Упражнения для младших школьников
материал

Воробьева Александра Сергеевна

1. Упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания

2. упражнения на развитие творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Упражнения на развитие восприятия:

  1. Тренировка скорости и точности восприятия.

Постарайся как можно быстрее сосчитать:

а) Сколько раз встречается круг?

б) Сколько раз встречается квадрат?

в) Сколько раз встречается треугольник?

г) Сколько раз встречается ромб?

д) Сколько раз встречается прямоугольник?

http://ok-t.ru/studopedia/baza14/275324192594.files/image239.jpg

  1. Развитие восприятия формы предметов.

1) Определите, сколько на карточках треугольников.

2) Определите, сколько на карточках квадратов.

3) Определите, сколько на карточках кружков.

http://ok-t.ru/studopedia/baza14/275324192594.files/image261.jpghttp://ok-t.ru/studopedia/baza14/275324192594.files/image261.jpg

  1. Игра «ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА».

Играют две команды.

Каждая команда чертит для другой на доске 3 отрезка любой длины. Получив таким образом за­дание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.

Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки.

  1. Игра «что в свертке?».

Взрослый заранее готовит несколько свертков с предметами сложной формы. Ребенок, не развертывая предметов, должен попытаться назвать их.

  1. Игра «делим на части».

Взрослый готовит  полоску белой гладкой бумаги, а далее попросить ребенка разделить полоску, не сгибая, на 4 части. Затем взрослый просит, ребенка проверить правильность выполнения задания сгибанием листа. Если отметки ручкой и места сгибов совпадают, то восприятие величины сформировано хорошо. В другой раз можно предло­жить ребенку разделить полоску бумаги на 6 частей и т. д.


Упражнения на развитие памяти:

  1. Развитие слуховой памяти.

Упражнение «Повтори слова»

Очень простая и увлекательная игра «Повтори слова». Правила этой игры просты:

  1. Вы проговариваете слова для ребенка
  2. Ребенок слушает
  3. Задача ребенка назвать эти слова вслух, можно без определенной последовательности.

Упражнение «Распутай слово»

Ваша задача подготовить для ребенка предложения. Затем  проговорить их в разбросанном порядке. Задача игрока:  произнести в первоначальном виде (например, «Мама пошла в магазин» - «пошла, магазин, мама, в; «Степа не любит кашу по утрам» - не, кашу, утрам, любит, Степа, по)

  1. Развитие зрительной памяти

Упражнение «Чего не стало?»

  1. Вы берете любые предметы, очень интересно использовать предметы на какую-то тему.
  2. Раскладываете на столе (или другой поверхности) выбранные предметы в определённой последовательности.

Задача ребенка запомнить последовательность.

Потом вы, пока ребенок не видит, должны убрать какой-либо предмет или же поменять последовательность.

Задача ребенка вспомнить, как было.

Упражнение - игра «Фотограф»

Игра для большого количества людей.

Выбирается из всех участников один человек - он фотограф. Вы - как ведущий, расставляете детей в определенной последовательности. Фотограф запоминает последовательность игроков, а потом отворачивается. В то время, пока фотограф не видит, вы меняете последовательность участников. Они смогут сделать это сами.

Фотограф поворачивается. Его задача – вспомнить, кто в какой последовательности был.

  1. Кинетическая память.

Игровое упражнение «Волшебный мешок».

Здесь понадобится реквизит: мешок и предметы, которые находятся внутри. Задача ребенка закрытыми глазами доставать и называть предметы из мешочка, запоминая ощущения. А после - вспомнить максимальное количество предметов.

Упражнения на развитие внимания:

  1. Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

 «Не собьюсь»

Ребенку предлагается считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

(Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

  1. Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений «Летает – не летает».

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания «Составь слово»

Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

(Вариант 1: а, к,  с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.)

  1. Будь внимательным, правильно считай

Задание 1: сосчитай сначала маленькие буквы, а потом большие(

М и Р т О Т ю С К М ь б

З Щ е Ж и Ю с Я Ф Ц н Е

  1. Что изменилось?

https://ped-kopilka.ru/images/pam29.jpg



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие творческих способностей.

6 шляп

Цель: развитие креативности и ухода от стандартных, обыденных решений; развитие фантазии и способности смотреть на проблему с разных точек зрения.

Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.

Как действовать в соответствии с цветом шляпы.

Зеленая – (творчество) - поиск оригинальных, нестандартных решений.

Белая – (логика) - опираться на факты, имеющиеся данные.

Желтая – (оптимизм) - с вдохновением и энтузиазмом искать решение.

Черная – (пессимизм) - скептически относится к задаче.

Красная – (эмоции) - интуитивный подход.

Синяя – (философия) - объединить все предыдущие способы и сделать вывод.

Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.

Ряд ассоциаций

Цель: развитие креативного мышления.

Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных. (например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее.)  Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу. ( например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое.) Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.

Рисунок обеими руками

Цель: «включить» оба полушария мозга в работу.

 Для выполнения этого упражнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.

Важно не стараться сделать идеальную картинку, не зацикливаться на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.

Поиск противоположных предметов

Цель: формирование способности замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов; учить сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.

Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Игры и упражнения тренировочного характера, воздействующих на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Упражнения расчитаны на решение задач интелл...

Игры и упражнения для младших школьников во время классных часов

Привожу примерные задания, которые можно проводить во время классных часов...

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма.

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма....

Игры и упражнения для младших школьников

Игры и упражнения направлены на коррекцию и формирование коммуникативной культуры личности...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Упражнения для младших школьников при проведении профилактики дислексии

В презентации наглядно продемонстрированы упражения, которые необходимо выполнять как на занятиях, так и дома для профилактики дислексии у младших школьников...