Естественнонаучная грамотность (ЕНГ)
презентация к уроку

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросамсвязанным с естественными наукамии его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к PISA-2022. Естественно-научная грамотность. Методические основы

Слайд 2

О чём будем говорить? Какие задания по естественно-научной грамотности могут встретиться? Основной принцип конструирования заданий Критерии оценивания заданий на ЕНГ

Слайд 3

Естественно-научная грамотность – как отражена в PISA? Живые системы Физические системы НЕсовсем верная точка зрения «Физические системы – физика, химия Живые системы – биология, экология Земля и КС – астрономия география» Точка зрения PISA Задания носят межпредметный характер. Что всё-таки проверяется? Земля и космические системы Чего хотим достичь? Локально : научить детей использовать получаемые знания на практике Учени к должен уметь: Объяснять Исследовать Анализировать Д е лать выв о ды Предлагать а л ь т е р нативные варианты

Слайд 4

Как конструируются задания? Предметные результаты Практический характер задания Метапредметные результаты БЛОК З АДА Н ИЙ Естественно-научные предметы Методология давать научные объяснения, применять е/н методы исследования, интерпретировать данные, делать выводы Здоровье Ресурсы Среда Связь науки и технологии Опасности и риски

Слайд 5

Компетенции в ЕНГ КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОВЕРЯЮТСЯ? научное объяснение явлений понимание особенностей естес т вен н о н а у чно г о и с с л е д ова н ия интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления Объяснять принцип действия технического устройства или технологии Распознавать и формулировать цель данного исследования Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Преобразовывать одну форму представления данных в другую Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Слайд 6

Как конструируются задания? Компетенция научное объяснение явлений; понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Тип знания знание содержания (межпредметный характер) знание процедур (методология) Контекст Когнитивный уровень Тип вопроса Дидактическая единица

Слайд 7

Как конструируются задания? Компетенция научное объяснение явлений; понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Тип знания знание содержания (межпредметный характер) знание процедур (методология) Контекст личностный национальный глобальный здоровье природные ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологий Когнитивный уровень Тип вопроса Дидактическая единица

Слайд 8

Как конструируются задания? Компетенция научное объяснение явлений; понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Тип знания знание содержания (межпредметный характер) знание процедур (методология) Контекст личностный национальный глобальный здоровье природные ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологий Когнитивный уровень Низкий Средний Высокий Тип вопроса Дидактическая единица

Слайд 9

Как конструируются задания? Компетенция научное объяснение явлений; понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Тип знания знание содержания (межпредметный характер) знание процедур (методология) Контекст личностный национальный глобальный здоровье природные ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологий Когнитивный уровень Низкий Средний Высокий Тип вопроса открытый частично открытый закрытый Дидактическая единица

Слайд 10

Что добавляется? ПРИМЕР: Сила тяжести (или вес) на Марсе. Легенда. Одна из проблем для первых колонистов Марса – сила тяжести на этой планете отличается от земной. Традиционный подход «от способа – к задаче» Во сколько раз сила тяжести на поверхности Марса отличается от земной? Даны: масса и радиус каждой из планет. Е с т е с твенн о -н а уч н ая грамотность Сила тяжести на Марсе – 38% от силы тяжести на Земле. Предполагается, что колонистам придется носить жилеты- утяжелители, карманы которого могут быть заполнены свинцовыми пластинами. Какое негативное влияние на организм человека на Марсе помогут предотвратить жилеты-утяжелители? Креативное мышление Решение проблем Сила тяжести на Марсе – 38% от силы тяжести на Земле. Из-за того, что колонисты будут постоянно испытывать меньшую нагрузку, чем на Земле, их мышцы будут деградировать. Что бы вы предложили, для того чтобы избежать этой опасности?

Слайд 11

Как оцениваются задания?

Слайд 12

Как оцениваются задания?

Слайд 13

Как оцениваются задания?

Слайд 14

Как оцениваются задания?

Слайд 15

Как оцениваются задания?

Слайд 16

Как оцениваются задания?

Слайд 17

Что поможет на занятиях? Рабочий лист для ученика Лист оценивания Методические рекомендации для учителя

Слайд 18

Спа с ибо з а в ни ма н ие !



