Упражнения для развития навыков скорочтения у детей.
статья

Никулина Оксана Сергеевна

Данный материал содержит несколько приемов и упражнений, с помощью которых можно улучшить навыки чтения у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития навыков скорочтения у детей

Скорочтение называют навыком ХХI века, который позволяет усваивать и воспринимать тексты в разы быстрее обычного.

Как правило скорость чтения на русском языке у взрослых лежит в пределах 120 – 180 слов в минуту, но некоторые люди достигают  и более высоких скоростей, более 1000 слов в минуту.  Известно, что в прошлом многие великие ученые, писатели и политики владели навыком скорочтения: Альберт Эйнштейн, Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Максим Горький, Оноре де Бальзак. Список имен достаточно длинный.

Время, в котором каждую секунду появляется килобаты информации, заставляет нас научиться обрабатывать ее быстро. Очень быстро! А если человек обладает навыком скорочтения, то он умеет быстро находить и обрабатывать информацию,  благодаря этому есть возможность получить:

  • знания в любой сфере деятельности в несколько раз быстрее;
  • уверенность в завтрашнем дне;
  • усовершенствованный мозг;
  • и в дальнейшем карьерные перспективы.
  1.          Именно поэтому в наше время умением скоро читать стараются овладеть многие.
  2.          Обучение полноценному восприятию речи, беглому чтению у детей происходит большей частью в школе на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков — научить младших школьников читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова.
  1.          При обучении скорочтению учеников начальных классов важно развивать умения:
  1. концентрировать внимание

Из–за низкой концентрации внимания во время чтения ребенок ловит себя на мысли, что задумался о чем – то совсем другом и поэтому совершенно не понимает прочитанное. Вроде как ничего страшного, что во время чтения ребенок отвлекся. Но из – за этого ему приходится перечитывать несколько раз одно и то же. И это входит в привычку. Необходимо научить концентрироваться на читаемом. Концентрация внимания – это необходимое условие для повышения скорости чтения.

  1.  расширять поле периферического зрения

Во время чтения дети привыкают смотреть только на одно читаемое слово. А можно научиться видеть и читать сразу несколько слов, фраз и даже абзацев.

  1. подавлять привычки проговаривать текст

Привычка читать, проговаривая слова про себя, есть у всех. Изначально обучаясь, мы читаем вслух, задействуя свой речевой аппарат. Перейдя на чтение про себя, привычка произносить слова остается. И обычно ученики даже не подозревают, что можно научиться внутренне не проговаривать слова во время чтения. Только убрав эту привычку можно выйти на скорость 600 – 700 слов в минуту.

  1. усваивать важную информацию и выделять самое главное в прочитанном тексте

Привычка зацикливаться на понимании каждого слова не дает возможность уловить важное из содержания текста. Необходимо учить детей вычленять главное в прочитанном, стараться запоминать основные мысли, составляя в голове краткий план.

  1. думать быстрее.

         Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе следует направить сначала на развитие способности концентрировать внимание и увеличение объема прочитанной информации. Поэтому детей сначала обучают чтению по слогам, затем целыми словами, фразами, а потом уже предложениями с выражением, по которому можно понять смысл читаемого. Развивать это умение надо так, чтобы ребенок сразу видел предложение целиком. Это умение можно развивать с помощью различных упражнений:

1. «Активизация обоих полушарий». Чтение знакомого текста по абзацам попеременно левым, а потом правым глазом.

2. «Выделение главного». Сначала текст читается, а потом ребенку дается маркер для нахождения и выделения предложения, выражающего главную мысль.

3. «Называем цвет».  

а) Слова пишутся разными цветами, а потом читаются сначала все слова красного цвета, потом синего и так далее. Можно составить карточку так, чтобы из полученных слов получались предложения, чтобы потом еще поработать над смыслом прочитанного.

б) Написаны слова разным цветом, название цвета не соответствует цвету шрифта. Необходимо верно читать название цвета не обращая внимание на цвет букв. ( желтый, красный, зеленый) и т.д.

4. «Найди слово». Найди и прочитай на странице слова, которые начинаются на заданную букву. Можно искать предложения, в которых встречается заданное слово.

