ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. ОТКРЫТЫЙ УРОК"
план-конспект урока (2, 4 класс)

Юлия Николаевна Шмырова

Конспекты уроков, представленные на педагогический марафон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_puteshestvennitsa_4_klass.docx18.18 КБ
Файл vse_professii_vazhny_2_klass.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ.

ТЕМА: « Вода — путешественница» (круговорот воды в природе)

ЦЕЛИ:

- формирование понятия о круговороте воды в природе,об экологической целостности природы:
- формирование умения работать в группах, работать со схемами;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память
- воспитывать бережное отношение к воде, прививать интерес к окружающему миру

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Капитопшки (капельки вода).
  • Конверты с заданиями.
  • Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.
  • Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.
  • Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)
  • Магнитофон, запись голоса Капитошки.
  • Для опыта: штатив, огнеупорная прозрачная кастрюля, мокрый песок, игрушечные домики, деревья для имитации поверхности земли, свечки - гильзы для нагревания кастрюли.
  • Бумага, восковые карандаши.
  • Учебник АЛ. Плешаков «Природоведение» 3 класс.

 ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (магнитофон)

Меня пьют,
Мёня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)

- Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, мы продолжаем с вами говорить о воде.

(включается музыка со звуками воды)

- Хочу вам представить нашу гостью - это капля Капитошка.

(на доску вывешивается портрет Капитошки)

2. Повторение пройденного материала. (Капитошка из магнитофона).

« Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер согрею чашечкой горячего чал.

Интересно, а что вы знаете про меня? Попробуйте ответить на мои веселые вопросы., вон они в голубых конвертиках.»

КОНВЕРТ № 1

- Вода всегда вокруг вас. А как вы её используете? Приведите примеры.

(учитель вывешивает таблички, на которых написаны значения воды)

КОНВЕРТ .№ 2

Прочитайте стихотворение:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

О чём это стихотворение? О каких состояниях воды говорится в нём? Приведите примеры.

(учитель вывешивает таблички с названиями состояний воды)

КОНВЕРТ № 3

Найди меня? Где я спряталась в твоём классе? Почему говорят про воду, что она «вездесущая)?

КОНВЕРТ № 4

Будешь ли ты меня беречь? Как ты можешь это делать? Приведи примеры..

4. Тема урока.

- Давайте посмотрим на Капитошку!

(Капитошка из магнитофона):

«Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я очень люблю путешествовать!!!

Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий.

Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте.

Жила я когда-то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх.

Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако, большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали падать вниз.

Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю?

Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали жить весело.

Мне очень нравится путешествовать, и я всегда жду, когда этот момент наступит снова».

5. Самостоятельная работа.

- Ну, что, ребята, поможем?

Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте!

(Детям раздаются карандаши и бумага)

6. Проверка выполнения работы

1) Работа с учебником.

Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску.

- Где мы можем проверить правильность выполнения задания?
- Давайте проверим! Страница 38, второй абзац.

2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске)

- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?

(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом «ИСПАРЕНИЕ»)

- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?

(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)

- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?

(Обсуждаются все схемы)

- Путешествие капли называют

КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

- Как думаете, почему?

(Капитошка из магнитофона):

«Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.

До скорой встречи!»

7. Закрепление. Опыт.

- Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки по – настоящему.

Вставайте вокруг стола.

(на столе, на штативе стоит кастрюля из огнеупорного прозрачного стекла;

в ней – песок, игрушечные дома, деревья, человечки, крышка – небо)

- Что вы видите? Опишите. (Земля, дома, небо)

- Что происходит? (Учитель зажигает свечки-гильзы)

- Что мы заменили свечками? (Источник тепла)

-Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку)

- Что происходит с влагой?

-Докажите, что происходит испарение, конденсация.

8. Заключение.

- Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось?

Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова.

(Дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения)

Вода – это……

Мне нужна вода, потому что….

Я буду беречь воду, потому что…

Я хотел бы сказать воде…..

- Скажем все вместе «СПАСИБО»

На этом наш урок закончен.

9. Домашнее задание.

Начертите схему круговорота воды в рабочих тетрадях, составьте рассказ по данной схеме.

Составьте 10 вопросов по теме «Вода» для своего товарища.



Предварительный просмотр:

Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.

Задачи:

Образовательная – дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий.

Развивающая – расширение жизненного опыта

  • развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение)
  • развитие творческого потенциала личности

Воспитательная - углубление внутреннего мира учащихся

  • привить уважение к людям разных профессий
  • формирование умения работать в группе, коллективе
  • формирование умения работать организованно, сосредоточенно, уважать мнение товарища

Оборудование:

Для учащихся - ручка, клей, учебник (А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2000 г.стр.138)

Для учителя - таблички с названиями ключевых слов, профессий; учебник, конверты с заданиями, сочинения детей о своей будущей профессии, рассказы детей о профессиях родителей; набор игрушек (руль, насос, отвёртка, машина, флакон лака для волос, заколка, расчёска, указка, красная ручка, книга, губка, набор детской посуды)

Внутри доска оформлена рисунками детей о своей будущей профессии, снаружи она чистая. На ней по ходу урока будут появляться ключевые слова и названия профессий.