Предварительный просмотр:

Ситуация «Тюльпаны»

Оле очень нравятся тюльпаны, и она решила сама вырастить эти замечательные растения. Она задумалась, как можно получить цветущие

растения именно к празднику 8 Марта. Она заинтересовалась этим вопросом и узнала, что если создать специальные условия для развития растений, то

можно получить цветущие растения в любое время года. Такой способ выращивания растений называется выгонкой. В процессе роста растения питаются в основном веществами, накопленными в луковице, поэтому успех во многом зависит от того, какие луковицы отобраны для

посадки.

Методический комментарий:

Сюжет задания связан с интересной особенностью луковичных

растений зацветать в любое время года при создании определённых условий. При выполнении этого задания учащиеся могут опираться

на знания из курса биологии (видоизменение стебля у побегов растений, рост и развитие растительного организма), а также логическое мышление и внешкольные знания.

Задание можно использовать в учебном процессе как для оценки, так и для формирования соответствующих умений. Например, при анализе

проблемных ситуаций в ходе объяснении нового материала или при актуализации полученных обучающимися знаний.

Задание можно использовать в качестве демонстрационного эксперимента на уроке или в качестве индивидуальной исследовательской работы

обучающегося.

Комплексное межпредметное задание состоит из шести заданий от низкого до среднего уровня сложности.

Задание 1

Какие луковицы необходимо отбирать для посадки тюльпанов?

Выберите два верных ответа.

  1. Мелкие луковицы.
  2. Плотные луковицы.
  3. Крупные луковицы.
  4. Мягкие луковицы.
  5. Лёгкие луковицы.

Методический комментарий:

Задание формирует умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления, которое входит в состав

компетентностной области «научное объяснение явлений».

Проанализировав представленные варианты и опираясь на знания о

функциях луковицы тюльпанов, учащиеся могут предположить, какие луковицы нужно выбирать для посадки.

Уровень сложности задания: низкий.

Задание предполагает выбор двух правильных ответов

Система оценивания:

1 балл: B. Плотные луковицы. C. Крупные луковицы.

  1. баллов: Другие ответы.

Оля подробно познакомилась со строением луковицы тюльпанов и

правилами их посадки. Она узнала, что перед посадкой необходимо снять с луковиц верхние сухие кроющие чешуи.

Задание 2

Объясните, почему перед посадкой необходимо освобождать луковицы тюльпанов от кроющей сухой чешуи.

Объяснение:

Методический комментарий:

Задание формирует умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления, которое входит в состав

компетенции «научное объяснение явлений». Учащимся необходимо проанализировать приведённую информацию, представленную

на схеме строения луковицы, и, опираясь на знания о строении и функциях луковицы, выдвинуть предположение о том, почему

необходимо освобождать луковицы тюльпанов от кроющей сухой чешуи.

Уровень сложности: средний.

Задание предполагает развёрнутый ответ.

Система оценивания:

  1. балл: При прорастании корням будет тяжело пробиваться

сквозь плотную кроющую чешую, и они будут дольше укореняться.

0 баллов: Другие ответы.

Оля также узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов необходимо

соблюдать определённые условия. На первом этапе посаженные луковицы помещают в тёмное, прохладное и влажное место. На втором этапе луковицы переносят в тёплое,

светлое, хорошо проветриваемое помещение для получения цветущих побегов.

Задание 3

С какой целью посаженные луковицы тюльпанов на первом этапе помещают в тёмное, прохладное и влажное место?

Выберите один верный ответ.

  1. Чтобы луковицы находились в состоянии покоя.
  2. Чтобы луковицы оставались влажными.
  3. Чтобы луковицы укоренились.
  4. Чтобы луковицы быстрее дали побеги.

Методический комментарий:

Задание направлено на формирование умения применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.

Это умение входит в компетентностную область «научное объяснение явлений». Содержание задания связано со знаниями о живых

системах.

Контекст: личный.

Уровень сложности: средний.

Задание предполагает выбор одного правильного ответа.

Для ответа на вопрос учащимся необходимо вспомнить особенности роста и развития луковичных растений и сделать вывод

о том, с какой целью посаженные луковицы тюльпанов помещают на первом этапе в тёмное, прохладное и влажное помещение.

