Особенности взаимодействия семьи и школы
статья

 Семья – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. За внешним поведением, установками, реакциями ребенка видны его родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, связывающие их семейные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vzaimodeystviya_semi_i_shkoly.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа или другие социальные институты формирования личности. Работа с семьей ребенка с нарушенным интеллектом выступает обязательным направлением социально-педагогической реабилитационной деятельности. Это связано с огромным влиянием, которое оказывает на всю жизнь ребенка его семья, внутрисемейные межличностные отношения, уклад семьи, ее традиции. Семья – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. За внешним поведением, установками, реакциями ребенка видны его родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, связывающие их семейные отношения.

По определению Н.И. Шевандрина, семья  это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими хозяйство.

Схожую трактовку семье дает Р.В. Овчарова:

«Семья – это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Поскольку супружество и родительство получают социальную санкцию, моральную и правовую легитимность, а вместе с ним общественную и государственную поддержку, семья выступает как социальный институт. Семья выступает начальной, структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Основа семьи  кровные и родственные отношения, объединяющие супругов, детей и родителей. Брак двух людей, с точки зрения Е.Р. Ярской-Смирновой, еще не составляет семью: она появляется с рождением детей. В репродукции человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Семья, по утверждению Л.Д.Столяренко, это социально- педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья  это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Все, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании в детском саду или в школе, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том, что можно, а чего нельзя делать, где добро, а где зло, что хорошо и что плохо, интерпретированы ребенком от родителей как единственно возможные, то трансформировать их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребенка (косвенного и прямого).

В идеале семья должна выступать комфортной развивающей микросредой для ребенка, быть своеобразным островком благополучия для него. В семье ребенок получает первые представления о доброте, уважении к старшим. Отношение родителей к другим людям, к социокультурным ценностям воспринимается ребенком как норма поведения. Именно в семье лежат истоки характера человека, его отношения к жизни.

Семья, это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья выступает наиболее благоприятной средой для ухода за ребенком и его воспитания. Ее уникальный характер как воспитательной среды выражается в том, что здесь:

  • происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми социально зрелыми членами семейной группы. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное - от родителей, отстают в своем развитии;
  • создаются условия, жизненно необходимые детям в первые годы их существования.

Успешность развития, обучения ребенка, его социализации в значительной мере зависят от внимания к нему в семье, качества заботы о нем, иными словами, от того периода, когда социальный круг ребенка ограничен пределами семьи, где царит неповторимая в сензитивном плане атмосфера, удовлетворяющая его эмоциональные потребности в любви, тепле, сочувствии, защищенности.

Необходимо отметить, что на современном этапе социальная политика государства направлена на активизацию поддержки молодых семей в воспитании детей, но формы этой помощи еще крайне ограничены.

Преобразование нашего общества в экономической, социальной, духовной жизни, освобождение людей от апатии и отчужденности, закалка нравственного здоровья, качественное обновление нашего общества и преодоление глубинных механизмов торможения. Решение всех этих судьбоносных для будущего нашей страны задач во многом зависит от школы, готовящей к активной и полноценной сознательной жизни поколение, на плечи которого в ближайшее время ляжет значительная часть нагрузки по их решению. Именно школа призвана во взаимодействии с другими институтами социального воспитания обеспечить общественно-необходимый уровень общей образовательной подготовки, мировоззрения, нравственности, культуры, готовности к труду этот поколения, как и будущих поколений.

Родители, их общественные объединения  один из важнейших каналов связи школы с жизнью, предупреждения и устранения конфликтов между ними.

Создаются предпосылки к качественному обновлению всей системы народного образования в стране. Концепция этого обновления предполагает обеспечение единства обучения и воспитания и реализацию воспитывающего потенциала учебного труда учащегося как необходимой составной части формирования его личности. Образование не сводится к приобретению простой суммы знаний, оно рассматривается как целостный процесс «человекообразования», формирования личности гражданина.

Восстанавливается целеуказание для деятельности учебных заведений  формирование людей, подготовленных к жизни в обществе, в соответствии с его идеалами, ценностями, требованиями.

Если детализировать эту цель, то речь идет о формировании личности, гармонически сочетающей функции семьянина, работника, гражданина; гармоничной в отношениях с людьми, с природой, культурой и самим собой; готовой к гражданской и трудовой активности, интенсивной интеллектуальной жизни, участию в приумножении духовных и материальных ценностей нашего общества.

Известно, что рождение ребенка с отклонениями в развитии коренным образом изменяет, жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в большей степени на мать) длительное психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного пресса на родителей зависит от различных причин: характера и степени отклонении в развитии ребенка, наличия внешних признаков патологии, а также личностных особенностей самих родителей.

Рождение неполноценного ребенка, как жизненная ситуация, по степени тяжести приравнивается специалистами к смерти супруга или к тюремному заключению. Многие родители в подобной стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Поведение родителей искажается, что, как правило, не осознается ими самими, и приводит в результате к качественным изменениям на всех уровнях  психологическом, социальном и соматическом:

  • нарушается взаимодействие с социумом (родственники, знакомые, врачи, дефектологи, учителя): при лом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватные реакции на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с дошкольным учреждением, а затем и со школой; матери во многих случаях оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ним, переходят на ночную или надомную работу, часто низко оплачиваемую;
  • нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские; как правило, в этом случае наблюдается резкое искажение позиции отца, который тяжелее, чем мать переживает, что его ребенок болен, и что он, как и другие здоровые члены семьи, оказывается в положении «заброшенного»; часто семьи распадаются;
  • нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное для данного типа семьи), т.е. в случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (и в дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, а в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь еще детей;
  • складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания; очень часто в семье не признается необратимость диагноза и соответственно вытекающих отсюда последствий, даже в случае понимания родители продолжают тратить огромные силы и средства на так называемое «хождение по кругу врачей» в надежде, что диагноз не подтвердится, или, в крайнем случае, найдутся лекарства, которые помогут вылечить ребенка;
  • затяжной психический стресс, как правило, приводит к острым эмоциональным расстройствам к возникновению различных психосоматических заболеваний, неврозов, невротической депрессии; в результате у матери могут обостриться многие заболевания, в том числе сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, лечение которых не приносит результата, если не устраняется психотравмирующая ситуация (или хотя бы смягчается реакция на нее).

Школа призвана прогностически оценивать изменения в жизни общества через 10-20 лет и готовить учащихся к завтрашним требованиям, к завтрашней модели семьи, всему укладу общества через несколько лет.

Соответственно должен определяться и «портрет» выпускника, круг наиболее значимых знаний, нравственных и культурных ориентации, привычек и черт личности, которые необходимо формировать в школе. В свою очередь важно на этой основе выделить действительно нужную учебную информацию и воспитательные приемы, способствующие всестороннему формированию и гуманизации этой личности, развитию в ней способности к добротворчеству.

Преподавание должно отучаться от работы на отчетности, становиться одушевленным, все заметнее поворачиваться лицом к учащемуся, его интересам и потребностям, индивидуальным особенностям; учитывать его отношение к школе, самочувствии в ней. Особо важно выделить в каждом ученике личность. Не позиция «мы лучше знаем, что тебе надо» или «делай, то, что тебе говорят, и не рассуждай много», а диалог должен стать основным институтом педагогов.

И применительно к школе действует требование молодежной политики «общение-назидание должно уступить место общению-диалогу». Если мы хотим полностью восстановить доверие молодежи мы должны научиться разговаривать с ней на равных, открыто, честно.

Конечно, старое в школе не сдается без борьбы, механизм торможения и здесь продолжает действовать, что сказывается на недостаточно высоком уровне системы работы с семьей.

Не все родители начинают понимать, что их участие в делах школы - не благотворительность. Помогая школе, семья помогает себе в воспитании детей.

Но, говоря о взаимосвязи семьи и школы, очень важно представлять задачи, возможности, содержание и формы этой взаимосвязи. Тем более что школа нередко потребительски толкует ее как улицу с односторонним движением. Родители обязаны беспрекословно выполнять указания и требования школы  считают многие педагоги  от сбора денег на классные нужды и уборки помещений до воздействия (методы по усмотрению пап и мам) на детей, нарушающих школьные правила. Они обязаны также являться для бесед, присутствовать на собраниях, лекциях. А вот каковы обязанности школы по отношению к родителям и права последних, педагоги как то не очень задумываются. Само понятие взаимодействия не очень  то в ходу, а о «педагогике сотрудничества» говорят, обычно имея в виду педагогов и учащихся. А родители? Проблема школы как «родного дома» для родителей не ставится.

Очень может быть, что одна из причин состоит в следующем: с одной стороны, выросли возможности семьи (материальный достаток, образованность родителей), с другой не растет, а порой снижается ее участие в делах школы (объясняется это неопределенностью положения родителей по отношению к школе).

Выход из этой ситуации дает только признание необходимости взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и  взаимодополнения воспитательной деятельности семьи и школы.

Школьное воспитание коллективистское по своему характеру, чем воспитание в семье. Специфические формы воспитания в семье как в микроколлективе с родственными связями его членов, определяющими и эмоциональный климат, школа дополняет, а при необходимости и корректирует, опираясь на научно-педагогическую методику.

