Методическая разработка "Исследование грамматического строя речи"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Методическая разработка «Исследование грамматического строя речи»

 

Составитель:  учитель  Пискленова Ирина Борисовна

 

Исследование грамматического строя речи включает в себя исследование словоизменения и словообразования.

 

1. Исследование словоизменения.

1. Задание: Исследование умения употреблять существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Материал: Образец: один – дом, а если их много, то это – дома (можно использовать картинки).

- один – стол, а много – это…

- один – стул, а много – это…

- одно – окно, а много – это…

- одно – зеркало,  а много – это …

- одно – ухо, а много – это…

- один – пень, а много – это…

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nsportal.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Исследование грамматического строя речи»

Составитель:  учитель  Пискленова Ирина Борисовна

Исследование грамматического строя речи включает в себя исследование словоизменения и словообразования.

1. Исследование словоизменения.

1. Задание: Исследование умения употреблять существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Материал: Образец: один – дом, а если их много, то это – дома (можно использовать картинки).

- один – стол, а много – это…

- один – стул, а много – это…

- одно – окно, а много – это…

- одно – зеркало,  а много – это …

- одно – ухо, а много – это…

- один – пень, а много – это…

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Материал: Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

- один – стол, а много (чего?) – …

- один – стул, а много (чего?) –  …

- одно – окно, а много (чего?) – …

- одно – зеркало,  а много (чего?) – …

- одно – ухо, а много (чего?) – …

- один – пень, а много (чего?) - …

Оценка результатов: 3 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – после указания  учителя  исправление отдельных ошибок; 1 балл – многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, т.е. в оперировании морфологическими нормами языка; 0 баллов – правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.

2. Задание: Исследование умения употреблять предложно-падежные   конструкции.

Материал: картинки с изображением двух предметов в различных пространственных отношениях: кота и стола (кот на столе, кот под столом, кот перед столом, кот за столом, кот над столом, кот у стола, кот около стола).

Инструкция: «Я сейчас тебе покажу картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рассмотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к столу. Например: «Мяч на столе». После этого перед учеником кладут картинку. В случае затруднения учащемуся дается несколько вариантов ответа, из которых он должен был выбрать правильный.

Оценка результатов:

3 балла – отсутствие затруднений при составлении предложно-падежных конструкций; 2 балла – затруднение в построении сложных предложно-падежных конструкций, помощь учителя позволяет выполнить задание до конца; 1 балл – стойкие ошибки, как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, значительная помощь учителя; 0 баллов – отдельные правильные ответы, помощь учителя неэффективна.

3. Задание: Исследование умения согласовать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе.

Материал: картинки с изображением голубой майки, голубого шарфа, голубого ведра, голубых бабочек.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы, указав их цвет».

Оценка результатов:

3 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – самостоятельное или после указания учителя исправление отдельных ошибок; 1 балл – многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ; 0 баллов – правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.

4. Задание: Исследование умения дифференцировать глаголы единственного числа и множественного.

Материал: картинки с изображением девочки, катающейся на коньках; детей катающихся на коньках; мальчика, едущего на санках;  мальчиков,  едущих на санках; мальчика,  несущего книгу; детей, несущих книги.

Инструкция: «Рассмотри картинки и назови, что на них нарисовано (что происходит)».

Оценка результатов:

3 балла – дифференциация не вызывает затруднений; 2 балла – ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; 1 балл – затруднения в выполнении задания, но интенсивная помощь учителя позволяет выполнить работу до конца; 0 баллов – неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.

5. Задание: Исследование умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Материал: парные картинки: мама моет посуду - мама вымыла посуду; мальчик рисует картину - мальчик нарисовал картину; девочка собирает цветы - девочка собрала цветы.

Инструкция: «Рассмотри пары картинок и назови, что изображено на одной, а затем на другой картинке».

Оценка результатов:

3 балла – дифференциация не вызывает затруднений; 2 балла – ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; 1 балл – затруднения в выполнении задания, но интенсивная помощь учителя  позволяет выполнить работу до конца; 0 баллов – неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.

6. Задание: Исследование умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.

Материал: картинки, изображающие упавшее полотенце, упавшего мальчика, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце, перевернутые санки.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них изображено».

Оценка результатов:

3 балла – дифференциация не вызывает затруднений; 2 балла – ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; 1 балл – в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действия, систематические ошибки, интенсивная помощь учителя позволяет выполнить работу до конца; 0 баллов – неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.

2. Исследование словообразования.

  1. Задание: Образование уменьшительной формы существительного.

Материал: Слова.

Инструкция:

Назови ласково предметы, которые я буду перечислять».

 Образец: «Большой – мяч, а маленький – это мячик».

Стул - …, стол - …, дом - …, ковер - …, дерево -…

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма; 0 баллов – задание не выполнено.

2. Задание: Образование глаголов с помощью приставок.

Материал: Слова. Образец: мальчик читает – мальчик (что сделает?) прочитает.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

мальчик играет – …, мальчик несет – …, мальчик рисует – ….

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма; 0 баллов – задание не выполнено.

2. Задание: Образование прилагательных от существительных.

А. Относительных:

Материал: Слова. Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

  • Шляпа из соломы – она …
  • Кисель из клюквы – он …
  • Горка изо льда – она …
  • Салат из моркови – он …
  • Варенье из вишни – оно …
  • Суп из грибов – он …
  • Варенье из яблок – оно …
  • Варенье из черники – оно …
  • Лист дуба – он …

Б. Качественных:

Материал: Слова. Образец: лису за хитрость называют хитрой.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

  • Волка за жадность называют …
  • Зайца за трусость называют …
  • Медведя за силу называют …
  • Льва за смелость называют …

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

  • Если днем мороз, то день –  …
  • Если днем солнце, то день –  …
  • Если днем снег, то день –  …
  • Если днем дождь, то день –   …
  • Если днем ветер, то день –  …

В. Притяжательных:

Материал: Слова. Образец: «У собаки лапа - собачья, а у лисы лапа - …..».

Инструкция: «Назови слова по образцу».

Хвост кошки – …, ухо медведя – …, глаза зайца – …., нос лисы – …, гнездо орла – …, клюв птицы – …, ружье охотника – ….

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма (единичные варианты); 0 баллов - задание не выполнено.

 Задание: Исследование умения образовывать названия детенышей животных.

Материал: Слова. Образец: «У кошки – котята, а у утки -  …»

Инструкция: «Назови слова по образцу».

У козы – …; у лисы – …; у волка – …; у утки – …, у льва - …; у овцы – …; у курицы – …, у собаки – …; у коровы – …; у свиньи – …

Оценка результатов:

3 балла правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма; 0 баллов – задание не выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Методическая разработка "Обследование лексико-грамматического строя речи"

Представленная в форме презентации методическая разработка отображает основные направления, по которым ведется обследование лексико-грамматического строя речи дошкольников....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...