Система оценивания:

1 балл: C. Чтобы луковицы укоренились.

0 баллов: Другие варианты ответа.

В одной из книг Оля увидела информацию о том, что сокращение срока пребывания луковиц тюльпана на первом этапе в тёмном, прохладном и влажном помещении от 18 до 14 недель приводит в итоге к уменьшению длины цветочных побегов.

На рисунке изображены тюльпаны, выращенные с разным сроком пребывания луковиц в тёмном, прохладном и влажном помещении.

Задание 4

Рассмотрите рисунок и определите, какой период времени луковицы тюльпанов находились в тёмном, прохладном и влажном помещении. Ответ запишите в таблицу.

Методический комментарий:

Задание направлено на формирование или оценку умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие

выводы. Это умение относится к компетентностной области

«интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов». Учащимся необходимо проанализировать

при ведённую в тексте информацию, а также информацию на рисунке.

Результаты проведённого анализа предлагается записать в таблицу.

Уровень сложности: низкий.

Задание предполагает краткий ответ.

Система оценивания:

1 балл: 18; 17; 16; 15; 14 недель.

0 баллов: Другие ответы.

Оля познакомилась с рекомендациями по выгонке тюльпанов. Она узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов нужно строго соблюдать температурный режим, освещённость и

поддерживать необходимую влажность воздуха. Если не соблюдать рекомендации, то можно получить некачественные растения.

Задание 5

Какие причины могут привести к получению некачественных растений? Выберите два верных варианта ответа.

  1. Низкая температура на первом этапе выращивания.
  2. Хорошее освещение перед цветением растения.
  3. Низкая влажность на первом этапе выращивания.
  4. Понижение температуры перед цветением.
  5. Высокая влажность на втором этапе выращивания.

Методический комментарий:

Задание относится к компетентностной области «интерпретация данных и использование научных доказательств для получения

выводов». Учащимся при выполнении задания нужно умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Для выполнения задания необходимо опираться на знания

об особенностях роста и развития луковичных растений, а также проанализировать текст, приведённый в задании. В результате сделать выводы о том, какие причины могут привести к получению некачественных растений.

Система оценивания:

1 балл: C. Низкая влажность на первом этапе выращивания.

D. Понижение температуры перед цветением.

0 баллов: Другие ответы.

Оля решила провести эксперимент. Она отобрала одинаковые луковицы тюльпанов и взяла два одинаковых по объёму горшочка.

Один горшочек она наполнила небольшим количеством почвы и посадила в него несколько луковиц, а другой горшочек весь наполнила почвой и посадила только одну луковицу. Горшочки с растениями поместила в одинаковые условия.

Задание 6

Какую гипотезу хотела проверить Оля в своём эксперименте?

Ответ:          

Методический комментарий:

Задание относится к компетентностной области: «понимание

особенностей естественно-научного исследования». Задание направлено на

формирование или оценку умений выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки.

Уровень сложности: средний.

Учащиеся должны дать развёрнутый ответ.

По описанию предложенного эксперимента учащимся необходимо сформулировать гипотезу описанного эксперимента.

Система оценивания:

2 балла (ответ принимается полностью): Оля хотела проверить гипотезу о том, что тюльпаны растут в основном за счёт питательных веществ, накопленных в луковице. Поэтому в обоих горшочках растения тюльпанов должны вырасти примерно одинаковыми,

ИЛИ Оля хотела проверить гипотезу о том, что тюльпаны будут лучше расти в том горшочке, где на луковицу приходится большее количество почвы, а значит, и минеральных веществ, которые

в ней находятся.

1 балл (ответ принимается частично):

Высказана одна из гипотез:

  1. тюльпаны будут расти одинаково в обоих горшочках, ИЛИ
  2. во втором горшочке тюльпаны будут расти лучше, НО не дано обоснование для каждой из гипотез: 1) тюльпаны питаются в основном за счёт луковицы; 2) каждой луковице во втором горшочке достаётся больше минеральных веществ.

