ...(собака)

    5. Есть бородка, шерсть и ножки,
    Ушки, хвост, а также рожки.
    Хоть я блею, не пою -
    Молоко тебе даю.
    Я такая егоза! И бодаюсь, я ...(Коза)

    Выполняют чистописание.

    Выполняют словарную работу. Записывают на доске словарное слово, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Познавательные:

    общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

    логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

    3. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

    Организует беседу по вопросам:

    – Вы любите читать книжки?

    – Что напечатано на каждой странице книжки?

    – Из чего состоит текст?

    (Прочитайте)

    С первыми лучами солнца просыпается роща. Свежий ветерок чуть качает камыши у речки. Шуршит в траве ёжик. Начинают петь птицы.

    -Что вам дано?

    -Как вы догадались?

    -Сформулируйте тему урока. Прочитайте тему урока на экране.

    -Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся на уроке русского языка?

    -Уч-ся отвечают на вопросы учителя.

    -Формулируют тему урока.

    -Определяют цели урока.

    -Текст.

    -Потому что он состоит из предложений.

    Познавательные:

    общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока;

    логические – осуществляют поиск необходимой информации.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

    1. Объяснение нового материала.

    Работа по учебнику (упражнение 1, с.10)

    -Откройте учебник на странице 10, обратите внимание на упражнение 1. Прочитайте.

    - О каком времени года идёт речь?

    Докажите.

    - Что можно сказать об этих предложениях?  

    – То, что вы прочитали, – это отдельные предложения или текст?

    -Об одном явлении или о разных говорится в предложениях?

    -О ком и о чем говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны?

    -Какие картинки можно нарисовать к тексту?

    -Какой заголовок из данных может подойти к тексту и картинкам: «Первый весенний денек», «Скоро весна!», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок.

    -Что такое красная строка? (Приложение 2)

    -Вспомните стихи про весенние месяцы.

    -Угадайте, о каком месяце идёт речь?

    Рыхлый снег темнеет в …,

    Тают льдинки на окне.

    Зайчик бегает по парте

    И по карте

    На стене. (Март)

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи,

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи. (Апрель)

    Распустился ландыш в …,

    В самый праздник – в первый день.

    … цветами провожая,

    Распускается сирень. (Май)

    Выразительно читают текст, отвечают на вопросы, придумывают заглавие текста, делают вывод

    (Что такое текст и предложение)

    Вспоминают и рассказывают стихи про весенние месяцы. Слушают стихи поэтов, отгадывают весенние месяцы.

    Познавательные:

    общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о родном языке;

    логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из дополнительных источников). 

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

    Познавательные:

    общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о весенних месяцах;

    логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из дополнительных источников). 

    Физминутка

    Вверх и вниз рывки руками, 
    Будто машем мы флажками. 
    Разминаем наши плечи. 
    Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
    Руки в боки. Улыбнись. 
    Вправо-влевонаклонись. (Наклоны в стороны.) 
    Приседанья начинай. 
    Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
    А в конце — ходьба на месте, 
    Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 
    Упражненье повтори 
    Мы руками бодро машем, 
    Разминаем плечи наши. 
    Раз-два, раз-два, раз-два-три, 
    Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
    Корпус влево мы вращаем, 
    Три-четыре, раз-два. 
    Упражненье повторяем: 
    Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) 
    Мы размяться все успели, 
    И на место снова сели. (Дети садятся.) 

    Выполняют движения

    Профилактика утомляемости

    1. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

    Работа по учебнику (упражнение 2, с.10).

    Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу:

    -Прочитайте задание.

    Подумайте, как определить количество предложений в тексте.

    -Выскажите своё мнение.

    -Как мы отделяем одно предложение от другого при чтении?

    -А на письме?

    – Определите, какая мысль выражена словами каждого предложения.

    Соотнесите рисунок к тексту и текст, подбор предложений, которыми можно подписать рисунок.

    Дает инструкцию по написанию предложений  

    (приложение 2), контролирует написание предложения.

     

    Читают текст, отвечают на вопросы, записывают предложение в тетрадь

    Познавательные:

    общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание об устной и письменной речи;

    логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

    Коммуникативные:

    обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    7. Итог урока. Рефлексия.

    Проводит беседу по вопросам:

    -Что нового вы узнали на уроке?

    – Расскажи, как ты понимаешь, что такое текст.

    -Чем он отличается от группы предложений?  

    -Из чего состоит предложение?

    Чем отличаются отдельные слова от предложения?

    1. Отвечают на вопросы.

    2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

                                                                                                                                                                     Приложение 1

    Красная строка

               Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

               Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной , замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква ( а слово красный  раньше означало «красивый» ) и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

                                                                                                                                                                                  Приложение 2

    Инструкция (порядок действий) при списывании текста (предложения)

    1. Сначала прочитай предложение вслух.

    2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.

    3. Затем прочитай шепотом, запоминай, как пишутся слова.

    4. После этого проговори по слогам первое слово.

    5. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

    В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

    Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

    Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

    Технологическая карта урока русского языка Учитель: Попова Галина Васильевна : ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- Петербурга Класс: 4 «А» Тема урока: "Возвратные глаголы"

    Технологическая карта урока русского языкаУчитель: Попова Галина ВасильевнаОУ: ГБОУ СОШ № 184 Калининского района Санкт- ПетербургаКласс: 4 «А»              ...