Дети сидят группами по четыре человека.

Две девочки будут помогать учителю вести урок.

Ход урока

1. Организационный момент - приветствие.

Перед доской декорации в виде экрана телевизора (устанавливается неподвижно или два мальчика держат его руками)

На «экране» появляется девочка-диктор.

«Здравствуйте, ребята и гости нашей школы! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке окружающего мира.

Сегодня мы поговорим о том, с чем каждый из нас обязательно столкнётся в будущем, а Вы, уважаемые учителя, уже сделали свой выбор! Это - профессия!

Я приглашаю Вас окунуться в мир будущего, пофантазировать, основываясь на реальных рассказах близких и дорогих нам людей. Спасибо за внимание!»

2. Тема урока

- Итак, тема урока оглашена - «Профессия»! (на доске появляется слово «профессия»)

- Слово для нас новое. Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей)

- Где мы можем найти точное толкование слова? (девочка-диктор читает толкование слова из словаря)

Профессия - род занятий, вид трудовой деятельности, специальность.

- Значит сегодня поговорим о чём? (о труде людей)

- В какой роли себя попробовала Саша? (слово «диктор» вывешивается на доске)

- Справилась ли она? Вам понравилось выступление? Чем понравилось? (дети анализируют правильность, чёткость, темп, выразительность речи)

- Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.

КОНВЕРТ № 1

Вам предлагается текст, который вы должны приготовиться прочитать как диктор.

Группа №1

«Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция «Курская»»

Группа №2

«Московское время 15 часов. Передаём концерт классической музыки!»

Группа №3

«Уважаемые покупатели! Приглашаем Вас посетить отдел верхней одежды!»

Группа №4

«Уважаемые пассажиры! Рейс «МОСКВА-ПАРИЖ» задерживается на 45 минут»

3. Повторение

- Название первой профессии появилось на нашей доске. Давайте продолжим её составление.

- Откройте учебник на странице 138.

- Люди каких профессий изображены на рисунках? (слова-названия профессий вешаются на доску)

- В каких отраслях работают люди этих профессий? (названия отраслей вешаются на вторую половинку доски)

- Дополните схему недостающими отраслями.

- Вспомните, люди каких профессий работают в этих отраслях?

- Какое слово включает в себя все эти понятия? (слово «экономика» вывешивается на доску)

Конверт №2

  1. Рассмотрите схему.
  2. Прочитайте названия профессий на табличках.
  3. Попробуйте установить как можно больше экономических связей через профессии людей. (Люди каких профессий работают каждый день, чтобы вы получали знания в школе и чувствовали себя при этом как дома?)
  4. Приклейте выбранные таблички к «лучикам» схемы.

Проверка проходит в виде обсуждения получившихся схем.

4. Закрепление

- А почему же люди выбирают разные профессии? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. А помогут нам рассказы Ваших родителей. (возможны различные варианты: дети читают рассказы о родителях, прослушиваем рассказы родителей по магнитофону, рассказывают о себе приглашённые родители)

- Почему же люди выбирают такие разные профессии? (работа приносит радость)

Игра: Посмотрите на этот ящичек. В нём много всякой всячины. Сейчас вам придётся сделать выбор и проявить свои артистические способности.

Конверт №3

1. Прочитайте название вашей профессии.

2. Подойдите к ящику и выберите те предметы, которые помогут вам с помощью жестов показать нам, о какой профессии идет речь.

3. Вся группа выходит и показывает свою сценку.

У открытой доски появляется вторая ведущая (девочка-экскурсовод)

«Дорогие друзья! Я приглашаю Вас посетить нашу выставку картин «Моя будущая профессия»

Дети выходят по очереди к доске, показывают свой рисунок и читают (рассказывают) своё сочинение о будущей профессии.

5. Итог

- Пока мы с вами мечтали. Надеюсь, все мечты сбудутся!

- Но у меня к вам ещё один вопрос - какая профессия самая важная?

Дети берут пустые листочки и на них пишут свои ответы.

После выполнения обсуждаются ответы и делается вывод :

    Все профессии нужны!

    Все профессии важны!

    Выбирай на вкус!

6. Домашнее задание

На основе текста на странице 140-141 рассказать, люди каких профессий работают, чтобы у нас на столе каждый день был свежий хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы аттестации педагогических работников. Методическая разработка урока

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Л...

1 сентября. Открытие 3-го класса.

Классный час разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100"....

Презентация. Педагогическая мастерская "Лаборатория современного урока. Окружющий мир"

Педагогиеская мастерская для учителей начальных классов, работающим по новым ФГОС....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ЗОЖ на уроках

Презентация, демонстрирующая упражнения, используемые в моей работе на уроках с целью сбережения здоровья учащихся.Задача:- Научить обучающихся доступным физкультурным  знаниям, двигательным умен...

Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"

Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение  педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...

Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"

Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...