0 баллов: Другие ответы.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Задание

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

Критерии оценивания

7 баллов - "отлично" - 5

5-6 баллов - "хорошо" - 4

3-4 балла - "удовлетворительно" - 3

менее 3 баллов - "неудовлетворительно" - 2


Итого баллов:         Оценка:        



Предварительный просмотр:

Оле очень нравятся тюльпаны, и она решила сама вырастить эти замечательные растения. Она задумалась, как можно получить цветущие растения именно к празднику 8 Марта. Она заинтересовалась этим вопросом и узнала, что если создать специальные условия для развития растений, то можно получить цветущие растения в любое время года. Такой способ выращивания растений называется выгонкой. В процессе роста растения питаются в основном веществами, накопленными в луковице, поэтому успех во многом зависит от того, какие луковицы отобраны для посадки.

Задание 1

Какие луковицы необходимо отбирать для посадки тюльпанов?

Выберите два верных ответа.

  1. Мелкие луковицы.
  2. Плотные луковицы.
  3. Крупные луковицы.
  4. Мягкие луковицы.
  5. Лёгкие луковицы.

Ответ:         

Оля подробно познакомилась со строением луковицы тюльпанов и правилами их посадки. Она узнала, что перед посадкой необходимо снять с луковиц верхние сухие кроющие чешуи.

Задание 2

Объясните, почему перед посадкой необходимо освобождать луковицы тюльпанов от кроющей сухой чешуи.

Объяснение:

Оля также узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов необходимо соблюдать определённые условия. На первом этапе посаженные луковицы помещают в тёмное, прохладное и влажное место. На втором этапе луковицы переносят в тёплое, светлое, хорошо проветриваемое помещение для получения цветущих побегов.

Задание 3

С какой целью посаженные луковицы тюльпанов на первом этапе помещают в тёмное, прохладное и влажное место?

Выберите один верный ответ.

  1. Чтобы луковицы находились в состоянии покоя.
  2. Чтобы луковицы оставались влажными.
  3. Чтобы луковицы укоренились.
  4. Чтобы луковицы быстрее дали побеги.

Ответ:         

В одной из книг Оля увидела информацию о том, что сокращение срока пребывания луковиц тюльпана на первом этапе в тёмном, прохладном и влажном помещении от 18 до 14 недель приводит в итоге к уменьшению длины цветочных побегов.

На рисунке изображены тюльпаны, выращенные с разным сроком пребывания луковиц в тёмном, прохладном и влажном помещении.

Задание 4

Рассмотрите рисунок и определите, какой период времени луковицы тюльпанов находились в тёмном, прохладном и влажном помещении.

Ответ запишите в таблицу.

Оля познакомилась с рекомендациями по выгонке тюльпанов. Она узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов нужно строго соблюдать температурный режим, освещённость и поддерживать необходимую влажность воздуха. Если не соблюдать рекомендации, то можно получить некачественные растения.

Задание 5

Какие причины могут привести к получению некачественных растений?

Выберите два верных варианта ответа.

  1. Низкая температура на первом этапе выращивания.
  2. Хорошее освещение перед цветением растения.
  3. Низкая влажность на первом этапе выращивания.
  4. Понижение температуры перед цветением.
  5. Высокая влажность на втором этапе выращивания.

Ответ:         

Оля решила провести эксперимент. Она отобрала одинаковые луковицы тюльпанов и взяла два одинаковых по объёму горшочка.

Один горшочек она наполнила небольшим количеством почвы и посадила в него несколько луковиц, а другой горшочек весь наполнила почвой и посадила только одну луковицу. Горшочки с растениями поместила в одинаковые условия.

Задание 6

Какую гипотезу хотела проверить Оля в своём эксперименте?

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа для 2 класса по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ). Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна, МБОУ «Средняя школа №4» г.Ачинск.

Содержание и структура диагностической работы Максимальный первичный балл составляет 22 балла. Если  учащийся  получает  за  выполнение  всей  работы  11  балло...

Диагностическая работа для учащихся 4 классов ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится один урок 40 минут.В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания к ним.Задания будут разными. В некоторых из них нужно из...

Формирование естественнонаучной грамотности

Разработка системы заданий для обучающихся - основа для новых методик формирования функциональной грамотности....

Интерактивные приемы, используемые на уроках окружающего мира для формирования естественнонаучной грамотности

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииОбучение навыкам успешного общ...

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности»  разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность) Тема «Тайга» 4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.Комплексное задание включает 10 заданий без выбора о...