Статья "Идеи интеграции в педагогике"
статья

Семёнова Ольга Анатольевна

Статья "Идеи интеграции в педагогике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеи интеграции в современной педагогике.

Центральным звеном  системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, образовательные учреждения интернатного типа и т.д.

Главными задачами, общеобразовательных учебных заведений, согласно Закону Российской Федерации «Об Образовании»[1], являются создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формирования мировоззрения на научной основе, освоением учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Интенсивно идущие процессы интеграции в системе образования выражены, прежде всего, в междисциплинарном взаимодействии, в объединении учебных предметов в укрупнённые блоки образовательных областей, в расширении объёма интегрированных курсов, изучаемых в школе. Так в системе основного общего образования выделены образовательные области: «Филология», объединяющая русский язык, литературу, иностранные языки; «Обществознание», включающая в себя историю, обществознание и географию; «Естествознание», имеющая в составе физику, химию, биологию и так далее.

Переход отечественных школ на новый "Базисный учебный план" с 1993г. способствовал возможности осуществления межпредметной интеграции в образовательном процессе. В "Базисном учебном плане" были определены не предметы, а образовательные области, которые, в свою очередь, включали ряд предметов родственных друг другу и могли стать основой межпредметной интеграции. Появившееся понятие "образовательной области" дало возможность говорить и о "предметной области".

В соответствии с принятой точкой зрения, предмет ограничен строгими рамками, предметная же область включает и такое содержание данного предмета, которое расположено в рамках другого предмета.                                                    

Образовательные и входящие в них предметные области находятся в различной степени удаленности друг от друга, в зависимости от характера содержания. Исходя из этого, в дидактике выделяют виды межпредметной интеграции, которые могут быть охарактеризованы как[2]:

-ближняя межпредметная интеграция. Речь идет об интеграции предметных областей, входящих в одну образовательную область.

-средняя межпредметная интеграция. Мыслится как интеграция предметных областей, находящихся в близлежащих образовательных областях, а также как интеграция близлежащих образовательных областей.

-дальняя межпредметная интеграция. Под дальней межпредметной интеграцией понимается интеграция взаимно - удаленных предметных, а также образовательных областей.

Виды межпредметной интеграции носят объективный характер и целиком зависят от содержания. Уровни интеграции отражают качественный аспект межпредметной интеграции и поэтому являются непостоянной величиной. В зависимости от дидактических задач, стоящих перед учебным процессом, выделяют

4 уровня интеграции:

-нулевой уровень межпредметной интеграции. При наличии всех условий для интеграции, тем не менее, она не осуществляется,

-минимальный уровень межпредметной интеграции. Это уровень традиционных межпредметных связей;

-промежуточный (средний) уровень межпредметной интеграции. Характеризуется значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания, не приводящим к новому содержанию.

-глубокий уровень межпредметной интеграции. Это уровень, при котором происходит взаимослияние разнохарактерного содержания значительного объема и создание нового содержания. В данном случае интеграция происходит на уровне образовательных областей.

Таким образом, можно говорить о том, что содержание практически всех предметных областей обладает интегративными свойствами.

Содержание предметных областей, на основе интегративных свойств, обладает способностью вступать в интегративную связь, т.е. сливаться с содержанием других предметов.

Виды интегративных связей могут быть прямые и обратные, в зависимости от направленности.

1.Прямая связь наблюдается при интеграции двух предметов, когда один из них выступает основой межпредметной интеграции (к примеру, изучение истории на литературной основе).

2.Обратную связь можно показать на примере этих же дисциплин, но уже литература будет изучаться на исторической основе. В данном случае по отношению к истории будет осуществляться обратная связь, а по отношению к литературе - прямая.

В зависимости от пространственного расположения интеграционные связи можно разделить на горизонтальные и вертикальные.         

I .Горизонтальная связь осуществляется, когда интегрируемые предметы изучаются одновременно.

2.Вертикальную связь можно наблюдать, если интегрируемые предметы изучаются в разных временных рамках. В таком случае целесообразно для осуществления межпредметной интеграции или вернуться назад, или уйти вперед, осуществить межпредметное опережение.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, выделяемые Б.Т. Лихачевым:

«- общеобразовательный характер учебного материала,

  • гражданская гуманистическая направленность содержания,

связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе,

- основообразующий и системообразующий характер учебного        материала,

- интегративность изучаемых курсов,

- развивающий характер материала,

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования,

- взаимозависимость и взаимообусловленность смежных предметов,

  • эстетические аспекты содержания образования.

