"Учимся общаться"
методическая разработка

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_uchimsya_obshchatsya.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте”; объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.
  2. Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте); обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: наглядные средства: словарь, подготовлены реквизиты для практической части: телефоны, корзинка; раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову  «Добрый», разрезные пословицы о доброте, смайлики для этапа рефлексии.  

1. Организационный момент.

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Все приготовьтесь к нашему занятию.

2. Мобилизующий этап:

Ведущая: Какие вы сегодня красивые. Ребята, а вы верите в чудеса?  (Ответы детей)

Я тоже верю.

Ведущая: Тема нашего занятия «Учимся общаться». Мы все друг друга знаем и знаем, кого как зовут.  Нам будет легче построить свое общение на занятии.

– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?

– Люди начинают свое общение со знакомства.

3. Актуализация знаний.

Ведущая:   Правильно, люди начинают знакомиться со слова «Здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что значит простое, обыкновенное слово «Здравствуй»?

 Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.  

 В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «Здравствуйте», ни «До свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы.

«Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «Здравствуйте» – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Но сама я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать этот огонек из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко, которое светится изнутри).  

Дети: (Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

Ведущая: Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Правило 1.  

Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтоб разговаривал с тобой.

Воспитанник читает стихотворение – Настя Т.

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

3. Совместное открытие знаний, т.е. изучение правил и законов.  

Ведущая: Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко?

– Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает.

– Вы готовы отправиться туда? Ну что же, тогда открываем двери. Вообразим.

Ведущая: Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.

Урок доброты.
Урок общения.
Урок настроения.

– Итак, первый урок доброты.

Ведущая: Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты?

Дети: (В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).

Ведущая: Ребята, прочитайте девиз этой школы – «Добрый человек как солнышко».

Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово «Добрый»?

Добрый.

  1. Делающий добро другим, отзывчивый.
  2. Такой, который несет благо, благополучие.

Ведущая: Итак, мы видим, что слово «Добрый» имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать.  

Дети собирают пословицы.

“При солнышке тепло, при матушке добро”.

“Худо тому, кто добра не делает никому”.

 Ведущая: Чему учат нас пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым.)

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

«Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде».

Какие стихи вы знаете о доброте?

 Послушайте стихотворение о доброте.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят?  

Правило 2.

Научись приносить людям добро, тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружен друзьями.

Урок общения 

Ведущая: Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

4. Первичное закрепление. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

1) (Звенит звонок. Учитель берет трубку и разыгрывает сценку). (Слайд 12)

Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.

– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?

– Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.

А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

Мне нужны помощники – 3 человека.

Ситуация:

1. Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.

(Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.)

 2) Для следующей сценки мне потребуется два человека.  

(Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям предлагается разыграть данную ситуацию.)

Сценка в автобусе.

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Мальчугану Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.

– Как вы думаете, какое правило для вас приготовило Солнышко?  

Правило 3.

Научись общаться с людьми, тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружен друзьями.

Урок настроения.  

Ведущая: Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на лица этих смайликов? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

– С каким смайликом Вам было бы приятнее общаться?

– Нам приятнее общаться с веселым смайликом.

– Какими чаще всего бываете вы?

– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают?  

Правило 4.

Поделись улыбкою своей, и она тебе не раз еще вернется.

(Дети поют куплет из песни.) От улыбки

 5. Подведение итогов урока.

Ведущая: Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?

(Воспитанники называют правила общения, вежливости).

6. Рефлексия.

Ведущая: Ну вот, наше занятие подошло к концу. Мне бы хотелось узнать,  какое  настроение  у вас в конце занятия?    

– Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

При солнышке тепло,   при матушке добро.

Худо тому,               кто добра не делает никому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся общаться"

Урок рефлексии в 1 классе...

Классный час во 2 классе по теме «Учимся общаться»

Тема этого классного часа взята не случайно, так как главной задачей, над которой я работаю в настоящее время это проблема социального развития детей, а успешная социализация не может быть развита, ес...

Учусь общаться: действуем вместе

Данное занятие по курсу "Учусь учиться" направлено на формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу; формирование культуры общения (коммуникативные умения), а также умен...

Классный час Тема: « Учимся общаться »

Цели:-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слуша...

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

" Учусь общаться ......"

Воспитательное мероприятие, проведённое во 2 классе. Содержит в себе элементы беседы, дискуссии и исследовательской деятельности....

Классный час "Учимся общаться"

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, этических норм, поведения в обществе...