Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Качура Светлана Васильевна

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya_4_klass.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет    Кубановедение

Класс  - 4

Тема урока «Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани»

Тип урока:  Урок  «открытия»  новых знаний.

Деятельностная цель:

- формирование способности обучающихся к новому способу действия  при открытии  новых знаний.

Образовательная цель:

- знакомство  с  традициями и культурой разных народов  и  формирование толерантного отношения детей между собой.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия:  планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование:   карта, разрезные пословицы, аудиозапись с музыкой разных народов, мультимедийное оборудование.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация детей к уроку

Вступительное слово

Сегодня на занятии, как мне кажется, не останется равнодушным ни один из присутствующих в классе.

Ты мой друг и я твой друг –

Встанем мы в широкий круг!

Возьмитесь за руки,  улыбнитесь друг  другу и  почувствуйте настроение друг друга через рукопожатие.

Дети в кругу, держась за руки, говорят, что чувствуют, какое настроение у друга

Коммуникативные действия 

- настроить

продуктивное

взаимодействие  со

сверстниками и

взрослыми в процессе

коллективной

деятельности;

- корректировать

поведения

Актуализация знаний

В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло свое дарит почти каждый год,

Единой семьей народы живут,

Кубань хлебосольную “мамой”   зовут,

Любимую землю теплом украшают

Ей песни, легенды свои посвящают.

Одна из легенды докатилась до нас.

Ее мы поведаем миру сейчас.

Инсценировка  легенды:

-  Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:

- Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас.

 Но ослушались люди Творца своего. Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания. Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на нее. Холод и мрак.  И воздели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и   возопили

 -О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный!

И ответил им создатель:

-Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа – это,  капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.

-О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что всё народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями :

И сказал Творец:  «Быть по сему»

Регулятивные:

- планирование

последовательности

деятельности,

прогнозировать её  

результаты;

- контроль и

оценка достигнутых

результатов своей и чужой  деятельности;

Коммуникативные:

 -умение аргументировать свое

мнение;

Познавательные

-формирование  перерабатывать,

систематизировать

информацию.

Постановка учебной задачи

-  У всех народов, проживающих на территории Кубани, разные традиции, обычаи, религия. Мы такие разные, но нас всех  объединяет наш общий дом – Кубань.

   Кубань - многие народы прошли через эту землю. И кто хоть раз попал в её бескрайние объятья, ощутил дыхание кубанского чернозема, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и остался на этой земле.

   Всех жителей  городов, станиц, посёлков  Краснодарского края  можно  назвать одним  словом  -  кубанцы. А ещё  все мы – Земляки. Среди  наших  земляков-кубанцев – люди  ста  двадцати  национальностей. Наиболее многочисленные группы населения: русские – 4 миллиона 300 тысяч, армяне - свыше 240 тысяч, украинцы – 200 тысяч, белорусы – 38 тысяч, греки - 30 тысяч. Проживают на территории края абхазы, адыги, корейцы, азербайджанцы, немцы, поляки, кубанские казаки, крымские татары и др.

    У каждого  народа - свои  обычаи, праздники, свои песни  и сказки. В них  отражается  душа  народа: уклад его жизни, любовь к труду  и земле, почитание  отцов и дедов.

    Вспомните то, о чём мы с вами говорили, посмотрите  на данный  слайд  и сформулируйте  тему  и цель   нашего  урока.

Ответ на проблемный  вопрос

- Будем  знакомиться с  культурой,  с национальными костюмами,   с     кухней, с обычаями народов, населяющими нашу  малую родину

Предметные цели :

- формирование у учащихся

конкретных знаний

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

(способность к

преодолению препятствий).

Познавательные

(общеучебные и логические):

-  умение строить логическую

цепь рассуждения

Коммуникативные:

- владение всеми видами деятельности;  

- умение вступать в диалог;

- участие  в

коллективном

обсуждении;

-  умение аргументировать свое мнение.

Открытие нового знания

Физминутка

Представление групп:

1  группа - армяне

2  группа  – адыги  

4  группа – кубанские  казаки

   

- Культура  адыгейцев выражается  в народных  сказаниях,  былинах,  преданиях, поговорках, пословицах. Я вам предлагаю в своих группах собрать  адыгейские пословицы о дружбе и объяснить их смысл.

- А  что вы  можете  рассказать о переселении греков на кубанскую землю?    

 

   Следующая  группа  представляет обычаи,  традиции  кубанских  казаков.  


 Ну-ка, дружно встали вместе, 
Повернулись – ка на месте, 
Громко хлопнули три раза, 
Подмигнули правым глазом, 
Левой топнули ногой! 
А потом еще другой! 
Закричали все «Ура!» 
А теперь танцевать пора! 
(Сейчас будут звучать отрывки музыки разных народов, а вы постарайтесь подвигаться под музыку) 
Звучат отрывки музыки разных народов.