Принципы формирования содержания из области искусства

- принцип единства идейного содержания и художественной формы

- принцип гармоничного культурного развития личности

- принцип идейной общности и взаимосвязи искусств

- принцип учета возрастных особенностей"[3].

Культурологическое образование становится необходимым элементом, ведущей линией в современном образовании, процессе, который способствует воплощению данных принципов содержания образования на практике.

Культурология выполняет интегрирующую роль в системе образования, объединяющую все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Общими целями преподавания культурологических дисциплин являются:

- введение учащихся в "пространство" мировой  и отечественной культуры,

- практическая интериоризация культурного опыта поколений в духовный мир ребенка.

Задачами культурологического образования в целом являются:

  • становление нового глобального взгляда на историю человека как творца и творения культуры,

-формирование способности анализировать современную культурную ситуацию, осознать собственную культурную идентичность, найти свое место и дело в культуротворчестве новой России.[4]

  В настоящее время над проблемой целостного подхода к процессу обучения работают множество исследователей.

 Юсов Б.П.  в своей концепции полихудожественного развития  выделяет четыре типа взаимодействия искусств:

1. Межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана.

2. Сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможности художественного восприятия для желающих.

3. Преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства.

4. Комплексный   подход   к   полихудожественному   воспитанию школьников, который характеризуется определенно мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе.

И.А. Химик предлагает  метод преподавания мировой художественной культуры, который предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, социологией, психологией, искусствоведением и другими науками.

Педагогическая наука и практика, в том числе и предметные методики, накопили определённый опыт в области интеграции образования.

В последние два десятилетия в дидактике разработаны теоретические основы межпредметных связей в обучении (И.Д. Зверев, В.Н.Максимова, Г.Ф. Федорец и др.). Конкретные механизмы их реализации отрабатывались в предметных методиках. Межпредметные связи стали активно использоваться в обучении для межпредметной интеграции знаний в качестве нё средства и механизма. Они явились необходимыми теоретическими основаниями для построения современных программ и учебников, для повышения теоретического и системного уровня содержания образования.

Важным условием интеграции в образовании как закономерной тенденции его развития является методологическая проработанность единства интеграции и синтеза знаний и опыта разных научных областей.

Интеграция предполагает объединение в целостное единство разных научных, а , следовательно, и образовательных областей и их образовательных процессов. Это единство обеспечивается общими идеями, целями и принципами образования, а также определёнными механизмами интеграции. Одним из них является установление межпредметных связей. Следующий этап интеграции – синтез знаний и действий, который переводит их на уровень нового качества, создавая основу для образования новых интегративных областей знаний.

Основным механизмом интеграции является сравнительный анализ, межпредметные связи и обобщение, а синтеза – сведение данных интеграции в единое целое и их категориальный синтез.

Активно идущая интеграция науки и образования ставит и перед частными методиками обучения ряд новых вопросов, связанных с разработкой современной  методологии  и общей теории предметного обучения, как результатов междисциплинарной интеграции.

В русле решения вопросов интеграции уже в 90-е годы прошлого столетия в методической науке остро встал вопрос о выявлении единой методологии предметных методик (Извозчиков В.А. и др.), а позже и о возможности создания общей теории или метатеории методики (Извозчиков и др.)

Большие надежды по интеграции школьных предметов и предметных методик в решении современных целей общего образования возлагаются на метаметодику.

Становление и развитие метаметодики  в настоящее время интенсивно осуществляется в институте общего образования РГПУ им. А.И.Герцена.


[1]1 Ст.9 Закон Российской Федерации «Об Образовании». Москва, АСТ, Астрель, 2001 стр.12

[2] В.Т. Фоменко, К.Ю. Колесин, И.С. Дышлюк. Содержание исторического образования как фактор межпредметной интеграции в школе. Ростов- на Дону, РГПУ, 2001 с. 14

[3] Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого, с.216-217.

[4] Культурологическое образование. СПб., РГПУ.,1998,с3.



Предварительный просмотр:

Идеи интеграции в современной педагогике.

Центральным звеном  системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, образовательные учреждения интернатного типа и т.д.

