Описание представленной дефектологической практики
учебно-методический материал

Тропникова Дарья Сергеевна

Описание дефектологической практики к видеоролику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание представленной дефектологической практики.

Тема представленной дефектологической практики:

«Ориентировка  на листе бумаги в клетку»

Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости и на листе в клетку.

           Нозологическая группа – дети с задержкой психического развития.

           Возраст 7 лет (первый класс)

          Выбор представленной дефектологической практики не случайный, так как на сегодняшний день проблема слабой ориентировки на плоскости и листе бумаги у старших дошкольников и младших школьников является актуальной и значимой. При слабой ориентировке в пространстве и на листе бумаги страдают основные школьные навыки (письмо, чтение, математические умения). 

           Во время проведения диагностики, у многих детей с задержкой психического развития  наблюдается низкий уровень ориентировки на листе бумаги, соскальзывание со строки, неумение ориентироваться на листе бумаги в клетку, а также, нарушение почерка, ребенок не чувствует границ строки и клетки. Низкий уровень у школьников графо-моторных функций оказывает негативное воздействие на формирование функции письма.

Письмо - сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются:

•неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

•трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры).

Дети с задержкой психического развития дольше овладевают письменной речью, так как достаточно долго овладевают умением ориентироваться в пространстве, на плоскости и на листе.

Анализ результатов проведенного обследования по выявлению уровня сформированности графо-моторных функций и умения ориентироваться на листе бумаги у младших школьников с ЗПР позволил сделать вывод о том, что для успешного освоения детьми школьной программы, а также формирования навыка письма и чтения необходимо умение хорошо ориентироваться на листе бумаги, на плоскости.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети у которых тип психического развития характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом.

Дети с задержкой психического развития часто затрудняются в ориентировке в собственном теле, на вертикальной, горизонтальной плоскости, а также в определении середины листа, строки и клетки. Им часто бывает сложно определить середину листа, строки, клетки.

 Недоразвитие пространственных функций мозга (по мнению нейрофизиологов) приводят к трудностям в овладении чтением, письмом, математикой, нарушению грамматического строя речи.

Во время изучения данной проблемы, я выяснила, что при коррекции пространственных функций мозга педагоги предлагают ориентироваться сначала на листе бумаги, потом на строке и затем в крупной клеточке.

Работа по формированию оптико-постранственной ориентировки  состоит из следующих этапов, для усвоения которых используются, как правило, различные игры.

  1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела (слева справа, спереди-сзади, сверху-снизу), определение частей тела у товарища напротив.
  2. Ориентировка в окружающем пространстве (назови, что от тебя находится справа, что сзади и т.д.)
  3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами (что находится справа от стола и т.д).
  4. Обучение ориентировки на плоскости.
  5. Четвертый этап для детей является самым сложным, так как требует длительной концентрации внимания и усидчивости.

В представленной дефектологической практике продемонстрированы этапы формирования умения ориентировки на плоскости и листе в клетку.

В процессе урока детям были предложены задания на усвоение определенных навыков: умение находить стороны право-лево, направления вверх-вниз, находить и называть стороны, углы и середину листа, выполнять графический диктант по клеточкам.

 Основным критерием достижения поставленной цели на уроке (умение детей ориентироваться на листе в клетку)  являлось правильное выполнение обучающимися графического диктанта.

На более ранних этапах с детьми проводилась подготовительная работа по определению сторон, направлений, что обучающимися было продемонстрировано на уроке.

           Все предложенные задания строились по принципу поэтапного усложнения, наглядности, практичности, целесообразности и др., учитывалась возрастная и нозологическая группа детей.

Для поддержания продуктивности работы использовались здоровье сберегающие технологии в виде расслабления мышц глаз, активизации мышц пальцев рук, динамическая пауза.

 Учащимся в игровой форме предлагалось выполнить несколько заданий.

 Первое задание было направлено на определение детьми сторон право - лево.

