Публикация "Актуальность мнемотехники для младших школьников"
статья

Золотова Наталья Вячеславовна

Задания для развития памяти

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование метода мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста»

Золотова Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ с.Карловка»


Мнемотехника-искусство запоминания

    В этом учебном году ко мне пришли ученики, которые не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе литературных произведений, запоминании словарных слов. Поэтому я приняла решение искать формы, методы, приёмы и пути совершенствования орфографического навыка и развития связной речи учащихся. Для достижения эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Тема опыта работы: «Использование метода мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста».

Слова “мнемотехникаи “мнемоникаобозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания.

 Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным

 Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

 Изучив данный приём, я поставила перед собой цельиспользовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Считаю, что данная работа будет:

  • Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  • Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления; развитие связной устной речи.

Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихотворений и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. При использовании приёма мнемотехники на уроке дети активно помогают в составлении таблиц, придумывании различных образов, иногда получаются такие смешные, нелепые рисунки, которые запоминаются намного лучше.

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся мнемонический приём - ассоциации, который облегчает запоминание правильного написания слов из словаря. Ребенок пишет это слово, а трудную букву в нем изображает в забавном виде. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количествуУспешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания

Чтобы запомнить написание слов с одинаковой непроверяемой гласной, можно объединить их в группы и сочинить стихотворение. Что общего в словах быстро весело скоро? На конце пишется буква “о”. Найдите эти слова в стихотворении:

Быстро, весело, скоро, легко. Все ребята надели пальто.

Выучив его, вы облегчите себе запоминание этих слов. Какие еще словарные слова встретились? (ребята, пальто) В каком из этих слов есть буква “ов конце? Верно, в слове “пальто”.

Чтобы запомнить непроверяемую гласную в слове заяц, можно вспомнить сказку «Заяц-хваста», как он хвастался и повторял Я, Я, Япоэтому и пишется в слове буква Я.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и приёма ассоциации мне уже удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, писать небольшие рассказы;
  • увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  • эффективнее запоминаются словарные слова;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Работая с приемами мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего.


Литература

  1. Полянская Т.Б. « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.: «Детство-Пресс», 2009г.
  2. Шипчина Светлана Александровна « Использование приёмов мнемотехники при коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».
  3. Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету - http://festival.1september


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...

«Развитие связной речи у младших школьников с ЗПР средствами приемов мнемотехники».

Нарушения речи у учащихся с ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Многим обучающимся присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное п...

Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством мнемотехники

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. В младшем школьном возрасте познавательная деятельность является одной и...