Мастер-класс на тему: "Технология продуктивного чтения при подготовке к ВПР".
материал

Муллахметова Сюмбель Рашитовна

Мастер-класс на тему: "Технология продуктивного чтения при подготовке к ВПР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Технология продуктивного чтения при подготовке к ВПР».

1. Приветствие. 1 СЛ.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть. Надеюсь, сегодня каждый из нас уйдет из этой аудитории с полным багажом знаний. Каждый человек может и должен найти своё место, заниматься любимым делом, добиться успеха в жизни.

2. Определение темы мастер-класса.

- Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

- При выполнении ВПР и по русскому языку, и по математике, и по окружающему миру выпускник начальной школы должен понимать смысл прочитанного. Будь это задание или сам текст.  Мы учителя знаем, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного.

- Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать правильно, эффективно, продуктивно – важная задача учителя. С этой целью и была выбрана тема моего мастер-класса «Технология продуктивного чтения при подготовке к ВПР.»2СЛ.

- Как писал Ушинский: читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. 

- Обратите внимание на слайд. 3СЛ.

1.Что такое продуктивное чтение?

2. Каковы инструменты продуктивного чтения?

3. Как можно использовать в учебном процессе?

4. Что дает продуктивное чтение для учителя?

3. Работа по теме мастер-класса.

- Представьте, что Вам нужно выступить перед аудиторией. Можете ли сейчас ответить на данные вопросы, чтобы объяснить слушателям, что такое продуктивное чтение?

- Давайте сейчас мы с вами, используя метод шкалирования, определим на какой позиции находится ваша группа? 4СЛ.

- Возьмите листочки желтого цвета.

1. Подумайте, что для Вас 10?

2. Где Вы сейчас находитесь по данной теме? Опишите, пожалуйста.

3. А если сдвинуться на один балл вправо – в чем будет разница?

4. Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?

5. Как мы поймем, по каким критериям цель достигута?

(Спросить на какой позиции находится каждая группа)

- Вывод: Таким образом мы с вами сейчас поставили для себя цель. Метод шкалирования можно использовать как на каждом этапе урока, так и в целом разделе учебного предмета.

- Целью технологии продуктивного чтения является формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 5СЛ.

- Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения? (обсуждение)

- Обратите внимание на слайд, все мы правильно сказали. 6 СЛ.

- Итак, побудем в роли учеников.

1 этап - работа с текстом до чтения.

Посмотрите внимательно на обложку данной книги. 7 СЛ.

Какую явную информацию можно получить? (название, автор, герои)

Почему, как вы думаете, рассказ называется «Воробей на часах»? (предположения)

        На самом деле с явной и скрытой информацией мы работаем на каждом уроке.  Например, на уроках математики мы работаем со схемами, на уроках русского языка с иллюстрированными правилами, с картами на уроках окружающего мира и т.д.

Приём «Дерево предсказаний» 8 СЛ.

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

- Перед Вами силуэт дерева. Ствол дерева – это тема, ветви – предположения, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

- Попробуем поработать в парах. (Выслушать несколько ответов)

- Следующий прием «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает ряд утверждений по теме.

- Эти приемы позволяют удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из предположений были верными.

        - На первом этапе работы можно дать ключевые слова. Например: 9 СЛ

- Маленькие воробьи прыгают;

- Старый воробей смотрит;

- Прилетел ястреб;

- Старый воробей увидел врага;

- Ястреб улетел.

        - Используя эти ключевые слова, попробуйте предположить содержание?

2 этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Прием «Чтение с пометками».

Прием «Пометки на полях» («Инсерт») 10 СЛ.

Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе чтения ставить их карандашом.

Прием «Чтение в кружок». 11 СЛ.

- Ученик в малой группе или в паре, по очереди читает текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.

Прием «Чтение с остановками». 12 СЛ.

- Текст читается дозированно. После каждой смысловой части делается остановка, где дается какое-либо задание, вопрос.

- Попробуйте предположить, что будет дальше? 13 СЛ.

- Во время чтения проводится словарная работа. 14 СЛ.

Зорко глядит- внимательно смотрит.

Лютый – злой, беспощадный. И т .д.

Выявление первичного понимания можно определить с помощью беседы, вопросов по тексту.

Прием «Фишбоун»

- Голова – основной вопрос, тема. Верхние косточки – основные понятия, герои. Нижние косточки – суть понятий, факты. Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. 15 СЛ.

- Каждая пара получает лист, где нужно составить фишбоун к данному рассказу. (выслушиваются несколько ответов)

- Составить план, по готовому плану найти отрывок и т.д. 16 СЛ.

По картинке найти прочитать отрывок. 17 СЛ.

- Найдите отрывок подходящий к картинке.

- Найти несоответствие рассказа к рисунку. 18 СЛ.

Если 2 этап – понимание текста на уровне содержания, то 3 этап – понимание текста на уровне смысла. 19 СЛ.

Прием Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

Прием Словесное иллюстрирование (рисование)

Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения.

Прием Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

Прием Драматизация

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей.

Рассмотрим возможные формы драматизации:

  • чтение по ролям;
  • кукольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • пантомима;
  • спектакли по собственным сценариям.

Приём «Кубик Блума» 20 СЛ.

C:\Users\Андрей\Desktop\Рис_3.jpg

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

- Давайте попробуем составить вопросы.

 «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление.

АЛИСОН Кинг писал: Умеющие мыслить Умеют задавать вопросы. 21 СЛ.

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

4. Рефлексия. 22 СЛ.

- Вернемся к нашей шкале, определим на какой позиции находится каждая группа на данный момент.

1. Где Вы сейчас находитесь по данной теме? Опишите, пожалуйста.

2. На сколько шагов вы продвинулись?

3. На сколько вы близки к отметке 10?

4. Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?

 (Спросить на какой позиции находится каждая группа)

- Шкала успеха позволяет видеть шаги успешности ученика.

- 23 СЛ. Когда наши ученики успешны во всем, тогда и учитель достигает результата в своем нелегком труде.

 ПОЭТОМУ УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК – ЭТО УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ!

- Технология продуктивного чтения, приемы работы помогают подготовить учащихся к пониманию заданий, текстов при подготовке к ВПР.

- В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть интересный сайт «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов.

Учителя тоже могут найти упражнения для подготовки к ВПР на сайтах «Современный учительский портал», «Учат в школе».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"

Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения  и математики в начальных классах....

Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе

Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"...

Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»

Одной из главных задач начальной школы является формирование и со­вершенствование навыка чтения, опре­деляемого как автоматизированное уме­ние воспринимать, озвучивать и осмыс­ливать читаемое.Исследуя...

Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"

Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"...

Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...

Мастер класс Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо""

Применение технологии критического мышления на уроках даёт  возможность личностного роста ребёнка. У учащихся развивается любознательность, собственная точка зрения, исследовательские и интеллект...

Мастер-класс "Формирование самостоятельности мышления на уроках чтения в 1 классе"

Данная презентация поможет учителям проводить работу по развитию самостоятельности мышления у первоклассников....