Детям предлагалось разложить предметы в две группы по заданному признаку в соответствии со сторонами право-лево, в результате чего закреплялись названия сторон и умение распределять предметы по заданному признаку на две группы. Затем, это же задание было предложено выполнить в парах, с целью закрепления навыка и развития коммуникативных умений между детьми при работе в паре. Учитывались индивидуальные особенности детей, более слабому ребенку было предложено облегченное задание.

На каждом этапе детям предлагалось оценить свою выполненную работу с целью формирования самоконтроля и самооценки.

При выполнении второго задания детям было предложено определить верх и низ листа, тем самым соблюдая этапы формирования умения ориентироваться на листе бумаги.

Дети группировали предметы по заданному признаку, соблюдая условие их распределения (на верхнюю или нижнюю часть листа).

В процессе выполнения этого задания учащиеся закрепляли направления, а также активизировали словарный запас при объяснении назначения предметов изображенных на карточках.

Включение динамической паузы в урок, позволило организовать смену видов деятельности у детей, дало возможность ученикам отдохнуть, переключить внимание, поддерживать интерес и познавательную активность у детей, а яркий, узнаваемый, музыкальный видеоряд добавил детям положительных эмоций.

В третьем задании предлагалось определить углы, стороны, середину листа. Детям нужно было работать с интерактивной доской.

Часто дети с задержкой психического развития затрудняются работать у доски, стесняются. Использование электронных ресурсов и ИКТ вызывает у школьников интерес, что помогает детям в игровой форме освоить сложные навыки. Для того чтобы дети научились работать с электронной доской, предварительно проводятся обучающие занятия.

Четвертое задание предполагало применение на практике полученных ранее навыков. Детям предлагалось выполнить графический диктант, тем самым закрепить пройденный материал. Умение выполнять задания по клеткам, у многих детей с задержкой психического развития вызывает трудности, так как у них страдают процессы анализа и синтеза. Поэтапное обучение детей ориентировке на плоскости способствует более точному выполнению графического диктанта, умению ориентироваться на листе бумаги, соблюдать инструкцию.

На уроке применялся поисковый метод и метод решения проблемных ситуаций, которые позволяли детям проявлять инициативу, творчество, развивать мышление. Применение игровых методов помогают детям с задержкой психического развития осваивать материал в ненавязчивой форме, не вызывает негативных реакций.

Работа в парах и взаимопроверка развивает у детей коммуникативные способности, помогает научиться договариваться, оценивать свою и чужую работу, анализировать, делать выводы.

Умение называть и определять направления вверх-вниз, право-лево, является одним из важных этапов формирования у детей умения ориентироваться на листе бумаги, так как формирует базу для дальнейшей работы по ориентировке на листе бумаги.

Не менее важным является развитие взаимосвязи зрительного и двигательного анализатора. В ходе обучения дети раскладывают (сортируют) предметы, при этом закрепляя названия сторон.

Таким образом, представленная дефектологическая практика имеет практическую значимость, так как способствует формированию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку и развитию ориентировки на плоскости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)

Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)...

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Конспект дефектологического занятия по развитию математических представлений, 1 класс

Тема занятия: «Порядковый счёт в пределах 3 с опорой на наглядный материал»Цель: Закреплять умение пересчитывать предметы в пределах 3;Задачи: -вести порядковый счет; соотносит цифру с опр...

Дефектологическое представление

Дефектологическое представление...

Дефектологическое представление.

Дефектологическое представление на ребёнка  нужно учителю , логопеду, дефектологу для направление коррекционной работы с ним....

Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образо- вания

Сборник включает публикации участников Всероссийской (с международ-ным  участием)  научно-практической  конференции  «Актуальные  тенденции взаимодействия...

Описание опыта воспитательных практик

В описываем опыте воспитательной работы рассматриваются  разные методы и формы работы, направленные на формирование классного коллектива в начальной школе....