Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности
материал

Выступление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская  деятельность младших школьников во внеурочное время" (из опыта работы во время учебной практики в школе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

    Составила: Кучалу М.А.,

учитель начальных классов

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность,  являющееся средством для  воспитания и развития  личности ребенка, его познавательных потребностей и развития творческих способностей.

    Учитывая важность внеурочной деятельности, учителями начальных классов Чибитской средней школы   разработаны программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов. Во время прохождения учебной практики в этой школе мною составлена программа «Твори, выдумывай», которая рассчитана  на 1 час в неделю в 4 классе.

Цель программы: создание условий для того, чтобы ученики успешно освоили основы исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности.

Слово проект в  с латинского языка переводится как "брошенный вперёд". Проектирование-процесс разработки и создания проекта. Он должен завершится практическим результатом - спектакль, экскурсия, схема, таблица, картина, книжка-малышка. При проекте ученик решает проблему взятую из жизни, важной для него.

Исследовательская работа - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Поиск информации, её обобщение, эксперимент, анализ полученных результатов, рефлексия.

    Для ученика  проект – это возможность творческой деятельности, которая  направлена на решение  для себя или группы детей проблемы.

Для учителя – это  дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе работы над проектом, руководить процессом, быть для ученика советчиком и координатором.

Реализуя проектную деятельность, я  распределяю задания между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик принял участие в выполнении хотя бы одного проекта.  Проектные работы выполняются как индивидуально, так и в парах, группах. В классе, в котором прохожу практику,  мы с учащимися завели специальные тетради, которые ребята приносят по пятницам, так как по расписанию в этот день проходит занятие "Твори, выдумывай" в рамках внеурочной деятельности. В тетрадях учащиеся записывают тему будущего проекта, его цели и задачи, оборудование и средства информации, которые им помогут в сборе материала. Далее ребята с помощью учителя делятся на  рабочие группы, пары или принимают решение работать самостоятельно и в течение недели работают над проектом.

Тематика проектов разнообразна. Это и социального характера «Профессии моих родителей», «Ырысту болорго меге не керек?» «Нет плохого, есть то, что тебя огорчает. Нет хорошего, есть то, что тебя радует», « Плюсы и минусы мобильного телефона», «Жевательная резинка. Жевать или не жевать?». Также связанные с экологией, природой родного края, с целью воспитания патриотизма и интереса к истории страны и родного края: «Волшебные слова на алтайском языке», «Эл-ойын – ол кандый байрам?», «Как ячмень превращается в талкан»

    На этих занятиях  также происходит защита проектов. Дети выступают перед классом рассказывают о своих целях и задачах, демонстрируют свою работу. Путём  тайного голосования выбирается лучший проект, победителю - грамота. Во время проведения в школе тематической акции «Здороье детей здоровье нации»,мы сребятами в классе реализовали проект на тему "Как ячмень превращается в талкан". Тема работы выбрана не случайно. Она является социально-значимым, так как  предмет исследования талкан - является  экологически чистым продуктом питания. Идет пропаганда здорового питания.

     Я считаю, что проекты и исследования в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно и необходимо. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников  развивает у детей самостоятельность, умение размышлять, опираясь на факты, делать выводы, умение работать в группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают, учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Каждое занятие у нас заканчивается тестами, которые состоят из трех-пяти вопросов и их обсуждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...