Главными задачами, общеобразовательных учебных заведений, согласно Закону Российской Федерации «Об Образовании»[1], являются создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формирования мировоззрения на научной основе, освоением учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Интенсивно идущие процессы интеграции в системе образования выражены, прежде всего, в междисциплинарном взаимодействии, в объединении учебных предметов в укрупнённые блоки образовательных областей, в расширении объёма интегрированных курсов, изучаемых в школе. Так в системе основного общего образования выделены образовательные области: «Филология», объединяющая русский язык, литературу, иностранные языки; «Обществознание», включающая в себя историю, обществознание и географию; «Естествознание», имеющая в составе физику, химию, биологию и так далее.

Переход отечественных школ на новый "Базисный учебный план" с 1993г. способствовал возможности осуществления межпредметной интеграции в образовательном процессе. В "Базисном учебном плане" были определены не предметы, а образовательные области, которые, в свою очередь, включали ряд предметов родственных друг другу и могли стать основой межпредметной интеграции. Появившееся понятие "образовательной области" дало возможность говорить и о "предметной области".

В соответствии с принятой точкой зрения, предмет ограничен строгими рамками, предметная же область включает и такое содержание данного предмета, которое расположено в рамках другого предмета.                                                    

Образовательные и входящие в них предметные области находятся в различной степени удаленности друг от друга, в зависимости от характера содержания. Исходя из этого, в дидактике выделяют виды межпредметной интеграции, которые могут быть охарактеризованы как[2]:

-ближняя межпредметная интеграция. Речь идет об интеграции предметных областей, входящих в одну образовательную область.

-средняя межпредметная интеграция. Мыслится как интеграция предметных областей, находящихся в близлежащих образовательных областях, а также как интеграция близлежащих образовательных областей.

-дальняя межпредметная интеграция. Под дальней межпредметной интеграцией понимается интеграция взаимно - удаленных предметных, а также образовательных областей.

Виды межпредметной интеграции носят объективный характер и целиком зависят от содержания. Уровни интеграции отражают качественный аспект межпредметной интеграции и поэтому являются непостоянной величиной. В зависимости от дидактических задач, стоящих перед учебным процессом, выделяют

4 уровня интеграции:

-нулевой уровень межпредметной интеграции. При наличии всех условий для интеграции, тем не менее, она не осуществляется,

-минимальный уровень межпредметной интеграции. Это уровень традиционных межпредметных связей;

-промежуточный (средний) уровень межпредметной интеграции. Характеризуется значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания, не приводящим к новому содержанию.

-глубокий уровень межпредметной интеграции. Это уровень, при котором происходит взаимослияние разнохарактерного содержания значительного объема и создание нового содержания. В данном случае интеграция происходит на уровне образовательных областей.

Таким образом, можно говорить о том, что содержание практически всех предметных областей обладает интегративными свойствами.

Содержание предметных областей, на основе интегративных свойств, обладает способностью вступать в интегративную связь, т.е. сливаться с содержанием других предметов.

Виды интегративных связей могут быть прямые и обратные, в зависимости от направленности.

1.Прямая связь наблюдается при интеграции двух предметов, когда один из них выступает основой межпредметной интеграции (к примеру, изучение истории на литературной основе).

2.Обратную связь можно показать на примере этих же дисциплин, но уже литература будет изучаться на исторической основе. В данном случае по отношению к истории будет осуществляться обратная связь, а по отношению к литературе - прямая.

В зависимости от пространственного расположения интеграционные связи можно разделить на горизонтальные и вертикальные.         

I .Горизонтальная связь осуществляется, когда интегрируемые предметы изучаются одновременно.

2.Вертикальную связь можно наблюдать, если интегрируемые предметы изучаются в разных временных рамках. В таком случае целесообразно для осуществления межпредметной интеграции или вернуться назад, или уйти вперед, осуществить межпредметное опережение.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, выделяемые Б.Т. Лихачевым:

«- общеобразовательный характер учебного материала,

  • гражданская гуманистическая направленность содержания,

связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе,

- основообразующий и системообразующий характер учебного        материала,

- интегративность изучаемых курсов,

- развивающий характер материала,

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования,

- взаимозависимость и взаимообусловленность смежных предметов,

  • эстетические аспекты содержания образования.