- Когда казакам что-то нравится, они кричат: «Любо!». Сейчас мы поиграем в  игру «Любо, не любо».  Если  вы считаете  данное  высказывание правильным,  то  говорите «любо», если не правильным – то  «не любо»

Игра «Любо, не любо».  

Учитель:

  При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Учитель:

  А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова».

Учитель:

  Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Учитель:

Младший должен проявлять выдержку, не  прикословить.

Учитель:

  При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Учитель:

   Если называли старшего «старый»   или  «дед».

Учитель: «А если «батько», «батьки».

-У каждого народа много своего, не похожего на других, и в этом  мы  сейчас  убедились, но каждому из нас,   хочется жить в мире и согласии. Каждому хочется, чтобы ярко светило солнце, чтобы тебя понимали и любили.  И именно  в  это  сложное  время  мы  должны  говорить  о толерантности.  Это понятие  уже вам  знакомо,  так  как  мы  не   раз  проводили  классные  часы  с данной тематикой.          Поэтому давайте вспомним, что же такое «толерантность». 

Учащиеся, заранее  разделённые  на  группы  представляют  народы определённой  национальности

 1  группа - армяне

1  ученик:

С вершин Арарата, той древней земли

Обычаи предков с собой принесли

Армяне – веселый и дружный народ,

Который прекрасные песни поет.

2  ученик:

Армянин в поле вышел

Нежно тронул руками лады.

И запела зурна о великой любви

К той земле, где живет армянин.

Ученики рассказывают о национальных праздниках и исполняют  танец-лезгинку.

2  группа  – адыги  

Знакомит с  традициями и обычаями  адыгейского  народа.

 1 ученик:

О, Адыгея, родная моя!                      Благословенная предков земля. Здесь по законам чести живут,

Чтут стариков и обычаи чтут.  

 2  ученик:

Каждый адыг может гостя принять,

Может коня на скаку оседлать.

 Адыг друга не оставит в беде,

В горе поможет ему и  в нужде.

Ребята собирают пословицы:

Ласковое слово смягчает сердце.

Дружба и братство – дорогие богатства.  

Есть вместе - вкуснее, работать вместе – веселее.

В жизни человеку нужны три вещи: терпеливость, сладкий язык и умение хранить тайну.

3  группа – греки

Родную Кубань полюбили навеки

Веселые, щедрые, вольные греки.

Покинув когда-то родную Элладу,

В Кубани цветущей нашли мы отраду

Кубани мы песни свои посвящаем

И Щедрое сердце ее прославляем

Работа по карте

4  группа – кубанские  казаки

-В пятнадцатом веке в России возникло казачество. А в восемнадцатом веке царица Екатерина вторая повелела казакам заселить Кубань, чтобы охранять южные рубежи  России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже 200 лет. В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё. Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.

2  ученик:

-Родители с раннего детства учили детей: не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься  о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов  Отечество, но прежде всего крепи веру православную, и добавляли: если кому-то что то можно, то нам нельзя – мы Казаки!

Вот какие заповеди были у казаков.

Танцуют под музыку

Дети отвечают «любо» или «не любо»

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Познавательные:

 -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

-подведение под понятие;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  

–адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач;

-достижение договоренностей и согласование

общего решения  в  группах.

Первичное  закрепление  

Викторина «Народы и  обычаи»

1.Какие национальности живут в Краснодарском крае?

2.Кто является губернатором Краснодарского края?

3.Кто такие «казаки»? Как одевались казаки?

4. Какие народные обычаи знаете?

5.Назвать народные промыслы Кубани.

Ответы детей

Регулятивные:

 - волевая саморегуляция;

-  самоконтроль.

Познавательные:

-  выполнение логических

операции: сравнение,

анализ, синтез, обобщение,

классификация,

установление аналогий.

Коммуникативные

-  осуществлять контроль;  

Рефлексия

  • Выскажите свое мнение:

Заставило задуматься …

Навело меня на мысли …

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Подведение итогов

Заключительное   слово

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

«Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»

Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского края; знакомство с обычаями и обрядами этих народов.  Воспи...

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Открытый урок на тему: "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".

Представлен план-онспект урока по кубановедению на тему: ""Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"....

Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"

Данная разработка предназначена  для учителей начальных классов...

Технологическая карта классного часа "Народы живущие в Республике Коми"

Технологическая карта классного часа "Народы живущие в Республике Коми"...


 

Комментарии

Отличный урок, где ребята в подробностях узнают о традициях и обычных народов, проживающих на территории Краснодарского края. Спасибо, Светлана Васильевна.