Конспект занятия по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" по теме "Деревня"
план-конспект занятия (2 класс)

Нагорная Лилия Анатольевна

Занятие по внеурочной деятельности для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Конспект занятия  по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

по теме: «Деревня»

2 класс

        Выполнила: Нагорная Л.А.,  

        учитель начальных классов

г. Мегион, 2021

Тема занятия:  Деревня.

Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием «деревня», с укладом деревенской жизни, с особенностями труда жителей деревни.

 Ожидаемые результаты:

Личностные

-осознавать себя гражданином России, ощущать свою причастность к базовым российским гражданским ценностям, испытывать чувство гордости за свой народ;

-эмоционально «проживать» рассказ учителя, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты.

Регулятивные        

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные

-извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-овладевать логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные

-выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Будьте внимательны во время путешествия, доброжелательны и не забывай помогать друг другу.

2. Присоединение.

-Внимательно послушайте песню и определите, куда мы с вами отправимся. (Звучит песня «Деревенька моя»)

3. Сообщение темы и цели занятия

-Кто догадался, где мы сегодня проведём занятие? Тема нашего занятия «Деревня»

-Ребята, а зачем нам необходимо побывать в деревне? Что мы можем там узнать нового? 

4. Актуализация знаний

-А кто из вас уже был в деревне?

- А что такое деревня? Назовите лексическое значение слова «деревня».

Дере́вня — небольшое крестьянское селение. Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви.

Учитель читает стихотворение (на фоне записи инструментальной русской народной мелодии).

Моё село родное,
Мой дом возле реки.
Вода совсем уж рядом,
Течёт, шумит, блестит.
И яркие стрекозы
Над камышом снуют.
Так радует картина,
А на душе – уют!
Видны холмы зеленые.
Деревья там растут,
Лисицы, волки, зайцы –
все обитают тут,
Село моё любимое!
Тебе уж 200 лет!
Но для меня на свете
Чудесней края нет!

-Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этого стихотворения. Красота нашей земли создана не только природой. Природа изменялась трудом человека.

-Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Названия поселений отражали географические особенности (Горки, Высоково, Сосново, Рощино, Озерки); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).

-В нашем Ханты-Мансийском округе-Югра тоже много деревень. Какие названия вы знаете?

  3.Активная форма работы

- Ребята, вспомните, что вы видели, слышали и чувствовали, когда были в деревне? (Ответы детей).

-Давайте прочитаем текст на  с.20-21 (Дети читают «цепочкой»).

- Что нового узнали о деревне?

- Почему деревню называют «кормилицей»? Чем занимаются люди в деревне?  

-В деревне живут земледельцы, хлеборобы, животноводы. Это давние и почётные занятия людей. Они разводят скот, пашут землю и выращивают хлеб.

Говорят, что  хлеб – всему - голова!

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

- А сейчас, ребята, поработаем в парах. Я даю вам карточки, где написаны разные виды деятельности. Ваша задача выбрать только те, которые относятся к деревенским и описать одно из них.

ЖИВОТНОВОДСТВО     УБОРКА УРОЖАЯ        ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

ЛЕСОЗАГОТОВКА          АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ          САДОВОДСТВО

(Обучающиеся  работают в парах и высказывают своё мнение)

-А еще деревни славятся своими плотниками. Издавна мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком или двумя окнами, уютно устроившуюся среди высоких деревьев.

-Посмотрим, как выглядела русская изба изнутри. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В хозяйственной части находились мастерские, кладовые. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот. Жилая часть — это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Большое место в доме играла печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. Русская печь первоначально топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. В жилой части располагались сени и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда (крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан. Центральное место в избе занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали родителей, гостей, а на свадьбу — молодых. Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца.

- Ребята сейчас  вы будете работать в парах. Возьмите листы с изображением деревенского дома.

-Что вы заметили? Правильно дом пустой.

-Прошу вас дорисовать предметы в доме в соответствии с моим рассказом. (Дети воссоздают картину дома, опираясь на рассказ учителя).

-Каждый в семье знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым.

-В деревне все знают друг друга в лицо и по имени. При встрече здороваются даже с незнакомыми людьми. Для решения общих дел идут на деревенский сход.

- А что такое деревенский сход?

- Какие проблемы там решаются?

- Сельские сходы в зимнее время обычно проходили в съезжей избе или «въезжих» домах, которые снимало общество. В летнюю пору мирской сход собирался возле дома старосты или на сельской площади. Сельский сход созывался по мере необходимости, но не реже двух раз в год: весной перед началом полевых работ и поздней осенью для учёта казенных и мирских повинностей.

Ведению деревенского  схода подлежали:

-Выборы сельского старосты и других должностных лиц (если они имелись).

-Все дела, относящиеся к общинному пользованию мирской землёй: передел земель, выделение земель в частную собственность, определение правил пользования общими землями, продажа и покупка обществом земли и т. д.

-Исключение из крестьянских обществ тех, чье пребывание угрожает местному благосостоянию и безопасности (практически высылка, требовало утверждения губернским присутствием);

-Увольнение из общества и прием новых членов.

-Разрешение семейных разделов.

-Управление общественными продовольственными капиталами и хлебными запасами.

5. Физминутка

-Я вам буду называть слова, а вы будете хлопать, если слово относится к дерене и топать, если не относится.

Трамвай, дом, корабль, ресторан, скот, сенокос, ферма, компьютер, телевидение,  мода, Москва, вилы, комбайн, урожай, трактор, корова, доярка, завод, парковка, изба, гармонь.

-В деревне люди доброжелательные, уважают друг друга. Здесь горе и радость на виду. Самым распространенным в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда.

Люди говорили:  « Бедного обижать – себе добра не желать».

-Что означает эта пословица?

Много русский народ придумал пословиц и поговорок.

Вот и сейчас мы будем работать с пословицами.

Работать будете в группах. Откройте тетрадь на  с. 16 и выполните задание 2.

-Найдите, какие черты общения людей отразились в этих пословицах?

6. Духовное запечатление. Рефлексия.

(прослушивается аудиозапись «Утро в деревне»)

-Что вы увидели в деревне?

-Что вы услышали в деревне?

-Ребята как вы думаете, какая же деревня дороже всех для человека?

-Какими впечатлениями от занятия вы поделитесь со своими родными?

- Возможно, большинство из вас будут городскими жителями, но мне бы хотелось, чтобы вы не забывали, что большинство городов начиналось с деревни. Деревня это наше родное.

Оцените свою работу сегодня на занятии, возьмите домик, который я для вас приготовила:

-дом большого размера – я доволен своей работой на уроке,

- дом среднего размера – на уроке я работал неплохо,

-дом маленького размера – на уроке мне было трудно.

Давайте наклеим эти дома на ватман и посмотрим, какая деревня у нас  получится.

-Я тоже приклею свой большой дом, потому что довольна вашей работой на занятии.

-Спасибо за работу.Занятие окончено.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....