Программа по внеурочной деятельности Я - гражданин России
рабочая программа

Рыжих Елена Владимировна

         Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

.

Согласовано

Зам.дир.по УВР               С.В.Пальцина

      «_____ »  __________   20__ г  

               «УТВЕРЖДАЮ»:

             Директор МБОУ «Семенниковская  СОШ»

                ________________А.Д.Фельдман

                                         

                Приказ №  ______  от «___»___20_г        

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

в соответствии с основной общеобразовательной

программой обучающихся для 1 класса

направление: духовно-нравственное

        

Срок реализации программы:

1 год

Составитель:

Рыжих Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

         Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

      Представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

          Включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует проводить встречи с интересными людьми; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия).

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,

- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

        Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

Беседы

Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

Классный час  

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Литературно – музыкальные композиции

Просмотр и обсуждение видеоматериала  

Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

   

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

Творческие конкурсы

Коллективные творческие дела

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Тренинги

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 

         Планируемые результаты:

 Частично сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

«Я – гражданин России»- 33ч.

Тема по программе

Дата

       Всего

       Теория

Практика

1

 Урок Мира.

1

1

 

2

2

 Знакомства с символами родного края (герб,

гимн, флаг).

1

1

 

3

 Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

1

 

4

 Осень в родном селе. Фотоконкурс.  

1

1

5

 Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

1

1

 

6

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

7

 Родной край в древности.

1

1

 

9

8

«Что посеешь, то и пожнешь». Беседа с  элементами игры.

1

1

 

9

 Я люблю свою школу. Конкурс рисунков.

1

1

10

 Мой портфель. Игра экспромт.

1

1

11

 Моя любимая мамочка. Презентация.

1

1

12

 Символика нашего края (гимн, герб, флаг)

1

1

 

13

 Мой любимый город страны.  Беседа.

1

1

 

14

 Наше село. Конкурс визиток.

1

1

15

 О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков.

1

1

16

 Самый уютный класс.

1

1

17

 Экология нашего села. Беседа.  

1

1

 

18

18

 День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

1

19

 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1

 

20

 Мы и наши права. Урок – игра.

1

1

21

 Игры на развитие произвольных процессов.

1

1

23

22

 Об отце говорю с уважением. Конкурс  сочинений.

1

1

25

23

 Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс соревнование.

1

1

24

 По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1

1

25

 Широкая Масленица. Игра.

1

1

26

 Поэты и писатели нашего края. Выпуск буклетов.

1

1

27

 Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

1

28

 Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное   путешествие.

1

1

29

 День птиц. Выставка рисунков.

1

1

30

 След Великой Отечественной войны в жизни  родного края.

1

1

 

31

 Открытка ветерану. Акция.

1

1

32

 Десант чистоты и порядка.

1

1

33

 Знай и люби свой край. Викторина.

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

.      

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"

Данная   программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России,  способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Программа адаптирована для детей млад...

Программа по внеурочной деятельности. Я- гражданин России.

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению.1-4 класс....