Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

   В современной школе игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Автор: Иванова Екатерина Германовна,

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 176, Калининский район,

г. Санкт-Петербург

   В современной школе игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Требования к подбору игр следующие.

1.Игры должны соответствовать учебно-воспитательным задачам урока, программным требованиям к получаемым обучающимися знаниям, умениям, навыкам.

 2. Игры должны соответствовать возрасту обучающихся, их подготовленности к изучаемому материалу, а также с учетом психологических особенностей детей.

Примеры игр-заданий.

На уроках русского языка

  1. Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысла - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает словарное слово и «шифрует» его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Например:

Цазя, оврбоей, аосрок (заяц, воробей, сорока) 

  1.  Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

м..рской

ст..ловая

с..довник

гря..ки

доро..ки

кни..ки

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  1. Игра “Замени одним словом”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. На доске записаны фразеологические обороты, задача – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала.

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

клевать носом,

выходить из себя,

зарубить на носу,

чесать языки и т.д.

  1. Игра «Орфограмма потерялась»

Цель: Закрепление знаний по изученной орфограмме, расширение словарного запаса.

. Заменить словосочетания одним словом (при изучении и повторении сочетаний ча-ща):

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- густой лес

- место, где играют дети и т.д.

      5.   Игра «Давайте петь»

 Цель: Закрепление знаний о грамматических значениях частей речи.

Выписать из текста песни имена прилагательные (существительные, глаголы, местоимения), определить заданные грамматические значения.

  1. Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

На уроках литературного чтения

  1. Игра «Путаница»

Цель: развивать читательские умения.

Узнать название произведения, заменив некоторые слова антонимами.

- «Драма о принце, о дедушке его и об ужасной крестьянке кукушке»

- «Тигр и котёнок»

- «Драма про трусливого Волка Короткие Уши, Прямосмотрящие глаза, Длинный хвост» и т.д.

       2.    Игра «Волшебный мешочек».

Цель: закрепить знания по прочитанным произведениям.

Не глядя, вытащить из мешочка предмет и догадаться, кому из героев он принадлежит. (очки – Мартышке из басни Крылова «Мартышка и очки» и т.д.)

На уроках математики

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы.

Так, например, задания на развитие внимания:

1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?

2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?

3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?

В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат».

Занимательные задачки

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы). 

Вместо традиционного устного счёта опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

    1. Игра «Не скажу!»

Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например, делятся на 2, они говорят “Не скажу!”

В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания.

  1. Игра «Забей мяч в корзину»

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение, сложение, вычитание.Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Для расширения детского кругозора можно использовать дополнительный материал в качестве сюжета для задач и для проведения устного счёта «Самые – самые»:

1.Среди хищников самым крупным считается белый медведь, его масса 1 тонна. Сколько это килограммов?

2.У медведя очень тонкое обоняние. Он может почуять добычу на расстоянии 15 километров. Сколько это метров?

3.Варан – самая крупная ящерица, масса его тела – 2кг 500 г. Сколько это граммов?

4.Верблюд – очень выносливое животное, на него можно навьючить кладь до 250 кг. Вырази в центнерах и килограммах.

5.Ворон живёт около 75 лет, слон – на 5 лет меньше, а щука на 5 лет меньше, чем слон. Сколько лет живёт щука?

6.Первый в мире трамвай испытывался в 1882 году в Германии. Сколько лет трамваю?

Такие задачи нравятся детям, а запоминание информации зависит от интереса конкретного ученика. Использование числового материала из жизни даёт много возможностей для обучения, а главное - это возможность такой работы пробудить интерес учащихся к новому. Это и осуществление межпредметных связей.

  1. Игра «Живая математика»

У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3×2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа. Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока.

На уроках окружающего мира

  1. Игра «Звёздный час»

Цель: Закрепление знаний по изученной теме.

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.

Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)

Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник) и т.д.

  1. Игра «Живое – неживое».

Цель: Закрепление знаний по теме «Живая и неживая природа».

 Если называется объект живой природы – хлопают в ладоши, если неживой – произносят: «У-у!»

  1. Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление знаний по теме «Природные зоны».

Послушай названия животных и растений.

Подумай, к какой природной зоне можно отнести большинство.

Найди лишнее.

АРКТИКА.

1. мох, лишайники, водоросли, рогоз

2. водоросли, ягель, мох, дриада

3. морж, кайра, крот, чайка

4. кит, тюлень, лось, белый медведь

СТЕПЬ.

1. ковыль, типчак, мятлик, кедр

2. пихта, герань, колокольчик, ирис

3. тюльпан, мак, ветреница, полярная ива

4. гиацинт, полынь, ковыль, сосна и т.д.


Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Литература:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998

2. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

4. Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах.  М., 1996 стр.46 Попова

5. Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 1965.

6. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.

8. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...