Принципы формирования содержания из области искусства

- принцип единства идейного содержания и художественной формы

- принцип гармоничного культурного развития личности

- принцип идейной общности и взаимосвязи искусств

- принцип учета возрастных особенностей"[3].

Культурологическое образование становится необходимым элементом, ведущей линией в современном образовании, процессе, который способствует воплощению данных принципов содержания образования на практике.

Культурология выполняет интегрирующую роль в системе образования, объединяющую все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Общими целями преподавания культурологических дисциплин являются:

- введение учащихся в "пространство" мировой  и отечественной культуры,

- практическая интериоризация культурного опыта поколений в духовный мир ребенка.

Задачами культурологического образования в целом являются:

  • становление нового глобального взгляда на историю человека как творца и творения культуры,

-формирование способности анализировать современную культурную ситуацию, осознать собственную культурную идентичность, найти свое место и дело в культуротворчестве новой России.[4]

  В настоящее время над проблемой целостного подхода к процессу обучения работают множество исследователей.

 Юсов Б.П.  в своей концепции полихудожественного развития  выделяет четыре типа взаимодействия искусств:

1. Межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана.

2. Сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможности художественного восприятия для желающих.

3. Преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства.

4. Комплексный   подход   к   полихудожественному   воспитанию школьников, который характеризуется определенно мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе.

И.А. Химик предлагает  метод преподавания мировой художественной культуры, который предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, социологией, психологией, искусствоведением и другими науками.

Педагогическая наука и практика, в том числе и предметные методики, накопили определённый опыт в области интеграции образования.

В последние два десятилетия в дидактике разработаны теоретические основы межпредметных связей в обучении (И.Д. Зверев, В.Н.Максимова, Г.Ф. Федорец и др.). Конкретные механизмы их реализации отрабатывались в предметных методиках. Межпредметные связи стали активно использоваться в обучении для межпредметной интеграции знаний в качестве нё средства и механизма. Они явились необходимыми теоретическими основаниями для построения современных программ и учебников, для повышения теоретического и системного уровня содержания образования.

Важным условием интеграции в образовании как закономерной тенденции его развития является методологическая проработанность единства интеграции и синтеза знаний и опыта разных научных областей.

Интеграция предполагает объединение в целостное единство разных научных, а , следовательно, и образовательных областей и их образовательных процессов. Это единство обеспечивается общими идеями, целями и принципами образования, а также определёнными механизмами интеграции. Одним из них является установление межпредметных связей. Следующий этап интеграции – синтез знаний и действий, который переводит их на уровень нового качества, создавая основу для образования новых интегративных областей знаний.

Основным механизмом интеграции является сравнительный анализ, межпредметные связи и обобщение, а синтеза – сведение данных интеграции в единое целое и их категориальный синтез.

Активно идущая интеграция науки и образования ставит и перед частными методиками обучения ряд новых вопросов, связанных с разработкой современной  методологии  и общей теории предметного обучения, как результатов междисциплинарной интеграции.

В русле решения вопросов интеграции уже в 90-е годы прошлого столетия в методической науке остро встал вопрос о выявлении единой методологии предметных методик (Извозчиков В.А. и др.), а позже и о возможности создания общей теории или метатеории методики (Извозчиков и др.)

Большие надежды по интеграции школьных предметов и предметных методик в решении современных целей общего образования возлагаются на метаметодику.

Становление и развитие метаметодики  в настоящее время интенсивно осуществляется в институте общего образования РГПУ им. А.И.Герцена.


[1]1 Ст.9 Закон Российской Федерации «Об Образовании». Москва, АСТ, Астрель, 2001 стр.12

[2] В.Т. Фоменко, К.Ю. Колесин, И.С. Дышлюк. Содержание исторического образования как фактор межпредметной интеграции в школе. Ростов- на Дону, РГПУ, 2001 с. 14

[3] Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого, с.216-217.

[4] Культурологическое образование. СПб., РГПУ.,1998,с3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль интеграции в системе начального образования".

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...

«Формирование общеучебных навыков посредством систематизации и интеграции мультимедийных обучающих программ в начальной школе для детей с ЗПР.»

Обучение детей, по своей природе  и по особенностям его организации,  процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний...

интеграция знаний НРК Удмуртии в программы начальной школы

возможности интегрирования краеведческого материала в содержание учебных предметов...

Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе

Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который вы...

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...