«Ритмическая разминка на занятиях в системе дополнительного образования»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В данной методической разработке представлены упражнения и приемы для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста. Такие технологии оказывают благотворное развивающее и здоровьесозидающее влияние на организм обучающихся: укрепляется мышечная система, улучшается внимание, гармонизируется психологическое состояние. Ритмическая разминка имеет универсальное значение для сценических художественных направлений системы дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 202105_nurmuhametova_ritm_tekst.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Ритмическая разминка на занятиях в системе дополнительного образования»

(Упражнения для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста)

Автор-составитель:

Нурмухаметова Виктория Леонидовна,
педагог дополнительного образования.

Что такое ритм?

Ритм (лат. rhythmus - течь, стремиться, устремляться) - последовательность длительностей, образуемая чередованием акцентов и пауз. Равномерное чередование каких-нибудь элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии. В широком смысле - это любое «течение» длительностей, поделённое либо не поделённое на регулярные (периодические, повторяющиеся) временные отрезки.

Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года, приливы и отливы. Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

Еще в начале 20 века композитор Эмиль Жак-Далькроз обратил внимание на то, что ученики, которым он преподавал сольфеджио, и которым трудно было воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. Результатом явилась система музыкально-ритмического воспитания. Метод заключается в развитии чувства ритма, в развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.

В классической индийской музыке Картанака сохранилась уникальная система практического использования ритма:

  • отбивание ритма рукой во время исполнения музыкальных и танцевальных произведений,
  • пропевание различных вариантов ритма на разных скоростях,
  • базовые ритмические проговоры, позволяющие легко запомнить ритмический рисунок.

За что отвечает чувство ритма у человека?

Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется, развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Дети быстрее усваивают информацию, а значит, более успешны в учёбе. Они выразительно рассказывают стихи и читают.

Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.

Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика.

Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей.

Музыкально-ритмические упражнения – это универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Музыкально–ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец дают определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки).

Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности.

Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.

Подвижные музыкальные игры, имеют мощный лечебный фактор, помогают решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижают состояние психического дискомфорта.

Благодаря музыкально-подвижным играм дети освобождаются от страха, агрессии.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры! Игра помогает ребенку в жизни, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Подойдут любые детские стихотворения, детские песни, инструментальная музыка.

Я предлагаю простые упражнения, которые я использую на своих занятиях, эти упражнения могут использовать на своих занятиях педагоги театральной студии, хореографии.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

«Дружные ребята»

Слова: «Я и мои друзья» дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.

На слово «Я» дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова «мои» и «друзья» выполняют два хлопка в ладоши, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — «Я» и двух коротких «мои друзья».

Когда ритм освоен, дети хлопают «мои друзья». Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно усложнить, включая мелодию польки.

«Мы пойдем направо»

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко.

“Мы пойдём сначала вправо”- дети двигаются по кругу, взявшись за руки

“Раз-два-три”- три хлопка

“А потом пойдём налево”-идут налево

“Раз-два-три”- три хлопка

“А потом мы соберёмся”- идут к центру

“Раз-два-три”- три хлопка

“А потом мы разойдемся”- идут от центра

“Раз-два-три”- хлопки
“А потом мы все присядем”- приседают

раз - два- три”- хлопки

“А потом мы все привстанем”- Встают

“Раз-два-три”- хлопки

“А потом мы повернёмся”- поворачиваются на месте

“Раз-два-три”- хлопки

“И друг другу улыбнёмся” улыбаются

“Раз-два-три” – хлопки.

«Хлопай — топай»

Выбирается музыкальное произведение с четким ритмом в размере 4/4.

Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.

«Потанцуем!» Полька «Ладошки»

Дети стоят по кругу парами, лицом друг к другу, держась за руки. Движения исполняются под музыку польки размер 2/4.

Для удобства выполнения фигур счет в танце:1 такт 1-2, 2 такт: 3-4, 3такт: 5-6, 4 такт: 7-8.

На 8 счетов делаем галопы по кругу. Далее на 4 счета прыжок и хлопок по ладоням делает тот, кто стоит лицом в центр круга, далее на 4 счета прыжок и хлопок по ладоням делает тот, кто стоит спиной в центр круга.

«Мокрые котята»

Цель: умение снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырёх «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«Не ошибись»

Сначала задание выполняют под счет, а затем под музыку.

Учащиеся стоят по кругу, лицом к центру, по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, подъем на полупальцы. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп. Например, начинаем делать упражнения под мелодии 50 тактов/мин, потом 55 тактов, потом 60 тактов в минуту.

Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.

«Веселая четверка»

Движения выполняются под веселую музыку размером 4/4. Дети отмечают ритм мелодии хлопками в ладоши, хлопками по бедрам над коленями или притопами.

Например: на «раз-два» — хлопки, на «три-четыре» — притопы.

Или: на «раз-два» — пауза, на «три-четыре» — шлепаем по коленям.

Или: мальчики на «раз-два» — хлопают, девочки на «три- четыре» — шлепают по коленям, затем меняются ролями.

Или: одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.

Темп может постепенно ускоряться.

Стихи и хлопки

Например, ребёнок хлопает в ладоши на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Для первоклассников подойдет данное стихотворение, и на каждый слог «бум» дети делают хлопок в ладоши. Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами —

Бум-бум-бум! —

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

«Телеграмма»

Педагог читает слова, а дети простукивают ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

Дятел сел на толстый сук – туки-туки, туки-тук,

Всем друзьям своим на юг – туки-туки, туки-тук,

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-туки-ток,

Что весна уже идет – туки-туки-туки-ток,

Что растаял снег вокруг – туки-туки, туки-тук,

Что подснежники цветут – туки-туки, туки-тук,

Дятел зиму зимовал – туки-туки, туки-тук,

В жарких странах не бывал – туки-туки, туки-тук,

И понятно почему – туки-туки, туки-тук,

Скучно дятлу одному – туки-туки, туки-тук.

Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети хлопают в ладоши

в убыстряющемся темпе.)

«Узнай свою музыку».

Цель игры: Развитие внимания и знание жанров музыки.

Учащиеся делятся на три команды и выстраиваются в три колонны за капитаном. Каждой команде будет дана определенная музыка (ча-ча-ча, полька, вальс) и они прослушивают ее. Затем учитель включает одну из этих мелодий и, команда, чья эта мелодия должна двигаться вперед под ритм этой мелодии. И так несколько раз.

«Большая прогулка».

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Педагог показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру – соседу. Затем движения выполняются в музыку.

«Веселый поезд».

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за пояс или плечи соседа), педагог впереди всех – ведущий. Звучит музыка, все начинают двигаться за ведущим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется ведущий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: ведущий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), ведущий уходит в конец змейки, а новым ведущим становится следующий за ним ученик.

«Танец природы».

Цель: координация движений, воображения, чувство танцевального пространства.

Ход игры: Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании – группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему, например, танец восхода солнца, танец морской волны, (облака, звезды, огня, фонтана).

Каждая команда по очереди показывает свой танец.

Танец без музыки.

Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.

Ход игры: Дети становятся в круг, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например, дождь, водопад, ветер. Дети в круге в определенном ритме хлопают, щелкают, топают, дуют, напевают, кружатся, подпрыгивают, и т.д.

Задача того, кто стоит в круге – почувствовать и передать в танце то состояние, которое ему задают.

«Ритм по кругу». 

Дети становятся (садятся) полукругом. Педагог отстукивает ритм мелодии, например вальс. Дети внимательно слушают и по команде педагога его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды педагога «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение или усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.

Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например? Тихие (слабый удар) и громкие (сильный удар).

«Отхлопай»

Ритмические импровизации.

Дети стоят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Поделитесь на 2 части в группе или с напарником. Один хлопает только 1 долю, а второй — все 4. Затем поменяйтесь.

То же самое, только теперь один хлопает только 1 и 3 долю, второй — 2 и 4.

Перемена ритма

По сигналу педагога дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Упражнения состоят из хлопков в ладоши и шагов.

Упражнение № 1. Хлопки на каждую четверть.

1 такт: "раз" - хлопок; "и" - пауза; "два" - хлопок; "и" - пауза и т. д,

Упражнение №2. Хлопок на первую четверть такта.

1 такт: "раз" - хлопок; "два" - пауза и т. д.

Упражнение № 3. Хлопки на каждую восьмую долю такта.

1 такт: "раз" - хлопок; "и" – хлопок, "два" - хлопок; "и" - хлопок и т. д.

Упражнение №4. Хлопки с паузой.

1 такт: "раз" - хлопок; "и" - хлопок; "2" - хлопок; "и" - пауза и т. д.

В предложенных упражнениях хлопки можно заменить шагами или исполнить одновременно с шагами на месте или с продвижением.

Упражнение №5. Синкопированные хлопки.

1 такт: "раз" - пауза; "и" - хлопок; "два" - пауза; "и" - хлопок и т. д.

Упражнение №6. Шаги с хлопками.

1 такт: "раз" - шаг правой ногой; "и" - хлопок; "два" - шаг левой ногой; "и" - хлопок и т. д. Шаги исполняются на месте, вперед или назад.

Полезно включить в тренировочные занятия различные упражнения, где смена ритмического рисунка происходила бы одновременно с различными перестроениями на площадке.

Упражнение «Слушай сильную долю»

После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. Музыка медленного вальса, размер 3/4. На сильную долю "раз" дети хлопают в ладоши, на "два", "три" делают притопы.

Упражнение «Найди пару»

Исходное положение: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

«Шла весёлая собака».

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.

Ход игры:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

«Колокола и колокольчики».

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол – хлопок над головой на «раз», на «два» – пауза. Маленькие колокольчики – руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого уха.

Ритмическая игра «Эхо» 

развивает точность слухового восприятия, быстроту реакций, память и чувство формы.

Игра заключается в следующем: учитель прохлопывает ритмическую последовательность, которую дети должны затем правильно повторить, не нарушая общего движения. В том случае, если не все дети умели точно повторить ритм, учитель его повторяет снова. Необходимо, чтобы вначале ритмические последовательности были простыми, темп медленный, показ учителя выразительный.

Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Упражнения с хлопками в ладоши и притопами.
  • Импровизации.

Результат:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • эмоциональная стабильность ребенка;
  • повышение уровня речевого развития, чувства ритма, памяти, музыкального слуха.
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Список использованной литературы.

1. Анисимова. Г. И. 100 музыкальных игр для развития школьников, Ярославль: Академия развития, 2008

2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. //СанктПетербург, 2000г.

4. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм / Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. // Изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2003г.

5. Кис С. В. Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования,. 2008

6. Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 163 с.

7. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Конспект открытого занятия в системе дополнительного образования "Зимний лес. Пейзаж. Гуашь"

Конспект открытого занятия по изобразительному искусству в системе дополнительного образования - кружок....

Система дополнительного образования гимназии - пространство персонального (вариативного) образования для самореализации личности детей и взрослых

В презентации представлен опыт создания системы дополнительного образовавния в общеобразовательном учреждении через организацию дополнительного образования, внеурочной деятельности, платных дополнител...

Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования

Краткая аннотацияСтатья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы...

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования...

«Анализ и самоанализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей»

laquo;Анализ и самоанализ учебного  занятия в   системе дополнительного образования детей»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...