Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс.
рабочая программа

Волынец Любовь Анатольевна

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса "Основы духовно - нравственной культуры народов России" авторы Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_odnknr.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Планируемые результаты освоения  учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Личностные результаты:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты 

1.воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

3.формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5. формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

2.  Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Откуда на Русь пришло христианство ? Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.

Культурные и религиозные традиции мусульман России. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. 

Буддийская культура в России.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Музеи России. Восстановление  и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. 

Хранить память предков.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В мире культуры

3

1.

Величие многонациональной российской культуры

1

2-3

Человек – творец и носитель культуры

2

Нравственные ценности российского народа

15

4-5

«Береги землю родимую, как мать любимую».

2

6-7

Жизнь ратными подвигами полна.

2

8-9

В труде- красота человека.

2

10-11

 «Плод добрых трудов славен».

2

12-13

 Люди труда.

2

14-15

Бережное отношение к природе.

2

16-17-18

Семья - хранитель духовных ценностей.

3

Религия и культура

12

19-20-21

Роль религии в развитии культуры

3

22-23-24

Культурное наследие христианской Руси.

3

25-26

Культура ислама.

2

27-28

 Иудаизм и культура.

2

29-30

 Культурные традиции буддизма.

2

Как сохранить духовные ценности

2

 31

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

32

Хранить память предков.

1

Твой духовный мир

2

33

  Твой духовный мир.

1

34/35

Культура поведения человека

1/2

Итого

34/35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОДНКНР 5класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по учебнику Н,И. Ворожейкина, Д.В. Заяц...

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса

Рабочая программа комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Основы религиозных культур народов России) для 5 класса составлена на основе Программы курса к...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составленав соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

рабочая программа по ОДНКНР

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России...

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 классов 2023-2024 уч.г.

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР)  для 5—6 классов образовательных организаций...