Главные вкладки

    Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А
    план-конспект урока (2 класс)

    Батищева Нина Александровна

    Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Батищева Нина Александровна

    МАОУ СОШ №17 имени Эдуарда Есаяна

    класс- 2В

    Технологическая  карта

    Предмет: кубановедение

    Тема урока: «Жилище казака» 

    Класс: 2

    Тип урока:  урок открытия нового знания

    Вид урока:  комбинированный

    Используемые технологии:    технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации  на тему: «Жилище казака»), технология «Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология  

    Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

    Группы формируемых компетенций: 

    Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

    Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

    Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

    Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

    Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск информации).

    Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) ,  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

    Цель урока: знакомство с внутренним убранством хаты.

    Задачи занятия:

    1. Закрепить  понятия «саманный», «турлучный».

    2. Развивать словарный запас учащихся, интерес к прошлому родного края.

    3. Прививать любовь к родному краю, через познание его истории.

    4. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

    Дидактические средства: проектор, экран, презентация,  карточки с заданиями, «Казачий словарик»

    Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

    Цель этапа

    Деятельность учителя: содержание работы, приемы  и способы реализации содержания, формы организации

    Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

    Какие УУД формируются на каждом этапе

    1. Организационный этап.

    Психологическая установка на урок

              Здравствуйте, ребята.

             Самое удивительное явление  в мире- это человеческая доброта. Подарите свои улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.

             Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

    Включаются в деловой ритм урока.

    Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

    Актуализация опорных знаний и умений

    Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

             На прошлом уроке кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты.

            Давайте вспомним, какой материал казаки использовали для строительства своих хат.

             Слова сложные, необычные.  И нам предстоит узнать еще много новых слов. Их трудно запомнить, поэтому мы с вами заведем «Казачий словарик».

    Возьмите на парте файл. Достаньте из него наш словарик.

    Прочитайте первую строчку в словарике  (Кирпич из глины с примесью соломы.)

    О каком строительном материале идёт речь?

    -(саман) Запишите, диктуя по слогам.

    Прочитайте вторую строчку (Частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это … Запишите:  турлук.

    Отложите словари в сторону.

    -Сейчас, давайте, вспомним, в какой последовательности строилась хата (Слайд 1)

    -На слайде изображены этапы строительства.  Расположите картинки  в нужном порядке.

    Из файла достаньте жёлтую карточку. А сейчас посмотрите внимательно на экран и напишите номера картинок в нужном порядке в строчку.

    - Молодцы!

    - А теперь я предлагаю вам выступить в роли учителя и проверить работу своего соседа по парте.  Для этого обменяйтесь, пожалуйста, карточками с выполненным заданием и сравните с образцом на слайде. (Слайд 2)

    Если все цифры совпали, то поставьте «+», если допущены ошибки «-».  

    Работа со словариком.

    Вносят понятия в дополнение к значению.

    Работа в парах (взаимопроверка)

    Личностные:

    Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

    развитие интереса к различным видам деятельности

    Сообщение темы и цели урока

    Определить вместе с учениками тему и цель; каждого ученика на решение учебной задачи урока.

    (Слайд 3)

    Мы с вами знаем, как строились хаты, как они выглядели. Давайте, ребята, подойдём к двери хаты и войдем во внутрь. Как вы думаете, что мы там увидим?

    - Как вы можете доказать, что сказали правильно?

    - Мы поговорим о  внутреннем убранстве хаты, о жилище казака.

    -Значит, тема  нашего урока….

    -Жилище казака.

    -Какую учебную цель мы поставим?

    -  Узнать, что находится внутри.  

    -Молодцы!

    Внутреннее убранство жилища казака

    Чтобы узнать, как оно выглядит изнутри

    Личностные:

    Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

    развитие интереса к различным видам деятельности

    Изучение нового материала

    Формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

    -Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. -Хата казака делилась на две половины: «малую хату» и «великую хату».

             (Слайд 4) И сейчас мы продолжаем работу с нашим словариком.  Давайте прочитаем вместе строчку № 3. Вы можете по словарю следить за текстом. Итак, в первой комнате - «малой хате» или  «кухне» - находились деревянные лавки и небольшой стол.

    -Какое новое понятие вы узнали?

    -Запишите в словарик Малая хата.

    -Для чего нужна лавка? Давайте, ребята, посмотрим  в словарь (строчка № 4) и объясним значение этого слова.

    Давайте запишем слово лавка.

    -А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Узнать об этом вы сможете, отгадав загадку:

     Если работает она,

     Не будет голодная семья.

     Можно на неё прилечь,

     А зовётся она …(печь).

             В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки     обойтись никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь также находилась в «малой хате».

    (Слайд 5) -Казаки пользовались глиняной посудой, которая имела название: кувшин, макитра, кринка.

    -С какой глиняной посудой мы познакомились?

    -Запишите в словарик кувшин, макитра, кринка.

     Ложки были деревянные. Одну такую ложку я вам принесла показать.

    -Мы с вами хорошо поработали, теперь нужно и отдохнуть. Мы проведём физкульминутку. Давайте встанем  и выйдем из-за парт.

    А сейчас мы отдохнём.

    Строить с вами дом начнём.

    Надо глину замесить,

    Наверх солому постелить.