В нынешних условиях на смену стихийному воспитательному воздействию на детей в семье приходит осознанное, целенаправленное воздействие. Оно требует от родителей наличия суммы педагогических, психологических, правовых знаний и умения применять эти знания в общении с детьми. Однако существует ряд факторов, которые не дают возможность семье полновесно реализовывать свои функции. Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребенком, среди функций семьи, как указывает А.Р. Turnbull & Н.R. Turnbull, следует рассматривать не только такие, как экономическая, ведение хозяйства и забота о здоровье, но и рекреационная (например, хобби и другие мероприятия как семейные так и индивидуальные), социализирующая (например, развитие социокультурных навыков и межличностных взаимосвязей), самоидентификация (например, признание сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности), аффективная (например, развитие интимности и способности к воспитанию), образовательно-профессиональная (например, приготовление домашних заданий, осуществление выбора карьеры, оформление профессиональной этики).

По данным А. Бершадской, на собраниях, присутствуют 70-80% матерей, есть бабушки и крайне редкими гостями являются отцы, дедушки. Забвение отцовства становиться в России традицией. Оно же особое состояние души обязанность не менее почетная и ответственная, чем материнство. Отец всегда и во всем нужен ребенку рядом. Он человек, выводящий в жизнь, в люди. Несомненно, значительно число отцов, которые самоустраняются, уходят от решения семейных проблем, от воспитания ребенка, интимного общения с ним, передоверяя все матери. При этом отцы ссылаются на массу житейских, экномических проблем, хронической усталостью, незнание основ педагогики и детской психологии и т.п. У одних детей такое поведение отца часто становиться причиной слабовольности, отсутствия твердости характера, мужественности. Других детей безотцовщина, наоборот озлобляет, превращает в разрушителей.

Коррекция этой ситуации с помощью общественною мнения и родительской общественности, педагогического и правового всеобуча представляется тем более необходимой, что именно мужская помощь в воспитании ребенка особенна нужна. Не только в узкоутилитарных целях (помощь в строительстве и. ремонте, в обеспечении ТСО и т.д.), но и для компенсации деформации, возникающих из-за феминизации педагогических коллективов. Если в 1940-1941 учебном году женщины в составе учителей и руководителей дневных общеобразовательных школ составляли 60%, в 1986 - 1987 учебном году 73%, то 1998 85%. А это значит дефицит мужского влияния, недостаток руководителей кружков и секций. Именно активизация связи со школой отцов (и старших братьев) поможет, если не устранить, то смягчить образовавшиеся переносы.

В основу дифференцированного подхода к взаимодействию семьи с учебным заведением педагогам целесообразно класть классификацию:

  • по уровню авторитета родителей у детей и подростков;

Конечно, всякий раз надо учитывать и основания авторитета: приемлемые или неприемлемые (например, авторитет, основанный на подкупе дорог ими вещами, вовлечение в антиобщественное поведение «на

равных» и т.п.).

  • по отсутствию или наличию экстремальной ситуации жизни и воспитания детей в семье, характеру и интенсивности действия негативных влияний;
  • по характеру воспитательной позиции и объективным возможностям воспитательного воздействия (педагогически сильные, средние, слабые семьи).

Предполагаемый подход позволяет наиболее полно учитывать особенности личности родителей, нравственное содержание и оценку этой личности детьми, соответствие позиции семьи нравственным идеалам общества, наконец, направленность влияния родительского авторитета и возможности его использования в достижении целей воспитания. Данная классификация способствует и более глубокой оценке причин и возможностей развития противоречий и конфликтов во внутрисемейных отношениях, непосредственно воздействующих на ребенка. Экстремальность при этом понимается как такое состояние этих противоречии и конфликтов, которое существенно искажает отношение детей к родителям, деформирует волю, след в духовном мире и поведении ребенка.

Таким образом, все семьи, конечно, очень разные по моральному и по культурному уровню. И все же именно на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми этими навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. Семью нужно поднимать до уровня требований современной жизни и культуры.

Проблема организации продуктивного взаимодействия семьи и школы в настоящее время является острой и важной. Это во многом обусловлено, как пассивностью самих родителей, так и наблюдающимся скрытым дистанционнрованием педагогов от проблем, с которыми сталкиваются родители в воспитании и обучении ребенка, нежеланием тратить силы и время на организацию действенной помощи семье в трудной жизненной ситуации. В зависимости от характера экстремальных ситуаций избираются формы и методы оказания социальной и психолого-педагогической помощи родителям, определяются пределы компетенции педагогическою коллектива в попытке оздоровить ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....