«Увлекательный мир русского языка»
рабочая программа (3 класс)

Лазарева Ирина Юрьевна

Образовательная программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Увлекательный мир русского языка» для начальных классов создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».).

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность  превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

 Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

 Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Соловьевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО начальных классов

Протокол № 1 от  28 августа 2018 г.

Руководитель:___________

Руф Е. В.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

___________И.Ю. Лазарева

Протокол № 1 от  29 августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_________  Радионова Л. Ю.

 Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Увлекательный мир русского языка»

(общеинтеллектуальное направление)

 

Программа рассчитана на 1 год обучения

Кол-во часов в неделю – 0,5

Количество часов-17

                                 

                                                                       

Программа разработана

                                                                        учителем начальных классов

                                  Лазаревой И.Ю.

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Требования к результатам освоения обучающимися внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир русского языка»………………………………………….. ……………………………….10

3. Методы отслеживания результатов.…………………………………………12

4. Ресурсное обеспечение…………………………………………..…...............13

5. Учебно-тематический план………………………...……………………..….14

6 Содержание программы ………………………………………………………15

7. Календарно-тематическое планирование ……………………………...……17

8. Библиография…………………...……………………………………………..19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

                                                                          Русский народ создал язык яркий,

                                                                           как радуга после весеннего ливня,

                                                                           меткий, как стрелы, певучий и

                                                                          богатый, задушевный, как песня

                                                                          над колыбелью…

                                                                                                             Л. Н. Толстой

Образовательная программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Увлекательный мир русского языка» для начальных классов создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. « Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».).

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность  превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

 Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

 Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Увлекательный мир русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Увлекательный мир русского языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса.

В программе данного курса намечена интеграция не только русского языка с литературным чтением, но и с изобразительным искусством, что способствует развитию эстетической, творческой личности.

Важно отметить и то, что изобразительное искусство является одним из любимых видов деятельности учащихся начальной школы. Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Удивительный мир русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Одним из основных методов обучения будет являться проектный метод обучения. Внедрение его в учебный процесс является очень важным для начальной школы, так как при этом более полно реализуются задачи формирования и развития у учащихся:

-приёмов умственной деятельности младших школьников;

- мотивационной структуры личности;

-умений учебной деятельности, трудолюбия.

Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, формированию активной деятельности, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов.

Работа над проектами - это один из способов формирования общих учебных умений(универсальных учебных действий):

-организационных (регулятивных);

-интеллектуальных (познавательных);

-оценочных (личностных);

-коммуникативных

Кроме того, работа над проектами позволяет:

-обрести учениками ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости, и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;

- научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами- научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Программа позволяет реализовать актуальные и в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и  позволяют решать следующие задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  •  овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  • вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой личности.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

-занимательность;

- добровольности участия школьников,

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся;

-принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся, а также учащихся и родителей.

Данная программа позволяет показать учащимся, как разнообразен, увлекателен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Требования к результатам освоения обучающимися внеурочной  деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Удивительный мир русского языка».

Личностные результаты

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, проект);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные:

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарям.

                     Методы отслеживания результатов:

*использование методов специальной диагностики;

*наблюдение за детьми в процессе работы;

*беседы с родителями и детьми ;

* тестирование;

* выполнение и защита проектов;

*коллективные творческие работы.

После изучения каждой темы в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.

                                Ресурсное обеспечение.

Информационно-методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари

Учебно-тематический план

№ n/n

 Темы разделов

Количество часов

1

От «А» до «Я»

4 ч

2

«Секреты» словообразования

3 ч

3

Орфография

3 ч

4

Пунктуация. В мире знаков

2 ч

5

«Тайны» слова

3 ч

6

Уроки речевого творчества

1 ч

7

Экскурсии

1 ч

итого

17

                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел От «А» до «Я» (4 часа)

 Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков: различение гласных и согласных звуков, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Транскрипция. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского литературного языка. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги.

Раздел «Секреты» словообразования» (3 часа) расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

Раздел Орфография (3 часа)

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ

Раздел Пунктуация. В мире знаков. (2 часа) Данный раздел вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

Раздел «Тайны» слова (3 часа) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

Раздел «Уроки речевого творчества» (1 час) Рисование и составление рассказа на тему Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).

Раздел Экскурсии (1 час) Посещение библиотеки с целью привлечения учащихся к чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. Воспитать любовь к книге и сформировать  культуру чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

                                 Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

      Дата

  Примечание

Теор.

Факт.

Раздел От «А» до «Я».

4 ч

1 ч

3 ч

1

Введение. Игровое занятие. Удивительный мир фонетикиУдивительные невидимки. Звуки.

2

Поговорим о гласных и согласных звуках. Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.

3

Буквы в слове переставим – много новых слов составим

4

Звуки и буквы (Работа над проектом. Презентация проекта).

Раздел «Секреты» словообразования»   

3 ч

1 ч

 2 ч

5

Корень - родоначальник, или что такое словообразование?

06.11

6

Как разобрать и «собрать» слово? Рисуем однокоренные слова

20.11

7

Однокоренные слова (Работа над проектом. Презентация проекта)

Раздел «Орфография»

3 ч

1 ч

2 ч

8

Зоркий глаз. Орфограммы в словах. Ъ и Ь – помощники в словах

9

В стране сочетаний  ча-ща, чу-щу, жи-ши.

10

Эти интересные сочетания чк, чн, чт, щн

Раздел «Пунктуация. В мире знаков»

2 ч

1 ч

1 ч

11

О пользе знаков препинания.

С.Я. Маршак. Знаки препинания.

12

Рисуем знаки препинания

Раздел «Тайны» слова

3 ч

1 ч

2 ч

13

В стране синонимов. Игра «Лишнее слово»

14

К тайнам слова. Антонимы. «Составь словечко». Рисуем антонимы

15

Слова-друзья. Слова-спорщики. Словари и их роль в жизни человека. Работа со словарём.

Раздел «Уроки речевого творчества»

1 ч

1 ч

16

Эмоции и творчество. Сочинение и рисование на тему: «Мой друг».

Раздел Экскурсии

1 ч

1 ч

17

Экскурсия в библиотеку «Салат из сказок».

                                                   

 Библиография

  1. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  2. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  3. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  4. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  5. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  6. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  7. Мищенкова Л.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8-10лет. – Ярославль, Академия развития, 2009
  8. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы. Москва, «ВАКО», 2007
  9. Шибаев А.А. «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.

Литература для детей

1.  Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

2. Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Учебно - методическое пособие: предметная неделя "Загадка как интересная увлекательная игровая форма изучения русского языка"

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных об...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным?

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к ру...

Познавательные и увлекательные дополнительные разработки к уроку русского языка по теме "Приставки" - "Приставки - труженицы"

Очень люблю уроки русского языка. Хочу, чтобы изучаемый материал легко усваивался детьми. Поэтому дополнительный, с одной стороны, познавательный материал, а с другой - увлекательный,  с интересн...