5. Отгадывание загадок.

6. «Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд  назад к тому, что уже прочитали, обязательно нужно следить пальцем или карандашом.

7. «Нестандартное чтение». Прочитать текст, перевернув страницу вверх ногами или слева направо (приготовив заранее карточки). Очень полезное упражнение  для формирования образа букв.

8. «Чтение чёрных букв». В ряде серых букв есть буквы выделенные черным жирным цветом, необходимо, не обращая внимание на серые буквы, прочесть слова. Так же для чтения можно предложить целые тексты, в которых нужно читать только черные буквы.

9. «Восстанови пропущенные буквы». Чтобы во время прочтения текста с пропусками букв в словах приходится держать в памяти ранее прочитанный текст.  Это хорошая тренировка не только для памяти, но и устранение таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляции.

10. «Таблицы Шульте» В таблице в квадратах написаны цифры. Ребенку необходимо назвать цифры от 1 и до 25 ( или в обратном порядке) как можно быстрее, указывая на них пальцем. Во время выполнения включен секундомер. Повторять данное упражнение нужно несколько раз, тем самым увеличивается темп.

  1. 11. «Скороговорки» Поначалу достаточно читать скороговорки вслух по несколько раз в день, стараясь это сделать как можно быстрее. Если ребенок не может произнести скороговорку не споткнувшись на трудновыговариваемых словосочетаниях, то во время чтения на этих же словосочетаниях ребенок споткнется. Поэтому нужно их просто прорабатывать, чтобы не только произносить на одном дыхании, но и читать молниеносно. Скороговорки не только полезны для повышения скорости чтения, но и для улучшения дикции. 
  1.       Не менее важным при скорочтении является громкость. Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством речи и имеет огромное значение для восприятия сообщаемой информации. Все высказывания можно произносить с разной громкостью. Эти изменения связаны со смыслом и значением речевого произведения и помогают раскрыть главную мысль высказывания.  В связи с этим необходимо расширить знания школьников об уместной или неуместной громкости речи в определенных ситуациях, формировать умения школьников использовать громкость в собственных устных высказываниях, практиковать сопоставительный анализ прочитанных произведений. Можно акцентировать внимание на том, что громкость речи помогает передавать наши чувства, выразить наше настроение, основную мысль высказывания.
  1.          Немаловажным фактором для скорого чтения является речевое дыхание. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Правильное распределение дыхания позволяет вырабатывать скорость чтения. Предложенный ряд простых дыхательных игр позволит научить делать правильный вдох носом, увеличивать объем легких за счет правильного распределения воздуха, делать правильный выдох. 
  2. 1. «Снежок» Понадобиться кусочек ваты, это будет снежинка. Ребенок изображает ветер, который гоняет снежинку по двору. Снежинка летает туда, куда дует ветер. Ребенок должен дуть на снежинку ртом, круглыми губами, плавно. А вдыхать при этом должен только через нос.

2.  «Самолетик» Сделанный из бумаги самолетик или бантик прикрепить на нитку. Ребенок дует на самолетик. Выдох должен быть как можно долгим.

3. «Змея» Полоску из салфетки приклеиваем на высунутый язык ребенка и просим дуть на язык так, чтобы салфетка заколыхалась как жало змеи.

4.  «Собачка»  Просят ребенка показать, как дышит собачка, когда ей жарко. Он должен высунуть язычок и быстро, шумно, отрывисто дышать. Выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

5. «Егорка» Ребенка просят набрать как можно больше воздуха и на выдохе считать Егорок как можно больше.

Уделяя по 10 – 15 минут в день таким занятиям и результат не заставит себя ждать!

Умение быстро и правильно читать —   одно из главных умений, которому следует уделить особое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что позволит приучить обучающихся к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...

"Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми"

Статья "Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми."...

«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Сборник игр и упражнений по коррекции навыков чтения у детей с ЗПР

Сборник составлен для оказания помощи детям 7-9 лет с ограниченными возможностями здоровья, учащимся общеобразовательных школ, испытывающих затруднения в чтении. Может использоваться в качестве развив...

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...

Мастер-класс «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»

Мастер-класс «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...