Консультация для родителей на тему: «Принцип терапии песком»
консультация (3 класс)

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_terapii_peskom.docx19.72 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uprazhneniya_kotorye_pomogayut.doc1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Консультация для родителей

 на тему:

«Принцип терапии песком»

Составила:

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Педагог-психолог, отделения психолого-педагогической реабилитации

I квалификационной категории

2017 г.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой - водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице мы используем следующее оборудование:

Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и эго позволяет охватывать ею взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны. - словом, все что может использовано в песочных играх. Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями - с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то чего не боится. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Например:

«... - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним... Опустим в песочек руки... Что ты чувствуешь, песок какой? Теплый или прохладный, мокрый или сухой гладкий или шершавый'! А теперь поверх и ладошки вверх, правой, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой... »

Следующий шаг. который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении. 'Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: пропускать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря. горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так. постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок» «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональнее состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно: разделить на 3 типа;

- совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки;

- проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в нее предметов с их последующим извлечением;

- организация сюжетов, создание композиции.

Работа с песочницей позволят создавать новые образы и не требует специальных умений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию на тему "Принципы позитивного воспитания"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений. Формирование толерантности в семье.Задачи:психологическое просвещение.воспитание культуры взаимоотношений в семье.Тип собрания: информационно-про...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Принцип построения формы «рондо»

урок музыки  в 3 классе "Принцип построения формы «рондо»"УМК «Школа 2100».Музыка Учебник  для 3 класса  общеобразовательных  учреждений.Авторы: В.О.Усачева, Л.В.ШколярБАЛАСС Москв...

Доклад по теме:«Принципы отбора лексики на уроках развития речи для младших школьников с ОВЗ по слуху»

Содержание словарной работы определено программой, но также диктуется тем дидактическим материалом, который дан в учебниках и частично обеспечивается учителем. Так как систематическое накопление и зак...

Статья на тему: "Принципы, содержание и средства обучения математике в начальной школе"

Принципы, содержание и средства обучения математике в начальной школе...

Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"

Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения....

Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"

Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми....