рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа (2 класс)

Караваева Жанна Владимировна

разработка программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdfinansovaya_gramotnost_4kl_2.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО учителей

зам. директора по УВР

директор МБОУ «ООШ № 8»

Рук. МО

/Е.Г.Егорова/

/И.В.Малышева/

Протокол №

от

«_____»_______20__ г.

«_____»_________20__ г.

«_____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

2 «Б» класс

на 2021 - 2022 учебный год

количество часов - 34

Составитель: Караваева Жанна Владимировна

 учитель начальных классов

 

г. Советск

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности         3-5 стр
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и

видов деятельности                                                                                           5-7 стр

  1. Тематическое планирование                                                                            8-9 стр

  1. Планируемые результаты освоения  курса

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит се-

мейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические

связи и слова («…и…», «если…то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт

(расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса

и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

  • Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.
  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства товарных денег.
  • Приводить примеры товарных денег.
  • Приводить примеры первых монет.

 Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

  • Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
  • Основные понятия
  • Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции
  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги
  • Объяснять, почему    изготовление фальшивых денег является преступлением.
  • Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
  • Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
  • Основные понятия
  • «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции
  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.
  • Тема 4. Современные деньги России и других стран.
  • Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
  • Основные понятия
  • Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенц
  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.
  • Тема 5. Откуда в семье деньги.
  • Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
  • Основные понятия
  • Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции
  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
  • Тема 6. На что тратятся деньги.
  • Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
  • Основные понятия
  • Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
  • Компетенции
  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.
  • Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
  • Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем
  • Основные понятия
  • Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.
  • Тема 8. Как делать сбережения.
  • Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
  • Основные понятия
  • Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции
  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
  • Сравнивать разные виды сбережений.
  • Тема 9 Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

Формы и методы занятий

-Работа над проектной задачей

-Учебная экскурсия

-Мини-исследование

-Игра

-Практическое занятие

Методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая и исследовательская деятельность.

Формы учёта оценки планируемых результатов

- устный опрос;

- тестовые задания;

- решение задач;

- решение кроссвордов и анаграмм;

- мини-исследования;

- графическая работа: построение схем, создание ментальных карт, кластеров;

- творческая работа: проект, компьютерная презентация.

  1. Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Блок I. Обмен и деньги. Какими бывают деньги (14ч.)

1.1

Как появились деньги

4

1.2

Виды денег и их функции

10

2.

Блок II. Семейный бюджет (16 ч.)

2.1

Из чего складываются доходы в семье

5

2.2

Расходы семьи

5

2.3

Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

2

2.4

Риски потери денег и имущества, и как от этого защититься

4

3

Защита мини- проектов и исследований.

4

Итого: 34

№ п/п

Название темы

Количество часов

                    Блок I Обмен и деньги. Какими бывают деньги (14)

1.

 Что такое деньги

1

2-3

Откуда взялись деньги

2

4-5

Рассмотрим деньги поближе

2

6-7

Защита денег от подделок

2

8-9

Какие деньги были раньше в России

2

10-11

Современные деньги России и других стран

2

12-13

Учимся обращаться с деньгами

2

14

Что мы узнали о деньгах?

1

                     Блок II. Семейный бюджет (16)

15-16

Откуда в семье берутся деньги

2

17-18

На что тратятся деньги

2

19-20

 Как с умом управлять своими деньгами

2

21-22

Как считать доходы и расходы семьи

2

23-24

Как сделать сбережения

2

25-26

Учимся делать сбережения

2

27-28

Учимся считать доходы и расходы семьи

2

29-30

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

2

31-34

Защита мини-проектов и исследований

4

Итого:34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

Рабочая программа по финансовой грамотности

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   1-4 классы...

Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...

Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность» 2 класс

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся...