Программа "Занимательный русский язык"
рабочая программа

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx81.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» для 1 – 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программыразвития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. —М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. —М.: ИздательствоРОСТ, 2013.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проходят один раз в неделю. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе

предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения через систему развивающих занятий.

Задачи курса:

 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием

родного языка;

 развитие мотивации к изучению русского языка;

 развитие творчества и обогащение словарного запаса;

 совершенствование общего языкового развития учащихся;

 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры

мышления.

 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,

доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Результаты освоения курса

Учащиеся  должны

1 год обучения

  • научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
  •  усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
  • научиться отличать гласные и согласные звуки;
  • научиться  делить слова на слоги, определять место ударения;
  •  научиться  работать над проектом «Мой алфавит»;
  • научиться  сочинять сказочные истории про буквы;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться писать сочинения-миниатюры;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

 3 год обучения

  • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • получить представление о морфологии;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 год обучения

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;
  • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
  • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
  • уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Содержание курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  • Работа над темой занятия.
  • «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
  • Продолжение работы над темой.
  • «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
  • Рефлексия (подведение итогов занятия).

Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, шифровки, анаграммы, метаграммы, знакомство с грамматическими сказками и т.д., что привлекательно для младших школьников. В занимательной форме школьникам предлагается познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы расширяющие кругозор школьников   и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА

Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры

человека.

I ступень (1 год обучения)

 научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

 дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;

 научить отличать гласные и согласные звуки;

 научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;

 научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;

 упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;

 воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

II ступень (2 год обучения)

 дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 научить пользоваться словарями русского языка;

 научить писать сочинения-миниатюры;

 воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

III ступень (3 год обучения)

 углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 дать представление о морфологии;

 использовать словари русского языка;

 научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

 воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

IV ступень (4 год обучения)

 развить интерес к изучению тайн русского языка;

 воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

 углубить уже имеющиеся знания о лексике;

 изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

 способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

 научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

 создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

 научить обобщать, делать выводы;

 стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

 воспитывать ответственность, самостоятельность.

Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

Ещё одна главнейшая задача - развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии...). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

Формы и методы работы

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

 на развитие внимания и закрепления терминологии;

 игры-тренинги;

 игры-конкурсы (с делением на команды);

 сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

 интеллектуально-познавательные игры;

 интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

 сказочные сюжеты уроков;

 сочинение своих сказок

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии,

презентации, словари.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

 уровневая дифференциация;

 проблемное обучение;

 моделирующая деятельность,

 поисковая деятельность;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

1 – 4 классы

2016 –2020 уч.г.

1 класс - 34 ч.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание  деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная? Что такое речь письменная?

«Мишуткина академия»–задания.

08.09

2

Что такое слово?

Слово – это название предметов, явлений и т.д. Знакомство с рисунком.

Расшифровка ребусов, отгадывание загадок.

15.09

3

В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия: "фонетика", "фонема", "фонематический слух".

Игра в слова «Начинается со звука…»

2209

4

Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие "рифма".

Игра «Узнай по описанию».

29.09

5

Звуки и буквы –

не одно и то же

В чём заключается различие между звуками и буквами

«Сбежали буквы» - стихи.

06.10

6

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

«Разгадайте метаграммы» по рисункам.

13.10

7

Жили-были гласные и согласные

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнения в определении в слове гласных и согласных букв

Отгадайте загадки.

20.10

8

Игротека

Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные  и согласные. Разгадывание метаграмм.

Игра «Слушай и запоминай».

27.10

9

Волшебник Ударение

Роль ударения в слове. Понятие "омограф"

«Мишуткина академия» –задания.

10.11

10

Такие разные согласные

Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких.

Игра «Твёрдый-мягкий».

17.11

11

Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные.

«Реши кроссворд».

24.11

12

Игротека

Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

Игра «Слова играют с нами в прятки».

01.12

13

Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Игра «Поиграй с загадкой в прятки».

08.12

14

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием "пантомима".

Игра «Угадай по трём словам».

15.12

15

Познакомьтесь:

алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите.  Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

«Мишуткина академия» –задания.

22.12

16

Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

Разгадывание кроссвордов «Русские народные загадки».

12.01

17

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Игра «Нарисуй –вспомни- повтори».

19.01

18

Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Умение различать данные предложения, приводить примеры.

Какие это предложения?

26.01

19

Ещё немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.

Стихотворения – перевёртыши.

02.02

20

Игротека

Понятие "шарада". Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание  анаграммы предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации.

Разгадывание шарад.

09.02

21

Знакомимся с анаграммами

Понятие "анаграмма". Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Разгадывание анаграмм.

02.03

22

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Мишуткина академия – задания.

09.03

23

Почему мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнения в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Рисунок по клеточкам.

16.03

24

Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы.

Рассказ Е.Чарушина «Курочка».

23.03

25

О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

Мишуткина академия – задания.

06.04

26

О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

Отгадывание загадок.

13.04

27

Слова-приятели

Знакомство с понятием "синоним". Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

Прослушивание сказки «Тигр-лев, лев-тигр».

20.04

28

Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

Задание «Соедини линиями».

27.04

29+33

Слова-неприятели

Знакомство с понятием "антоним". Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимические пары в группе слов.

Отгадай загадки.

04.05

30+34

Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Составь предложения по рисункам.

11.05

31+32

Что за зверь такой – фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Мишуткина академия – задания.

18.05

32

Игротека

Понятие "омоним". Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Расшифруй фразеологизмы.

18.05

33

Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

Отгадай загадки.

04.05

34

Повторяем…

Фразеологизмы и их  значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

Чтение стихотворения В.Шумилина «Задира».

11.05

Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Буквы русского алфавита.
  • Родственные  слова.
  • Безударные гласные
  • Синонимы, многозначные слова.                                                       

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги.  Подбирать родственные слова.
    Объединять слова в группы.
  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.
  • Работать со словарями.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

«Занимательный русский язык»

2 класс (34 ч.)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Что мы знаем о звуках

и буквах

1

Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: "фонетика", "фонема", "фонематический слух".

«Разгадай кроссворд».

07.09

2

Что такое лексика?

1

Понятие "лексика", "лексикон", "лексическое значение слова".

«Мишуткина академия» -задание.

14.09

3

Однозначные и

многозначные слова

1

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Шуточные вопросы.

21.09

4

Игротека

1

Повторение: звукобуквенный разбор слова, лексическое значение слова;  однозначные и многозначные слова.

Игра «Ой!»

28.09

5

Слова-братья

1

Синонимы, подбор синонимов.  Исключение  лишнего слова из ряда синонимов.

«Мишуткина академия» -задание.

05.10

6

Слова-наоборот

1

Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста.

«Мишуткина академия» -задание.

12.10

7

Пословица недаром

молвится

1

Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главный смысл текста.

«Расшифруй пословицу».

19.10

8

Игротека

II четверть

1

Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выделение скрытого смысла пословиц.

«Разгадай пословицу».

26.10

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы

1

Игры с пословицами.  

«Мишуткина академия» -задание.

09.11

10

Играем со словарными

словами

1

Игры со словарными словами.

«Разгадай кроссворд».

16.11

11

Анаграммы

1

Разгадывание анаграмм (перестановка слогов и букв, чтение справа налево).

« Разгадай ребусы».

23.11

12

Игротека

1

Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова.

«Разгадай кроссворд».

30.11

13

Секреты некоторых букв

1

Особенности букв Я,Е,Ё,Ю. Разделительный  твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак.

«Мишуткина академия» -задание.

07.12

14

Шарады, анаграммы и

метаграммы

1

Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм

«Разгадай шарады».

14.12

15

Ещё раз о синонимах и

антонимах

1

Создание синонимических и антонимических пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов.

Рисунок по клеточкам.

21.12

16

Игротека

III четверть

1

Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста.

Найти в стихах синонимы.

28.12

17

Слова, обозначающие

предметы

1

 Имя существительное как часть речи.  Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Отгадай загадки.

18.01

18

Слова, обозначающие

действия предметов

1

Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии).

«Мишуткина академия» -задание.

25.01

19

Слова, обозначающие

признаки предметов

1

Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные-антонимы.

«Мишуткина академия» -задание.

01.02

20

Игротека

1

Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов.

Раскрась животных.

15.02

21

Текст. Тема. Главная

мысль

1

Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам.

«Мишуткина академия» -задание.

22.02

22

Заголовок – всему голова

1

Роль заголовка. Заголовок отражает тему и главную мысль текста. Особенности заголовков.

«Расшифруй криптограмму».

01.03

23

Работаем с фразеологизмами

1

Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи.

Рисунок по клеточкам.

15.03

24

Игротека

IV четверть

1

Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста;  фразеологизмы и их значения.

Найди отличия.

22.03

25

И снова пословицы

1

 Игры с пословицами.

«Мишуткина академия» -задание.

05.04

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

Игры с фразеологизмами.

«Мишуткина академия» -задание.

12.04

27

Русские народные загадки

1

Разгадывание русских народных загадок. Придумывание загадок.

Отгадай загадки.

19.04

28

Игротека

1

Нахождение скрытого смысла пословиц. Отгадывание загадок.

«Разгадайте криптограмму».

26.04

29

И вновь словарные слова

1

Игры со словарными словами, расшифровывание словарных слов с помощью кода.

«Мишуткина академия» -задание.

03.05

30

Учимся различать им. существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Определение и выделение разных частей речи. Игра-путаница.

«Мишуткина академия» -задание.

03.05

31

Какие слова русского языка помогают называть качества

характера

1

Понятие "качества характера", многообразие имён прилагател., служащих для характеристики человека и животных.

Графический диктант.

10.05

32

Готовимся к конкурсу "Русский медвежонок"

1

Занимательные олимпиадные задания. Решение головоломок.

«Разгадай кроссворд».

10.05

33

Повторяем…

1

Скрытый смысл пословиц. Фразеологизмы. Отгадывание загадок.

«Мишуткина академия» -задание.

17.05

34

Повторяем,  повторяем…

1

Повторение частей речи. Синонимы и антонимы.

«Мишуткина академия» -задание.

24.05

Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки согласных и гласных звуков.
  • Состав слова.
  • Признаки родственных слов.            

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.
  • Пересказать текст.

«Занимательный русский язык»

3 класс  (34 ч.)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Да здравствует

русский язык

1

Представление о русских народных пословицах, загадках, фразеологизмах.

Прослушивание древней легенды.

05.09

2

Вежливые слова

1

Систематизация вежливых слов. Создание ситуаций с использованием вежливых слов.

Рифмовки с вежливыми словами.

12.09

3

Поговорки и пословицы

1

Отличие поговорки от пословицы. Игры и задания с пословицами и поговорками.

Игра «Угадай – ка!».

19.09

4

Игротека

1

Закрепление знаний о вежливых словах, пословицах, фразеологизмах и их значениях. Формирование умения разгадывать  русские народные загадки.

«Расшифруй пословицы».

26.09

5

Запоминаем словарные слова

1

Тренировка в грамотном написании словарных слов.

Отгадывание загадок.

03.10

6

Растения во фразеологизмах

1

Значение и происхождение фразеологизмов, связанных с растениями.

«Мишуткина академия» - задания.

10.10

7

Животные во фразеологизмах

1

Значение и происхождение фразеологизмов, связанных с животными.

«Мишуткина академия» - задания.

17.10

8

Игротека

1

Повторение:  словарные слова; игры и задания с фразеологизмами, связанными с растениями и животными.

«Разгадай криптограммму».

24.10

9

Я не поэт, я только учусь… 

II четверть

1

Представление о стихотворной речи; понятия "рифма" и "ритм". Упражнения в умении подбирать рифмующиеся слова, сочинение рифмовок.

«Мишуткина академия» - задания.

31.10

10

Как Морфология порядок навела

1

Выполнение заданий на закрепление умения учащихся различать части речи: существительное,  глагол,  прилагательное.

Отгадывание загадок.

14.11

11

Игры с пословицами

1

Упражнения в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

«Исправь ошибки».

21.11

12

Игротека

1

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах. Различать части речи.

«Собери загадку».

28.11

13

И снова животные во фразеологизмах

1

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных

«Расшифруй фразеологизмы»

05.12

14

Кое-что о местоимении

1

Местоимение – часть речи. Расширение представления учащихся о личных местоимениях и их формах.

«Мишуткина академия» - задания.

12.12

15

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи.Количественные числительные и порядковые.

Числительные в загадках.

19.12

16

Игротека

III  четверть

1

Повторение: животные во фразеологизмах; наречие, местоимение, числительное.

«Найди местоимения».

26.12

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма слова от другого однокоренного слова.  Родственные слова.

«Разгадай ребусы».

16.01

18

Про корень и окончание

1

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, различении формы слова и другого однокоренного слова.

«Мишуткина академия» - задания.

23.01

19

Про суффикс и приставку

1

Значение суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки. Подбор слов к схемам

«Мишуткина академия» - задания.

30.01

20

Игротека

1

Разбор слова по составу. Составление слова из данных частей. Подбор слов к схемам.

«Добавь недостающее слово»

06.02

21

Непроизносимые согласные

1

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

«Разгадай кроссворд».

13.02

22

Учимся различать приставку и предлог

1

Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок от предлогов.

«Мишуткина академия» - задания.

20.02

23

Учимся писать  НЕ с глаголами

1

Служебные части речи. Частица "НЕ". Тренировка в грамотном написании "НЕ" с глаголами. Когда "НЕ" пишется слитно с глаголами.

«Мишуткина академия» - задания.

27.02

24

Игротека

1

Упражнение в грамотном написании непроизносимых согласных, приставок и предлогов, "НЕ" с глаголами.

«Отгадай загадки».

06.03

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце.

«Разгадай кроссворд».

13.03

26

Его Величество Ударение

IV четверть

1

 Роль ударения. Тренировка в правильной постановке ударения

«Мишуткина академия» - задания.

20.03

27

Поговорим о падежах

1

Упражнение в определении падежа имён существительных.

«Мишуткина академия» - задания.

03.04

28

Игротека

1

 Упражнение в написании существительных с шипящим на конце, подборе рифмующихся слов, определении падежа существительных.

Рисунок по клеточкам.

10.04

29

Сложные слова

1

Соединительные гласныеО и Е.

Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

«Разгадай кроссворд».

17.04

30

От архаизмов до неологизмов

1

Знакомство с понятиями: "общеупотребительные слова", "историзмы", "архаизмы", "неологизмы". Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

«Мишуткина академия» - задания.

24.04

31

По страницам энциклопедий

1

Энциклопедическая статья. Понятия: понятия "такт", "сальто-мортале", происхождение названия автомобиля "Мерседес" и кондитерского изделия "ромовая баба".

Головоломка «Танграм».

1.05

32

Игротека

1

Повторение: сложные слова, архаизмы и неологизмы, чтение энциклопедических статей.

Отгадай загадки,  рисунок по клеточкам

08.05

33

Повторяем …

1

Написание  "НЕ" с  глаголами. Сложные слова. Падежи.

«Мишуткина академия» - задания.

15.05

34

Повторяем, повторяем …

1

Написание слов с непроизносимыми согласными.разбор слов по составу.  Фразеологизмы и их  значения.

«Расшифруй пословицы».

22.05

Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
  • Главные члены предложения.
  • Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать предложения по членам предложения.
  • Обозначать на письме интонацию перечисления.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.
  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
  • Определять число, время глаголов.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.

«Занимательный русский язык»

4 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

И снова о русском языке…

Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство.

Графический  диктант.

05.09

2

Крылатые слова и афоризмы

Смысл понятий: "крылатые слова", "афоризмы".

Разгадывание кроссвордов «Паутинка».

12.09

3

Копилка занимательных заданий

Решение занимательных заданий.

«Мишуткина академия» - занятие.

19.09

4

игротека

Повторение: в чём выражается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова (фразеологизмы) и их значения; признаки афаризмов.

«Расшифруй афоризмы».

26.09

5

Об именах

История возникновения древнерусских и современных имён. Разнообразие имён и их форм.

«Мишуткина академия» - занятие.

03.10

6

О русских фамилиях

История возникновения русских фамилий. Распространённые способы происхождения русских фамилий.

Разгадывание кроссвордов «Знаменитые русские фамилии».

10.10

7

В поисках сбежавших головоломок

Решение занимательных заданий.

«Расшифруй текст».

17.10

8

игротека

Повторение: история возникновения имён и русских фамилий.

Чтение басни С.Михалкова «Смешная история».

24.10

9

Мы играем в логогрифы

Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

Разгадай слово в ребусе.

