ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности и включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи: - воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- разработка учебных, дидактических материалов.
- изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме;
- развитие творческих способностей;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
- исследование актуальности проблемы в рамках школы;
- изучение теоретических основ новой технологии;
- выявление наиболее приемлемых форм введения метода проектов;
- ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
- исследование результативности применения метода проектов;
- использование метода проектов в классно-урочной деятельности.
Актуальность В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она - Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Перечень вопросов по самообразованию: - изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат: - разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
- изучение и внедрение современных образовательных технологий
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- применение проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, что будет способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, публикации статьи по теме самообразования, выступления на родительских собраниях, участие в конкурсах. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) План самообразования разработан на 2018-2023 г. Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2018 – 2023 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение соответствующей литературы. Изучение ФГОС начального общего образования. | Прогностический | Определение этапов работы. Определение целей и задач темы. Составление плана работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2018 – 2023 год
| Работа по теме «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Участие в школьных семинарах, МО, педсоветах
| Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018 – 2023 год
| Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Выступление на ШМО «Проектная и исследовательская деятельность». Выступления на педагогических советах, МО. Участие в конкурсах, олимпиадах. Защита проектов учащимися на школьном уровне.
| Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2018 – 2023 год | Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Консультативная помощь учителям и учащимся. Выступление на родительском собрании. Публикация печатных работ в изданиях для учителей.
| Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018 – 2023 год | Анализ проделанной работы по проблеме. Представление опыта и публикация статьи в сборнике научно – практической конференции Развивающего обучения Публикация печатных работ в изданиях для учителей. |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных ов, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти и знаний, и где их искать? - Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Список использованной литературы: 1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010г. 2.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г. 3.Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006 г. 4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010. 5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010 6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004 7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. – М., 2010 8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010. 9. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/ 10. Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty
| |