Технология развития критического мышления
материал

Никитина Светлана Андреевна

Технология развития критического мышления.Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления и ее применение в учебной деятельности.

“Мыслить человек начинает тогда,
когда у него появляется потребность
что-то понять”.

Слайд 1

Предисловие

Слайд 2

Только люди, далёкие от преподавания, считают, что труд учителя лёгок. Разумеется, если речь идёт об Учителе, а не о человеке, который работает в школе лишь потому, что другой работы ему пока не подворачивается. Нужно быть профессионалом в своём предмете. Причём, узкая специализация не «проходит»: учителя работают с детьми разных возрастов, над всеми разделами учебной программы. Да и о межпредметных связях постоянно нужно помнить. Необходимо быть в курсе того нового, что появляется в научных дисциплинах, так или иначе связанных с вашим предметом. Иначе вы будете бледно выглядеть в глазах своих учеников.    Каждый день приходится решать проблемы мотивации, поддержания дисциплины. Сочетать интересы вундеркиндов и тех, для кого учёба стоит низко в рейтинге интересов. Промолчим о куче всякой другой работы, лишь отдалённо связанной с преподаванием.

Часто ли в этой постоянной гонке мы задаёмся вопросом: а что мы, собственно говоря, хотим получить на выходе? Ради чего осуществляется этот титанический труд? В общем, понятно: выпускники школы должны владеть определённым набором знаний.

Но каким должен быть этот самый определённый набор знаний? Это не простой вопрос. Любой современный человек должен бегло читать и понимать прочитанное, грамотно писать. Причём, желательно, не только на родном языке. Считать – понятное дело, и не только от одного до ста и обратно. Да вот хотя бы представлять себе, сколько придётся отдать кровно заработанных денег, если взял в долг в микрофинансовой организации под 0,1 % в день. Ну, что ещё? С компьютером обращаться, наверное. А всё, что дальше – предмет постоянных споров. Программы то усложняют, то разгружают. Одно ясно: учитывая темпы прироста научной информации, выпускник школы никогда не будет владеть таким количеством знаний, которых бы ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Подавляющему большинству придётся самостоятельно их наращивать, причём, скорее всего, этот процесс будет постоянным.

Слайд 3

Информационная культура: что это?

А для этого нужно уметь самостоятельно работать с информацией, то есть:

  • знать, где и как её можно найти (многие просто не умеют правильно сформулировать вопрос);
  • анализировать то, что получили, сравнивать данные из разных источников;
  • отличать факты и их интерпретацию (видеть, когда нашим сознанием пытаются манипулировать, навязывая свою оценку фактов, как единственно возможную);
  • оценивать аргументы и делать самостоятельные выводы;
  • понимать, каким образом можно использовать добытое знание для решения своих проблем.

Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, вы добьётесь стопроцентного усвоения программного материала всеми вашими учениками (хотя уровень усвоения повысится). Но вы несомненно создадите условия для развития всех перечисленных выше умений.

Итак, что же мы понимаем под критическим мышлением? Один из активных пропагандистов этой технологии профессор Дэвид Клустэр чётко выделил те интеллектуальные операции, которые не являются критическим мышлением.

Слайд 4

Это:

  1. простое запоминание;
  2. понимание чужих идей, даже самых сложных;
  3. и, как это ни странно звучит, творческое, или интуитивное мышление: когда некое решение приходит в результате озарения, а не после более или менее длительных рациональных рассуждений.

Какое мышление можно считать критическим?

Что же относят к признакам критического мышления?

Слайд 5

  1. Самостоятельность мышления.

Критически мыслящий человек что-то утверждает, даёт оценки, высказывает идеи независимо от других людей. Это не значит, конечно, что он всегда оригинален, то есть говорит нечто, что до него никто не говорил. Можно согласиться с чьей-то точкой зрения, но не потому что её высказал очень авторитетный человек. А потому что аргументация этой точки зрения кажется наиболее убедительной.

Для того чтобы научить наших детей мыслить самостоятельно, надо давать им такую возможность. У них должна быть свобода высказывать свои предположения, искать им подтверждение или убеждаться в их ошибочности. Необходимо, насколько это возможно, избегать преподнесения готовых выводов. Если же без них не обойтись – невозможно же до всего доходить исключительно самому – нужно объяснять, каким образом эти выводы получены, на какие аргументы они опираются.

  1. Информация не является целью мышления, она – его отправная точка, толчок к его началу.

Достаточно часто учащиеся самых разных возрастов на вопрос: для чего необходимо изучать тот или иной предмет? – отвечают: чтобы знать. Учить таблицу умножения, законы Ома, признаки НЭПа – для того чтобы знать их? Согласитесь, такой подход к учебной деятельности фактически делает её бессмысленной. Это всё равно что много и тяжело работать, чтобы были деньги. Не для того, чтобы на них купить что-то нужное или желанное, а чтобы они просто были.

Но с другой стороны пренебрегать процессом поиска и накопления информации тоже неправильно. Пустая голова не может думать. Критически мыслить – значит делать аргументированные выводы, а не голословные заявления.

  1. Целью мышления является решение какой-то проблемы.

Чтобы научить человека мыслить критически, надо вначале научить его видеть наличие проблемы, формулировать её. Наши потребности очень разнообразны, поэтому и проблемы, требующие решения, тоже очень разные. Они могут быть сугубо практические. Или чисто познавательные. Когда мы сталкиваемся с областью ещё не познанного, сомневаемся в истинности имеющихся у нас знаний. Если мы чётко осознаём проблему, и хотим её решить, наша деятельность будет гораздо продуктивнее.

  1. Стремление к убедительной аргументации.