    Стены надо побелить,

    И гостей в дом пригласить.

    Ах, какой я молодец.

    Будет мною горд отец!

    (Слайд 6) В «великой  хате» - второй половине – принимали гостей.  Здесь стояла мебель для посуды, одежды, кованные и деревянные сундуки. Мебель изготавливал казак своими руками. Она была простой и прочной.

    -Для чего в доме нужен был сундук? (Для хранения вещей или продуктов). (Слайд 7)

    -Сундук назывался раньше Скрыня. Запишем это название.

    (Слайды 8, 9)  Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, зеркала, иконы, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.

    (Слайд 10) -Зеркала, иконы святых, висевшие на стенах хаты, украшали белыми полотенцами с яркими вышитыми узорами. Такое полотенце называлось рушником.

    -Какое новое слово вы узнали?

    -Запишем в Казачий словарик.

     -У каждого рушника было свое значение. Давайте попробуем по их названию определить, для чего они были нужны.

    -Возьмите карточки розового цвета и соедините стрелочками название рушника с его предназначением.

    Рушник «Утирач» … (им вытирали лицо)

    «Зеркальные» …(ими украшали зеркала)

    «Церковные» …(ими украшали иконы).

    Вышивали рушники чаще всего гладью и «крестиком».  Ребята, а какие рушники отличаются красотой и яркостью красок? (Рушники для украшения икон). Правильно!

    (Слайд 11) С особой любовью и старанием работали казачки над рушниками для «красного угла».

    -Прочитайте, пожалуйста, информацию про Красный угол на карточках белого цвета.

     Он был центральным местом в доме. Своё название «красный» он получил от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Божница». В самом освящённом углу комнаты помещали иконы. Под иконами ставили свечи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону Божьему, просили помощи у бога в любых делах.

    - Что вы узнали?

    -Давайте запишем в словарик Красный угол.

    Многие предметы быта казаков хранятся в музее. Я хочу вам их показать.

    1. Утюг на углях. Чем этот утюг отличается от современного?
    2.  Рубель. Информацию об этом предмете вы найдёте также на карточке белого цвета.

    Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё.

    Дети записывают в словарики:

    Малая хата

    Читают в словаре значение Лавка-длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. На ней можно было сидеть и спать.

    Печь

    Кувшин, макитра, кринка

    Великая хата

    Скрыня

     

    Рушник

    Утирач

    Зеркальное

    Церковное

    Красный угол (Божница)

    Поиск информации на карточке.

    Поиск информации на карточке.

    Регулятивные:

    проговаривание

    последовательность действий на уроке; формирование

    познавательной инициативы.

    Познавательные:

     умение находить и выделять

    необходимую информацию;

    умение делать предположения и

    обосновывать их.

    Личностные:

     умение осознавать

    ответственность за общее дело;

    умение следовать в поведении

    моральным нормам и этическим

    требованиям.

    Коммуникативные:

     умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

    и точностью; умение слушать и

    понимать речь других;

    учитывать разные мнения.

    Закрепление изученного материала

    Подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.

    А сейчас давайте обустроим Великую хату и Малую хату. Для этого нам надо разделиться на группы.

    Давайте вспомним правила работы в группах

    На конверте каждого наклеен квадрат разных цветов. Вам нужно собраться в группы соответственно цвету квадрата.

    Вы должны наклеить картинку с изображением предмета казачьего быта. В течение всего урока мы работали со словариком. И сейчас вы можете воспользоваться полученными знаниями.

    Сигналом к началу и завершению  работы будет звонок колокольчика.

    -Договоритесь, кто будет отвечать.

    -После звонка колокольчика каждый представитель выходит к доске и объясняет, почему его группа выбрала эти предметы.

    - Занимаем свои места, раздаю оборудование.

    -Молодцы!

    Ученики вспоминают правила работы в группах.

    Дети формируются в группы.

    Дети выбирают картинки:

    Красный угол,  сундук, рушники,  половики

    Проверка работ в группах

    Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов

    Личностные:

    формирование самооценки и взаимооценки

    определение границ собственного знания или «незнания»

    Предметные :

    использование теоретических знаний на практике

    Коммуникативные:

    инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

    Итог урока

    Сообщение результатов решения учебной задачи.

    А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю. Лермонтов:

          «Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».

    Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

     А можем ли мы, оказавшись сегодня в казачьей хате, рассказать, что увидели?

            Ответ ученика. Выставление оценок.

    Дети отвечают на вопрос

    Личностные:

    формирование самооценки и взаимооценки,

    осознание обучающимися своей учебной деятельности

    Рефлексия

    Самооценка учеником своих учебных достижений.

    Ребята, мы воссоздали  картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.

     Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.

    Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть.

    Привет!

       Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал _________________.

    Продолжите.

    -Давайте выслушаем

    Украсим двор.

    Подсолнухами (Если вам все понравилось и вам было интересно и понятно) или маки (что то не понял.)

    Ученики пишут письмо, опираясь на знания, зафиксированные в Казачьем словаре.

    Личностные:

    формирование самооценки и взаимооценки,

    осознание обучающимися своей учебной деятельности

    Домашнее задание

    Дома выучите понятия, записанные в Казачьем словарике.

    Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

    Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

    Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

    Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

    Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

    Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...