31.10

10

Учимся распознавать речевые ошибки

Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.

«Мишуткина академия» - занятие.

14.11

11

Коллекция заморочек

Решение занимательных заданий.

«Мишуткина академия» - занятие.

21.11

12

Игротека

Повторение: логогрифы, речевые ошибки.

«Разгадай кроссворды»

28.11

13

Ох уж эти фразеологизмы!..

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами.

Инсценировка весёлых диалогов.

05.12

14

Работаем над рифмами

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения,  следуя заданной теме.

«Мишуткина академия» - занятие.

12.12

15

Словесные забавы

Игры со словами. "Спунеризмы". "Буриме"

Выполнение графического диктанта.

19.12

16

Игротека

Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие Игры со словами.

Разгадывание загадок.

26.12

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

История происхождения фразеологизмов: "язык до Киева доведёт", "после дождичка в четверг", "закидывать удочку". Подбор к ситуации соответствующих фразеологизмов.

«Мишуткина академия» - занятие.

16.01

18

Русские пословицы и поговорки

Отличия поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы.

«Закончи пословицу».

23.01

19

Ассорти для любителя русского языка

Что такое "палиндромы". Решение занимательных заданий.

«Мишуткина академия» - занятие.

30.01

20

Игротека

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы.

«Исправь ошибки в пословицах».

06.02

21

И снова о фразеологизмах

Фразеологизм и похожее словосочетание ("важный человек" – "важная птица"). Вычленение фразеологизмов из текста.

«Мишуткина академия» - занятие.

13.02

22

Однородные члены предложения

Выделение однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания.

Отгадай загадки.

20.02

23

Ошибочка вышла!..

Решение занимательных заданий.

«Мишуткина академия» - занятие.

27.02

24

Игротека

Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма "краеугольный камень".

Найти в тексте крылатые слова.

06.03

25

Про омонимы и их разновидности

Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов (омографы, омофоны, омоформы).

«Мишуткина академия» - занятие.

13.03

26

Ещё немного фразеологизмов

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

«Разгадай кроссворд»

20.03

27

В стране Перевертундии

Решение занимательных заданий

Рисунок по клеточкам.

03.04

28

Игротека

Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: "закусить удила", "попасть впросак".

«Разгадай омонимы».

10.04

29

Что такое "паронимы"

Смысл понятия "паронимы". Различие паронимов по лексическому значению.

«Мишуткина академия» - занятие.

17.04

30

Игротека

Повторение: паронимы, словарные слова.

Работа по таблице «Найди словарные слова».

24.04

31

Готовимся к конкурсу "Русский медвежонок"

Решение головоломок.

«Мишуткина академия» - занятие.

1.05

32

Игротека

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы.

«Замени фразу одним словом».

08.05

33

Повторяем…

 Однородные члены предложения, их вычленение в предложении. Палиндромы. Скрытый смысл пословицы.

«Найди спрятавшие слова».

15.05

34

Повторяем, повторяем…

"Счастливый случай"

«Мишуткина академия» - занятие.

22.05

Основные требования к знаниям и умениямучащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические  и пунктуационные правила;

Обучающиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

IV Ожидаемые результаты к концу обучения в начальной школе

Личностные результаты:

- осознавать роль речи в жизни общества;

- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

- понимать необходимость быть носителем правильной речи;

- проявлять интерес к изучению русского языка.

Метапредметные результаты:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному  плану;

- находить и выделять необходимую информацию;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- использовать рефлексию для подведения итога деятельности;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений;

- приводить доказательства;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);

- уметь полно и точно выражать свои мысли;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

- слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать четко сформулированные вопросы.

Предметные результаты:

- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;

- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

- отличать признаки основных языковых единиц;

- различать понятия: "многозначные слова", "синонимы", "антонимы", "омонимы", "архаизмы", "неологизмы", "паронимы", "палиндромы", приводить их примеры;

- иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;

- знать историю происхождения и логическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

- знать виды словесных игр и головоломок;

- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;

- уметь анализировать, классифицировать, сравнивать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

- творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.

Описание материально-технического обеспечения курса

  1. Книгопечатные пособия:
  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  1. Цифровые ресурсы:
  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...