Когда мы не просто утверждаем что-то, а подкрепляем свою точку зрения ссылкой на факты, экспериментальные данные, существующие теории и тому подобное, то одновременно соглашаемся с тем, что могут существовать факты, данные, теории, которые подкрепляют иную точку зрения. Мы соглашаемся выслушивать аргументы оппонента. И внутренне готовы признать его правоту, если он более убедителен. Или начать поиск дополнительных фактов, данных, теорий, чтобы убедить его.

Вообще, многозначность многих слов иногда порождает непонимание, различную трактовку одного и того же термина. Когда мы произносим слово «критика», чаще всего имеем в виду поиск негатива, неприятие какой-то позиции. Но учить критическому мышлению – это не значит учить постоянно находиться в оппозиции.

Критически относиться к информации – значит не принимать на веру бездоказательные утверждения; уметь оценить силу аргументов, сравнить разные позиции, выработать собственную точку зрения. Опять же не на основе эмоционального отношения к какому-либо факту, а на основе его рационального анализа.

И вот здесь хотелось бы подчеркнуть важность использования критического мышления не только для успешной учебной деятельности наших учеников, но и для их жизни вообще. Если они научатся мыслить именно так, ими очень трудно будет манипулировать.

  1. Критическое мышление социально.

Для того чтобы оценить силу своих аргументов надо о них кому-то рассказать. Выслушать возражения. Или вместе поикать новые, более убедительные доказательства.

Резюмируем.

Урок развития критического мышления

Слайд 6

Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором:

  • ученики вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения;
  • каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации;
  • любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной;
  • результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются.

Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, содержит три основные фазы.

Слайд 7    

Слайд  Вызов:

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности

слайд  Осмысление:

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и собственного понимания

слайд  Размышление (рефлексия)

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)

Слайд 8

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. 
А «Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. 
И третья стадия «Рефлексия» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. 
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? 
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. 

А теперь вернемся к базовой модели технологии из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

слайд 9

Задачи каждого этапа:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить к ней интерес;

- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

- структурировать последующий процесс изучения материала.

Начало работы – формулировка проблемы, которую необходимо решить. Учитель, конечно, сам может её сформулировать. И если он грамотно это сделает, а затем так же грамотно организует другие этапы урока, тот, несомненно удастся. Цели будут достигнуты: знания получены, умения сформированы. Педагогика – это не та сфера жизни, где задачи решаются только одним способом.

Но мы то сейчас говорим о развитии критического мышления! Значит, необходимо, чтобы проблему наши ученики увидели самостоятельно. Например, поняли, что их знания по какому-то вопросу неполны или противоречивы.

слайд 10

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

- получение новой информации;

- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

То, что в классической формулировке называется изучением нового материала. Только посыл при этом другой: мы с ним работаем не для того, чтобы его изучить, а для того, чтобы, усвоив его, решить поставленную нами самими проблему.

При этом могут быть использованы самые разные формы работы. Учитель может объяснять материал, рассказывать. Только этот рассказ должен быть построен с учётом необходимости развития критического мышления слушателей.

Ещё лучше, если организована самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Важно только их правильно подобрать. Если, например, в предложенном материале невозможно найти ответы на возникшие вопросы, то разбуженный на стадии вызова познавательный интерес может и угаснуть.

Вообще-то, совсем неплохо, если некоторые вопросы останутся пока без ответов, но об этом чуть позже.

слайд 11

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

На этой стадии происходит возврат к тем проблемам, вопросам, предположениям, которые были сформулированы на стадии вызова. Обмениваясь мнениями о полученной информации, систематизируя её, ребята делают выводы о том, какие из предположений были верными, а какие нет. Выясняют, какой способ решения проблемы наилучший.

А если что-то решить не удалось, формулируется новая проблема, над которой надо будет поработать на следующем уроке. Таким образом, цикл замкнётся. Точнее, мы плавно перейдём на следующий виток спирали.

Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока. Поэтому часто целесообразно планировать в русле этой технологии не отдельный урок, а изучение темы, раздела, возможно и всего курса. Какая-то стадия может длиться очень долго. Скажем, стадия рефлексии займёт целый урок.

Технологии развития критического мышления открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Скажем, сейчас всё большую популярность приобретает такая педагогическая инновация, как «Перевёрнутый класс». Она предполагает, что изучение нового материала выносится за рамки урока. Учащиеся  получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. А в классе у учителя будет гораздо больше времени (ох, как же его не хватает!), чтобы качественно организовать стадию вызова и стадию рефлексии.

Как организовать эти фазы урока?

В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.

А теперь остановимся подробнее на каждой фазе урока и методах, которые могут быть применены на данной стадии.

слайд 13

Стадия вызова на уроке

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже "перед фактом".

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

слайд 14

Функции стадии осмысления на уроках по технологии развития

Деятельность учителя и учащихся на стадии осмысления

На уроках по развитию критического мышления роль учителя координирующая. Так и на стадии осмысления главная задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.

Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.

Особенности стадии осмысления на уроках ТРКМ

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.

Представить информацию можно по-разному. Это может быть:

  • текст параграфа учебника;
  • текст, подготовленный учителем;
  • фильм;
  • презентация;
  • доклад одноклассника;
  • таблица;
  • лекция;
  • статья, лекция в интернете;
  • аудиоматериал и пр.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

слайд 15

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В стандарте образования особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Заключение. Какую бы пед. технологию мы не применяли  в учебном процессе, все же  важнейшей составляющей этого  процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте сделаем её ее разумной, качественной и, по возможности, солнечной.

Слайд 15. Отсюда   пожелания:
1.
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу.
3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

слайд 16
7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.
9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать мы - учителя. 

слайд 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...